Бактериальные и протозойные болезни рыб

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Во многих странах мира важнейшим объектом пресноводной и морской аквакультуры традиционно является рыба.
Производство пищевой рыбной продукции имеет высокую народнохозяйственную эффективность. Так, 70 млн. т. рыбы, беспозвоночных и других водных объектов (без китов) по содержанию белка эквивалентно стаду в 400 млн. голов крупного рогатого скота. Затраты на производство 1 кг белка рыбных продуктов почти в 3 раза ниже затрат, связанных с получением 1 кг белка мясных продуктов.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………...3

2. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы при заразных болезнях……4

2.1 ВСЭ при бактериальных болезнях……………………………………….6



2.1.1 Аэромоноз карпов……………………………………………………..6



2.1.2 Аэромоноз (фурункулез) лососевых…………………………………8



2.1.3 Вибриоз………………………………………………………………..11



2.1.4 Псевдомонозы карповых рыб………………………………………..12



2.2 ВСЭ при болезнях протозойной этиологии……………………………..15



2.2.1 Миксоболезы карповых………………………………………………15



2.2.2 Миксозомоз лососевых……………………………………………….18



2.2.3 Триходинозы…………………………………………………………..19



2.2.4 Хилодонелез…………………………………………………………..21



2.2.5 Ихтиободоз (костиоз)…………………………………………………23



3. Заключение………………………………………………………………….25



4. Список использованной литературы………………………………………26

Работа содержит 1 файл

Бактериальные и протозойные болезни рыб.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Печень бледная, с желтоватым оттенком, пятнисто гиперемирована, дряблая, в ней преобладают тяжелые воспалительно-деструктивные изменения: застойная гиперемия синусоидов, перигландулит по ходу тяжей поджелудочной железы, зернисто-жировая и ва­куольная дистрофия гепатоцитов, очаговый некроз паренхимы. Показательным является резкое снижение или исчезновение гли­когена из печеночных клеток.

В более поздних стадиях развивается пролиферативно-клеточная реакция.

В кишечнике десквамативный катар с очаговыми геморрагиями на слизистой, а также истончением стенки. Селезенка и почки рых­лые. Они увеличены в объеме за счет воспалительного отека, гипер­плазии гемопоэтической ткани, скопления макрофагов и пролифе­рации клеток РЭС (ретикуло-эндотелиальной системы). В мочевых канальцах наблюдают зернистую дистрофию эпителия, изредка гломерулонефрит.

В сердце отмечают перикардит с наличием потехиальных крово­излияний. Головной мозг иногда с признаками отека и мелкоочаго­выми некрозами.

При язвенной форме (хроническоетечение) — поверхност­ные и глубокие язвы на теле, проникающие иногда до костей. Язвы имеют кратерообразную форму с красным ободком и серо-красно­ватым дном. Иногда встречают очаговый дерматит и выпадение чешуи. При заживлении язв образуются рубцы темно-фиолетового цвета. Отмечают искривление позвоночника (сколиоз, кифоз), де­формацию костей головы и плавниковых лучей. Внутренние орга­ны без существенных изменений. В печени отмечают склероз па­ренхимы и цирроз.

Асцитно-язвенная форма(подостроетечение)характери­зуется сочетанием признаков асцитной и язвенной форм. В зависи­мости от тяжести заболевания преобладают воспалительно-дегене­ративные или пролиферативные процессы в органах.

Диагностика. Диагноз на аэромоноз ставят комплексно по ре­зультатам бактериологических исследований с учетом эпизоотологических данных, клинических признаков и патологоморфологических изменений. Патогенность выделенных культур проверяют постановкой биопробы на карпах массой 150—200 г. Серотипизацию вирулентных штаммов проводят при реакции агглютинации.

Аэромоноз карпов дифференцируют от весенней вирусной бо­лезни (ВВБ), псевдомоноза, эритродерматита, некоторых токсико­зов и болезней, сопровождающихся покраснением кожи. Весенней вирусной болезнью и псевдомонозом болеют карпы, растительно­ядные рыбы, караси и другие виды. Заболевания протекают остро или подострое без образования язв на теле.

Следует учитывать, что дерматит и язвенные поражения кожи редко бывают при травмах, действии местно-раздражающих ядов, осложненных факультативной микрофлорой.

Меры борьбы и профилактика. При возникновении аэромоноза карпов на неблагополучные рыбоводные хозяйства и естественные водоемы накладывают карантин. Оздоровление проводят путем летования прудов или комплексным методом.

Летование заключается в полном прекращении рыбоводного процесса: осенью пруды спускают, всю рыбу вылавливают, условно здоровую рыбу реализуют в торговую сеть, минуя контакт со здоро­выми хозяйствами. Рыбоводные пруды не эксплуатируют весь год, в течение которого их очищают от ила, проводят дезинфекцию ложа и гидросооружений негашеной (из расчета 25 ц/га) или хлорной (из расчета 3—5 ц/га) известью, промораживают и просушивают, ложе засевают травами, овощами и др. Дезинфицируют орудия лова, тару, спецодежду кипячением или 4 %-ным раствором формалина и другими средствами. После проведения всех ветеринарно-санитарных мероприятий пруды зарыбляют здоровой рыбой.

Санитарная оценка рыбы. При хроническом течении болезни после зачистки язв больных рыб направляют на переработку (про­варку, копчение и т. п.). Рыб с признаками острого течения болезни (асцит, пучеглазие, ерошение чешуи) проваривают и используют на корм животным, перерабатывают на рыбную муку или утилизиру­ют. Условно здоровую рыбу реализуют в торговой сети без ограни­чений, не допуская попадания ее в другие водоемы.

 

2.1.2 Аэромоноз (фурункулез) лососевых

Аэромоноз (фурункулез) лососевых — инфекционная болезнь лососевых рыб, вызываемая бактерией из семейства Vibrionaceae, рода Aeromonas.

Распространение и экономический ущерб. Фурункулез распрост­ранен повсеместно в странах с развитым лососеводством, за исклю­чением Австралии и Тасмании. В России, на Украине отмечались единичные острые вспышки болезни в форелевых хозяйствах. Не­благополучны по аэромонозу лососевых реки о-ва Сахалин. При ос­трых вспышках заболевания наблюдаются большие потери в ре­зультате массовой гибели форели. При хроническом течении боль­шие затраты производятся на оздоровление водоемов и обработку икры дальневосточных лососей.

Возбудитель — бактерия Aeromonas salmonicida — короткая грам- отрицательная оксидазоположительная неподвижная палочка с закругленными концами, размером (1,7—2,7) х 1 мкм. В мазках бактерия располагается поодиночно, попарно или цепочками, спор и капсул не образует. Это факультативный аэроб с оптимумом роста при 18—25 °С. На питательных средах (МПБ, МПА) образует пиг­мент, окрашивающий среды в темно-бурый цвет.

Эпизоотологические данные. К фурункулезу восприимчивы все виды лососевых рыб, но наиболее чувствительны палия, ручьевая и радужная форели, горбуша, кета. Фурункулез лососевых был также зарегистрирован у сигов, линей, карпов, щук, окуней, а так­же у лягушек. Наиболее тяжело болезнь протекает у рыб старше двухлетнего возраста, у производителей в период икрометания и после него, а также у ремонтных особей. Мальки заболевают очень редко.

Патогенез и симптомы болезни. Возбудитель проникает в кровь (бактериемия), быстро разносится по органам и тканям и там раз­множается. За счет выделения эндотоксина гликопротеидной при­роды он вызывает интоксикацию организма, проявляющуюся лейколитическим, миолитическим действием, угнетением гемопоэза и фагоцитоза, геморрагическим диатезом и дегенеративно-некробиотическими изменениями в паренхиматозных органах. В зависимо­сти от количества бактерий и их вирулентности аэромоноз протека­ет молниеносно, остро, подостро и хронически. Инкубационный период при температуре 15—21 °С длится около 7 дней.

Патологоанатомические изменения. Различают бессимптомную, геморрагическую, опухолевую и кишечную формы болезни.

При бессимптомной форме (молниеносное или субклини­ческое течение) видимых изменений во внутренних органах не на­блюдают.

Геморрагическая форма характеризуется геморрагичес­ким диатезом и катаральным гастроэнтеритом. Многочисленные точечные кровоизлияния имеются на коже, серозных оболочках и в паренхиме печени, почек, гонадах и других органах (см. рис. IV). В мускулатуре формируются очаги серозно-геморрагического не- кротизирующего миозита с наличием в очагах воспаления коло­ний бактерий. Печень застойно гиперемирована с единичными точечными кровоизлияниями, очагами зернистой дистрофии и микронекрозов в паренхиме. Селезенка и почки увеличены, рых­лой консистенции; гемопоэтическая ткань гиперплазирована, со­держит колонии бактерий, вокруг которых образуются очаги кро­воизлияний и некроза паренхимы. В мочевых канальцах почек на­ блюдают дистрофию и некробиоз эпителия, гломерулит, в серд­це — подэпикардиальные геморрагии, эпикардит, а при наличии бактерий — некробиоз кардиомиоцитов, в кишечнике — катараль­ный гастроэнтерит.

Опухолевая форма соответствует подострому или хроничес­кому течению болезни и отличается очаговым дерматомиозитом и некрозом мускулатуры. Абсцессы или флегмона заполнены мутным кровянистым экссудатом. На разрезе они имеют кратерообразную форму с ходами, темно-красным дном и светлой краевой зоной гра­нуляционной ткани, а также крупными скоплениями бактерий. Внутренние органы в большинстве случаев без видимых измене­ний, только в печени встречаются мелкоточечные кровоизлияния. В печени, селезенке, гемопоэтической ткани почек и редко в эпи­карде выявляются скопления бактерий, вокруг которых образуются микронекрозы паренхимы.

Кишечная форма ограничивается катаральным гастроэнте­ритом, выражающимся гиперемией слизистой, кровоизлияниями в пилорических придатках, десквамативным катаром.

Диагностика. Диагноз на фурункулез ставят на основании ре­зультатов бактериологического исследования с учетом эпизоотологических данных, клинических признаков и патологоморфологических изменений. Посевы берут из крови, селезенки, почек и не- вскрывшихся абсцессов. Важно четко анализировать клинико-анатомические признаки болезни и дифференцировать их от вирусной геморрагической септицемии, вибриоза и липоидной дистрофии печени форели.

При вирусной геморрагической септицемии отсутствует опухо­левая форма, более выражены геморрагический диатез во внутрен­них органах и пучеглазие. Липоидная дистрофия печени — незараз­ное заболевание. При латентном, молниеносном течении аэромоноза диагноз подтверждают постановкой биопробы с 1—2-суточной культурой выделенной бактерии.

Меры борьбы и профилактика. При установлении фурункулеза в хозяйстве вводят карантин. В форелевых хозяйствах всю рыбу вы­лавливают, условно здоровую реализуют в торговую сеть, а больную уничтожают. Проводят очистку и дезинфекцию прудов, бассейнов, орудий лова, инвентаря и т. д. После проведения ветеринарно-санитарных мероприятий завозят здоровую рыбу и при отсутствии вспышек болезни карантин снимают. Иногда применяют лечение рыб левомицетином или террамицином, добавляя их в корм из рас- чета5—7,5 гна 100 кг массы рыбы в течение 2 нед. Эффективны так­же сульфаниламиды и фуразолидон (с кормом).

Лососевые заводы в течение длительного времени держат на ка­рантине, бракуют и уничтожают больных рыб, регулярно проводят ветеринарно-санитарные мероприятия. Оплодотворенную икру обеззараживают йодинолом в разведении водой 1:10 в течение 10 мин или 0,5 %-ным водным раствором формальдегида в течение 3 мин. С целью профилактики аэромоноза лососевых необходимо соблюдать ветеринарно-санитарные правила перевозки рыбы и икры. Всю икру из неблагополучных лососевых заводов перед пере­возкой профилактически обрабатывают йодинолом или формали­ном.

Санитарная оценка рыбы. Поскольку возбудитель фурункулеза не опасен для человека и теплокровных животных, условно здоровую рыбу, не потерявшую товарный вид, реализуют на месте вылова без ограничений или засаливают. Рыбу с ярко выраженными признака­ми болезни, истощенную и потерявшую товарный вид после про­варки направляют на корм пушным зверям и другим животным или утилизируют.

2.1.3 Вибриоз

Вибриоз — инфекционная болезнь лососевых, угрей и других видов рыб, вызываемая бактерией из семейства Vibrionaceae, рода Vibrio.

Распространение и экономический ущерб. Вибриоз широко рас­пространен в форелевых и угревых хозяйствах, использующих для выращивания рыб солоноватую воду и расположенных в бассейнах Балтийского и дальневосточных морей. Заболевание протекает эн­зоотически, сопровождается массовой гибелью рыб и требует зна­чительных затрат на оздоровление неблагополучных хозяйств.

Возбудитель — бактерия Vibrio anguillarum. Это грамотрицательные оксидазоположительные изогнутые или прямые палочки с од­ним полярным жгутиком; спор и капсул не образуют; факультатив­ный аэроб. Растет на обычных питательных средах с содержанием в них 1,5—3 % хлорида натрия при температуре 25—37 °С, оптимум 18—25 °С. Вибрионы широко распространены в природе. Болезнь вызывают также штаммы Vibrio parahaemoliticus, которые патоген­ны для человека.

Эпизоотологические данные. Вибриозом болеют лососевые (фо­рель), угорь, щука, плотва, окунь в солоноватых водах, а также мор­ские рыбы (камбала, треска и др.). Но наиболее опасно заболевание для радужной форели и угрей в возрасте годовиков и старше. Вспышки болезни чаще встречаются летом.

Источником возбудителя инфекции являются больные рыбы, их выделения, трупы. Болезнь передается при прямом контакте и че­рез инфицированную воду. Заражение рыб происходит через жаб­ры, кожный покров и пищеварительный тракт. Возникновению вибриоза способствует загрязнение водоемов органическими веще­ствами.

Переболевшие рыбы приобретают относительный иммунитет.

Патогенез и симптомы болезни. Проникая в кровь, возбудитель разносится по всем органам и тканям, протекает в форме септице­мии, токсемии, вызывая серозно-геморрагическое воспаление и дегенеративно-некробиотические изменения в органах.

Инкубационный период длится 6-14 дней. Наблюдают острое и хроническое течения болезни.

При остром течении первые признаки заболевания — отказ от корма, снижение двигательной активности. У больных рыб обнару­живают покраснение кожного покрова, очаговое ерошение чешуи, изъязвления кожи, у некоторых из них — внутримышечные при­пухлости, абсцессы, анемичные жабры. Болезнь сопровождается значительной гибелью рыб.

Хроническое течение отличается образованием на коже язв раз­личной величины и формы, которые постепенно заживают в тече­ние 3—4 мес. Рыбы принимают корм, однако к осени погибает до 50 % рыб.

Патологоанатомические изменения. При остром течении обнару­живают изменения, характерные для сепсиса: гиперемию и увели­чение размеров селезенки и почек, точечные кровоизлияния в па­ренхиме печени, отек серозных оболочек, скопление жидкости в брюшной полости, а также гидратацию и размягчение скелетной мускулатуры. Хроническое течение ограничивается наличием язв на коже и незначительными изменениями во внутренних органах.

Диагностика. Диагноз ставят на основании результатов бактери­ологических исследований с учетом эпизоотологических данных, клинических признаков и патологоанатомических изменений. Воз­будитель выделяется из крови, селезенки, почек, печени, а также из абсцессов и язв, причем в большем количестве — при остром тече­нии болезни. Патогенность бактерий подтверждают при внутрибрюшинном заражении здоровых рыб восприимчивых видов. Раз­работаны серологические методы диагностики.

Меры борьбы и профилактика. В неблагополучных по вибриозу хозяйствах вводят ограничения, согласно которым запрещаются вывоз рыб для разведения, пересадки их внутри хозяйства, умень­шают плотности посадки в пруды, улучшают качество воды и кор­мов.

Информация о работе Бактериальные и протозойные болезни рыб