Велосипедный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни в целом, поскольку велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики велосипедного туризма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной тематики.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы велосипедного туризма
1.1 Понятие и сущность велосипедного туризма
1.2 История развития велосипедного туризма
1.3 Особенности велосипедного туризма
1.4 Материально-техническое оснащение для развития велосипедного туризма
Глава 2. Велосипедный туризм в Пермском крае
2.1 Рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма
2.2 Особенности организации велотуров в Пермском крае
2.3 Значение велосипедного туризма в Пермском крае
2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае
Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Велосипедный туризм.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

Для организации процесса втягивания людей в сообщество цивилизованных велотуристов нужен специальный  фонд, прежде всего на проведение семинаров  велотуристской подготовки с учебно-тренировочными походами, массовых походных мероприятий, причем это дело не осилить одному лишь государственному бюджету, тем  более в нынешнее время. Тут нужно  объединение средств разных источников.

Но все проблемы велотуризма  не решить без главного - без преодоления  разобщенности между лидерами и  руководителями различных велосипедных ведомств, организаций, обществ, клубов в пределах Пермского края и между  регионами России, без понимания  того, что большое дело в одиночку не сдвинешь, что возможностей для  личного самоутверждения в кооперации с другими организаторами отнюдь не меньше, чем в индивидуальных устремлениях.

 

 

2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае

 

Любителей езды на велосипеде в Пермском крае немало и многие занимаются велосипедным туризмом. Туристу-велосипедисту приходится иногда проезжать не только по гладкому асфальтированному шоссе, но и в  условиях бездорожья, по гористой или  сильно пересеченной местности.

В последней четверти XX века много  пишут и говорят о велосипеде. Словно подражая веку минувшему, нынешний век в те же годы удивил мир велосипедным бумом - по крайней мере на страницах  газет и журналов это словосочетание в последние десятилетия можно  было увидеть часто. И, тем не менее, доля организованных велотуристов в  Пермском крае слишком мала, если сравнивать с десятками миллионов обладателей  двухколесных машин [7, c. 29].

Причин тут много, но главная, по нашему мнению, - не осознали еще жители Пермского края мощного оздоровительного потенциала заложенного в велосипеде, не знают многие, сколько радости  и впечатлений может принести обычный недельный велопоход. А  потому подавляющее большинство  владельцев двухколесных экипажей не связывает с ними свой отдых, потому у нас так мало выпускается  снаряжения для велотуризма, почти  нет в Пермском крае велодорожек  и никак не утвердится велотуризм по путевкам. Потому книги о велотуризме - большая редкость.

В последние несколько лет развитие велосипедного туризма в Пермском крае силами туристических фирм приобретает  все более заметный характер. Работа инструкторов, постоянно отслеживающих  ситуацию на маршрутах и обеспечивающих во время проведения туров безопасность, в том числе и благодаря  взаимодействию и обмену информацией  с подразделениями МЧС, наличие  у турфирм специального снаряжения, оборудования и средств связи, позволяют  приобщиться к активному туризму  людям, не обладающим специальными знаниями и достаточным опытом для организации самостоятельных путешествий. Для коммерческих походов постоянное нахождение гидов на маршруте является обязательным. Они в большинстве случаев не только показывают путь, выдают снаряжение, но и готовят на костре пищу и обустраивают лагерь [10, c. 65].

Развитие велотуризма в Пермском крае перестал тормозить дефицит  велосипедов с несколькими передачами, появилось много владельцев новых, неведомых нам ранее велосипедов  с 21-24 передачами. Ограничены по разным причинам возможности для путешествий  на велосипедах по обширному пространству, которое до недавнего времени  именовалось Советским Союзом, но - открылись границы внешние. Приказала  долго жить единая централизованная система планового и самодеятельного  велотуризма, субсидируемая профсоюзами, но - появилась возможность организовывать под эгидой разных ведомств велосипедные объединения какого угодно направления. в том числе коммерческие.

Раньше шоссейно-гоночный, сугубо спортивный, стиль велопутешествий  был уделом спортсменов (действующих  и оставивших спортивную арену) и  лишь небольшого количества велотуристов. Теперь он, не без влияния со стороны  Запада, все больше утверждается и  в Пермском крае. Это прослеживается даже в терминологии: велотуристские законы и правила теперь пестрят  такими словами как “спортивный  поход”, “соревнования”, “чемпионат”  и другими. Становится очень модным новый стиль велоезды, зародившийся в США, - бездорожный быстрый, или, как его еще называют, агрессивный - на так называемых горных велосипедах  с широкими шинами (“маунтинбайках”), пришедший из велокроссов по пересеченной местности, из соревнований типа “триал”, из спортивных велоралли. На этих велосипедах ездят, что называется, не разбирая дороги, первоначально - по горным тропам. В многодневном туризме, по крайней мере в Пермском крае, такой стиль пока не нашел широкого распространения, но поездки выходного дня - это ведь тоже велотуризм [3, c. 87].

Во многих городах Пермского  края таких, как Александровск, Губаха, Березники, Красновишерск и др. организованы школы велосипедного туризма. В них новички могут получить базовые сведения по велотуризму и ознакомится с традициями и правилами велотуров. Неотъемлемой частью подготовки велотуриста являются скатки – походы выходного дня с целью отработки движения в группе и повышения физической подготовки участников.

 

 

Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю

 

Нами разработан следующий велосипедный маршрут по пермскому краю.

Цель велотура: познавательный маршрут

Продолжительность: 6 дней

Район: Пермский край

План маршрута: Кунгур - Березовка - Сосновка - Кумыш - Усть-Койва - Чудесница - Дыроватый камень - Усть-Койва - Кусье-Александровский - Усть-Тырым - Черный Тырым - Старый Бисер - Теплая Гора – Колпаки.

Протяженность маршрута: 307 км

Дорога: грунтовки, лесные дороги, асфальт, набор высоты около 15 тыс. м

Разработка туристического продукта:

1-й день

Прибытие в Кунгур. Пещера. Старт.

Нитка маршрута: Кунгур – деревня Березовка – река Шаква

Протяженность: 41 км, асфальт

Время в пути – 3 часа, подъем – 690 м

Познавательная часть: осмотр Кунгурской пещеры, Свято-Никольской церкви города Кунгура.

2-й день

Нитка маршрута: р.Шаква – Сосновка – Сая – Красоты (нежилая) - Матвеево – Кормовище – урочище Вынырок - Кумыш

Протяженность: 89 км, грунтовка (бывшая бетонка), в редких деревнях асфальт (18 км), прохождение брода в районе деревни Красоты.

Время в пути – 12 часов, подъем – 990 м.

3-й день

Нитка маршрута: Кумыш - Усть-Койва

Протяженность: 35 км, грунтовка (бывшая бетонка), песчано-каменистая дорога

Время в пути – 6 часов

Познавательная часть: осмотр начала реки Кумыш, памятного креста у деревни Усть-Койва, Дыроватого Камня на реке Кумыш.

4-й день

Нитка маршрута: Усть-Койва – р. Чусовая – пещера Чудесница - Дыроватый камень - Усть-Койва

Протяженность: 26 км, песчано-каменистая дорога

Время в пути – 5 часов

Познавательная часть: осмотр пещеры Чудесница.

5-й день

Нитка маршрута: Усть-Койва – Кусье-Александровский – Усть-Тырым – р. Черный Тырым

Протяженность: 51 км, каменистая лесовозка, в т.ч. 7 км глины

Время в пути – 10 часов

Познавательная часть: осмотр скал на реке Чусовая (рис. 8), искусственного водопада на притоке реки Черный Тырым.

6-й день

Нитка маршрута: р. Черный Тырым – Старый Бисер – Теплая гора – Промысла – г. Колпаки

Протяженность: 65 км, каменистая лесовозка, щебенка, в т.ч. 8 км асфальт

Время в пути – 12 часов

Познавательная часть: осмотр водослива плотины (рис. 10), поселка Теплая Гора.

Особенности туристического продукта

На маршруте есть безлесные участки и участки с плотными лесными массивами. Возможности пополнения запасов пищи и воды не ограничены. Плотность потока машин – высокая, на вспомогательных – средняя. Заболоченные участки отсутствуют.

Живописные природные картины  с тихими лесными речушками и  широкими просторами полей, сосновыми  борами и светлыми березовыми рощами, самобытная архитектура придают  особую прелесть этому шестидневному  путешествию.

Особенности организации  велотура

Состав группы следует подбирать  однородный по силам и владению техникой езды на велосипеде. Самое подходящее число участников путешествия — 4—8 человек. До начала путешествия  рекомендуется провести несколько  тренировочных поездок, чтобы туристы  втянулись в походный режим и  лучше познакомились друг с другом.

 

Заключение

В результате проделанной работы нами: рассмотрены рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма; выявлено значение велосипедного туризма в Пермском крае; дана оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае; рассмотрены возможные варианты прокладывания всего маршрута; оценена материальная база для технического оснащения; составлен веломаршрут.

Приведем основные теоретические  результаты исследования:

1. Велосипедный туризм – это популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий.

2. Велосипедный туризм обязательно  должен соответствовать правилам, в зависимости от категории  сложности определяющих протяженность  и продолжительность маршрута, набора  препятствий, состава группы и  т.д. Что в свою очередь заставляет  проходить маршрут в быстром  темпе, проявлять высокие морально-волевые  качества и применять навыки  преодоления, препятствий, определяющих  категорию сложности маршрута.

3. Первый туристический клуб  в России появился в Санкт-Петербурге  в конце 19-го века, его ядром  являлись любители езды на  велосипедах. Новую историю велотуризма  принято исчислять с 1958 года, когда  образовался Ленинградский клуб  туристов (ЛКТ), который по секциям  объединил все существующие тогда  виды туризма, в том числе  и велосипедный. Пик велотуристской  активности пришелся на вторую  половину 70-х годов и 80-е годы, когда группы ленинградских велотуристов  совершили экспедиции высокой  сложности по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю.

4. Велосипедный туризм имеет некоторые особенности по сравнению с другими видами туризма. Это, прежде всего, большая интенсивность движения и, как следствие, велотурист успевает увидеть гораздо больше, чем, например, пешеходник или горник. Велотурист для путешествия использует более сложную технику - велосипед, а велосипедная группа и каждый её спортсмен в отдельности, является участником дорожного движения, и обязана подчиняться правилам дорожного движения.

5. Пермский край считается одним из старейших горообразований России, имеющий большие рекреационные возможности для развития велосипедного туризма. География велотуризма в Пермском крае обширна. Познавательные маршруты есть в любой части Пермского края, именно его природной богатство помогло приобрести популярность велосипедного туризма среди любителей активного отдыха и приключенческого туризма.

6. Протяженность территории, большое количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и климатических зон, обилие природных и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в Пермском крае велосипедного туризма.

7. Велосипедный туризм в Пермском крае может стать одним из главных видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для устойчивого развития экономики. Отдых на природе в сочетании с получением знаний в области истории и географии дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.

Таким образом, цель исследования, заключающаяся  в выявлении условия развития велосипедного туризма в Пермском крае достигнута, задачи выполнены.

 

Список литературы

 

  1. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
  2. Велосипедный туризм / Сост. А.А. Булгаков. – М.: Ключ, 2008. – 624 с.
  3. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. М.: Нолидж, 2008.
  4. Короленко Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. – Л.: Красное Знамя, 1978.
  5. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Наука, 2008.
  6. Лебедев В.И. Экстремальная психология. М.: Наука, 2008.
  7. Пельцман Л.А. Спорт, Стресс, Экстрим. М.: БЕК, 2001.
  8. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. С-Пб.: Аврора, 2002.
  9. Сенин В.С. Введение в туризм. МБИ. М.: Просвещение, 2005.
  10. Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. Серия: библиотека практической психологии. М.: ХАРВЕСТ, 2003.
  11. Тим Постон, Иэн Стюарт. Секреты выживания в экстремальных ситуациях. М.: Мир, 2000.



Информация о работе Велосипедный туризм