Велосипедный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни в целом, поскольку велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики велосипедного туризма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной тематики.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы велосипедного туризма
1.1 Понятие и сущность велосипедного туризма
1.2 История развития велосипедного туризма
1.3 Особенности велосипедного туризма
1.4 Материально-техническое оснащение для развития велосипедного туризма
Глава 2. Велосипедный туризм в Пермском крае
2.1 Рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма
2.2 Особенности организации велотуров в Пермском крае
2.3 Значение велосипедного туризма в Пермском крае
2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае
Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Велосипедный туризм.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

В пермском крае любителей велосипедных туров ждут дороги кочевников и золотоискателей. Маршруты, насыщенные экскурсиями к  различным памятникам природы, проложены  по лесным тропинкам, через горные перевалы и реки.

Особенности рельефа Пермского  края делают здесь проведение велосипедных туров и велопрогулок очень привлекательным, с высоких берегов открывается  потрясающий вид на реки [11, c. 76].

 

2.2 Особенности организации  велотуров в Пермском крае

 

Велотуры - довольно новый продукт турфирм, предлагающих активный отдых. Несмотря на это уже сформировались некие стандарты и "правила игры", по которым строится велотур.

Путешествие на велосипеде — это  не спортивный скоростной пробег, а  нормальный туристский поход, имеющий  свои особенности. При правильной организации  похода и выборе маршрута велосипед  служит для туриста удобным и  приятным средством передвижения. позволяя двигаться с меньшей затратой сил на значительно большие расстояния и посвящать больше времени отдыху, ознакомлению с интересными объектами, общественно полезной работе, охоте  и рыбной ловле [1, c. 98].

Сезон велотуров в Пермском крае начинается в мае и длится до конца  сентября. Обычно в стоимость велотура входит аренда хорошего горного велосипеда, но если Вы не в силах расстаться со своим собственным «железным  конем», можете ехать на нем. Правда в этом случае придется взять на себя заботы по его транспортировке  к месту начала тура.

Велотуры, обычно, длятся от 7 дней, но это не значит, что набор вещей на неделю надо тащить на себе, при этом накручивая педали. Человек едет налегке, а весь багаж перевозится на машине сопровождения, услугами которой при необходимости может воспользоваться любой из участников, если устанет.

Часто велосипедный маршрут входит в состав комбинированных туров, обычно сочетаясь с рафтингом.

По маршруту группа движется под  руководством опытных гидов-инструкторов. Все инструктора знакомы с  маршрутом, а также могут произвести несложный ремонт велосипеда в пути.

Средняя группа, отправляющаяся в  велопутешествие – 7 – 10 человек. Возраст  участников от 18 до 40 лет. Скорость передвижения обычно не превышает 18-22 км в час. Оптимальная  нагрузка во время велотура – около 40 км в день. Она позволяет и  прочувствовать, что отдых вы выбрали  именно активный, и успеть поснимать  окружающие красоты, и пообщаться с  командой [3, c. 43].

Ночевки во время велотура обычно происходят в палатках. Часто в  один из дней тура устраивается ночевка  в гостевых домах или кемпингах  – с баней и прочими радостями  цивилизации. Приготовлением пищи, как  правило, занимаются инструктора, но и  туристам- добровольцам возражать никто  не станет.

От выбора маршрута в большой  степени зависит, удачно ли будут  решены задачи, поставленные перед  туристской группой.

Маршрут должен проходить по району, интересному для туристов и пригодному по своим природным условиям для  велосипедного путешествия. Утомительные переходы могут свести на нет все  хорошие впечатления. Поэтому надо выбирать район, в котором бы почва (большие площади заболоченных и  песчаных участков) не создавала излишних трудностей, климат и дороги (наличие  шоссейных, грунтовых дорог и  проходимых на велосипеде троп) были благоприятны для путешествия, а бездорожные  участки и перевалы в горах  не превышали 10—15% общей протяженности  маршрута.

Однако универсальность велосипеда как средства передвижения дает возможность  выбирать маршруты почти с любым  рельефом местности и с любыми дорогами. Не страшно, если небольшие  отрезки пути придется пройти пешком, ведя велосипед в руках, или преодолеть несколько бродов. В зависимости  от рельефа местности, погоды и качества дорог группа средней силы за время  своего отпуска может пройти от 400 до 1000 км.

Велосипед легок и удобен, в случае необходимости его можно перевозить на всех видах транспорта. Это дает возможность организовывать путешествия  в районы, отдаленные от места жительства туристов, и пользоваться на некоторых  участках маршрута железнодорожным, автомобильным, речным или морским транспортом. Такое комбинированное путешествие  открывает большие возможности  в выборе маршрутов [4, c. 65].

Начинающим туристам следует выбирать маршруты по населенной и слабопересеченной  местности с развитой дорожной сетью. Для групп, имеющих опыт, доступны более сложные маршруты, как в  лесных, так и горных районах. Маршруты могут прокладываться по всем перевальным  дорогам и тропам. Подъемы на перевалы (не требующие альпинистского снаряжения) и спуски с них по тропам придется преодолевать пешком, не исключена  возможность на некоторых участках разгрузки велосипедов от багажа и переноски того и другого  отдельно.

При оборудовании велосипеда прочным  и вместительным багажником на нем  можно перевозить 20—25 кг багажа. Это  даст возможность обеспечить группу достаточным для удобства походного  быта запасом продуктов, необходимого снаряжения и вещей.

2.3 Значение велосипедного туризма в Пермском крае

 

Занятия велосипедным туризмом благоприятно отражаются на общем физическом развитии жителей Пермского края. Согласно статистики, у юношей и девушек, систематически занимающихся велосипедным спортом  в Пермском крае, редко встречается отставание в развитии таких важных органов, как сердце, легкие и др. У одной трети подростков-велосипедистов сердце больше по своим размерам, чем оно должно быть для соответствующего роста и веса их тела [9, c. 43].

Велосипедный туризм в Пермском каре позволяет его жителям всегда находиться в хорошей спортивный форме. А еще велосипедные туры - это возможность увидеть новые пейзажи, посетить интересные города. Велотуризм - это “экологически чистый” вид спортивного туризма, благодаря которому человек остается наедине с природой. И в то же время велосипедные туры позволяют быстрее перемещаться в пространстве, чем, например, пешие походы (треккинг). Обычно маршруты для велосипедных туров подготавливаются заранее.

Велосипедные туры, путешествия  на велосипеде - одни из самых экологичных  и полезных для здоровья видов  туризма. Велосипедные туры привлекают не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями  и возможностью полноценного отдыха на природе.

Протяженность территории, большое  количество районов с низкой плотностью населения, многообразие ландшафтов и  климатических зон, обилие природных  и историко-культурных достопримечательностей создали предпосылки для развития в Пермском крае велосипедного туризма.

Путешествия на велосипедах по равнинной  и пересеченной местности, горным тропам на дорожных, спортивных и горных велосипедах - привлекает жителей Пермского края не только ощущением скорости, свободы, но и познавательными экскурсиями  и возможностью полноценного отдыха на природе. У велотуризма в Пермском крае огромное будущее, чему в последнее  время в немалой степени способствует популярность велосипеда как экономичного, довольно быстрого средства передвижения, возможность его практически  повсеместного использования, востребованность этого дружественного природе транспорта при проведении модных в настоящее  время экологических туров [6, c. 45].

Отдых в движении имеет ряд несомненных  преимуществ, в числе которых - путешествие  небольшой компанией на значительные расстояния, отсутствие изматывающей физической нагрузки и необходимости  нести на себе тяжелый багаж.

Велосипедный туризм в Пермском крае может стать одним из главных  видов туристической деятельности, в ряде регионов создать основу для  устойчивого развития экономики. Отдых  на природе в сочетании с получением знаний в области истории и  географии дает возможность людям, уставшим от воздействия техногенной  среды, не только восстановить защитные функции организма, но и в целом - гармонию в своем мироощущении; является перспективным направлением в рациональном природопользовании, сохранении культуры, образовании, воспитании и формировании мировоззрения.

Подавляющая часть владельцев велосипедов  в Пермском крае - это жители маленьких  городков и сельской местности, которые  используют велосипеды (почти исключительно  наши дорожные односкоростные) для  деловых поездок на работу, ферму, в магазин, на почту и т.д., то есть для них велосипед - личный бесплатный транспорт. К вело-1 туризму эти  люди, за малым исключением, не имеют  никакого отношения. Большую долю среди  веловладельцев этой категории занимают дети [10, c. 43].

Следующая большая группа велосипедистов - это в основном горожане Пермского  края, среди которых значительный процент составляют подростки, использующие велосипед в основном для велопрогулок в окрестностях своего дома или дачи, для поездок в лес, на реку. Значительная часть подростков готова заняться велотуризмом, если их кто-то в него вовлечет. С  годами эта готовность уменьшается. При налаженном оповещении через  средства массовой информации о походах, так сказать, “вольнокатающиеся” в  хорошую погоду и при других благоприятных  обстоятельствах могут соблазниться объявлением и отправиться в  однодневную поездку. Далее из “соблазнившихся” одни так и остаются эпизодическими участниками велопоходов выходного дня, другие увлекаются ими и становятся регулярными участниками этих походов, а иные переходят в следующую стадию вовлеченности - отправляются в многодневные велопутешествия.

Следующую ступень занимают уже  вовлеченные в велотуризм люди, которые  интересно и полезно проведенный  отпуск ассоциируют с велосипедом  и в выходные дни не прочь накрутить  сколько-то десятков километров, но оформление своих вояжей, заполнение маршрутных листов и книжек считают ненужной бюрократией [2, c. 34].

Наконец, самая малочисленная категория  владельцев велосипедов в Пермском крае - организованные велотуристы, регистрирующие свои многодневные походы в маршрутно-квалификационных комиссиях, участвующие в чемпионатах  и соревнованиях по велотуризму, получающие спортивные разряды. Своего пика организованный велотуризм в Пермском крае достиг, пожалуй, в конце 80-х, в  частности, в 1989 году отправляющихся в  путешествия с маршрутной книжкой  в течение года набралось 1,5 тысячи человек. В 90-е годы количество организованных велотуристов упало обвально, сейчас путешествующих в соответствии с  походными правилами, по самой оптимистической  оценке, - 1-3 тысячи человек, включая  школьников. Но среди отправляющихся в организованные многодневные велопутешествия  большинство составляют участники  наиболее простых походов I-III категорий  сложности, а участники походов.-V категорий сложности обычно составляют не более 10%, то есть, использующие велосипед в основном для велопрогулок в окрестностях своего дома или дачи, для поездок в лес, на реку. Значительная часть подростков готова заняться велотуризмом, если их кто-то в него вовлечет. С годами эта готовность в пермском крае уменьшается. При налаженном оповещении через средства массовой информации о походах, так сказать, “вольнокатающиеся” в хорошую погоду и при других благоприятных обстоятельствах могут соблазниться объявлением и отправиться в однодневную поездку. Таких в Пермском крае от 1 до 3 тысячи человек.

Массовые велотуристские мероприятия  в Пермском крае (слеты, соревнования, ралли и т.д.) так и не стали  массовыми по количеству участников, наоборот, соревнования по технике  туризма, которые носили прикладной характер, все больше становятся самодовлеющим  спортивным занятием избранных, в котором  участвуют хорошо тренированные  добрые молодцы (например, на последнем  чемпионате по туристскому многоборью в Пермском крае непосредственно  соревновалось 10 команд по 4 человека в  каждой). Все большая спортивность соревнований форсируется лучшим их финансированием подразделениями  Государственного комитета по физической культуре и туризму (спорт всегда в Пермском крае лучше финансировался, чем туризм, поскольку он дает результаты в виде конкретных показателей “здесь и сейчас”, а не отодвинутые в  будущее и опосредованные абстрактными, размытыми для финансирующих  органов явлениями вроде, таких  как бодрость, общий тонус, работоспособность, кругозор и т.д.) Но и здесь бывают сбои, например, из-за недостатка средств  не состоялся намечавшийся на конец  июня 2008 года в окрестностях Перми  чемпионат по велотуристскому многоборью [6, c. 76].

Очень мало проводится в Пермском крае массовых походных мероприятий, особенно в общенациональном масштабе, с уклоном  не в сторону тренированных велосипедистов, а для всех желающих (наподобие  семейных велоралли на большой дистанции). Плохо обстоит дело с массовыми  заездами и велодемонстрациями. Нет  ни одной протяженной маркированной  велотрассы, проложенной по самым  интересным местам Пермского края и  по наиболее благоприятным для велоезды дорогам. В чем дело? Не хватает  изобретательности, фантазии, чувства  юмора? Или мешает разобщенность  между разными группами велотуристов, велоклубами и отдельными энтузиастами, сказывается индивидуализация нашего общества, разреженная атмосфера  взаимодействия и взаимопомощи; напротив, дух соперничества в людях подавляет дух сотрудничества? Или просто хочется получать удовольствие в поездках самим и нет желания что-то организовывать для других?.. Что же делать? Прежде всего велотуристы должны объединяться в союзы, ассоциации, общества, использовать уже существующие организации и настойчивее заявлять о своих правах на дорожно- уличное пространство.

Наркомания среди подростков уже  превращается в национальное бедствие. Между тем любой руководитель школьного велотуристского кружка или клуба засвидетельствует, что  велотуризм создает надежный иммунитет  против не только наркомании, но и алкоголя и курения. Упредить пристрастие  подростков к наркотикам гораздо  дешевле, чем вытащить из этого болота уже втянувшихся. Организации, фирмы  и коммерческие структуры Пермского  края, не на словах, а на деле готовые  спасать подрастающее поколение  от этой напасти, должны начать финансировать  хоть в какой-то мере детские велотуристские и им подобные кружки и клубы [9, c. 32].

Информация о работе Велосипедный туризм