Велосипедный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни в целом, поскольку велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики велосипедного туризма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной тематики.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы велосипедного туризма
1.1 Понятие и сущность велосипедного туризма
1.2 История развития велосипедного туризма
1.3 Особенности велосипедного туризма
1.4 Материально-техническое оснащение для развития велосипедного туризма
Глава 2. Велосипедный туризм в Пермском крае
2.1 Рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма
2.2 Особенности организации велотуров в Пермском крае
2.3 Значение велосипедного туризма в Пермском крае
2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае
Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Велосипедный туризм.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы велосипедного  туризма

1.1 Понятие и сущность велосипедного  туризма

1.2 История развития велосипедного  туризма

1.3 Особенности велосипедного туризма

1.4 Материально-техническое оснащение  для развития велосипедного туризма

Глава 2. Велосипедный туризм в Пермском крае

2.1 Рекреационные возможности Пермского  края для развития велосипедного  туризма

2.2 Особенности организации велотуров  в Пермском крае

2.3 Значение велосипедного туризма  в Пермском крае

2.4 Оценка уровня развития велосипедного  туризма в Пермском крае

Глава 3. Разработка велосипедного  маршрута по Пермскому краю

Заключение

Список литературы

 

Введение

В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ  жизни в целом, поскольку велоспорт  является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.

Характеризуя степень научной разработанности проблематики велосипедного туризма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной тематики.

Теоретико-методологическую базу исследования составили четыре группы источников. К первой отнесены авторские издания по исследуемой проблематике, ко второй – учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству), к третьей – научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике, к четвертой – специализированные веб-сайты организаций.

Научная значимость данной работы состоит  в оптимизации и упорядочивании существующей научно-методологической базы по исследуемой проблематике. Практическая значимость темы состоит  в анализе проблемы развития велосипедного  туризма в Пермском крае.

Эмпирическую базу составил практическая информация касательно развития велосипедного туризма в Пермском крае.

При проведении исследования были использованы следующие методы исследования:

  • анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа).
  • обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
  • моделирование на основе полученных данных авторского видения в раскрытии поставленной проблематики (метод моделирования).

Будущие исследования по рассматриваемой тематике также актуальны в целях постоянного и обоснованного решения проблемы данной работы.

Результаты могут быть использованы для будущих исследований и могут быть применены на практике.

Объект исследования: велосипедный туризм.

Предмет исследования: велосипедный туризм в Пермском крае.

Цель исследования: выявить условия развития велосипедного туризма в Пермском крае.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть рекреационные возможности  Пермского края для развития  велосипедного туризма.

2. Выявить значение велосипедного  туризма в Пермском крае.

3. Дать оценку уровня развития  велосипедного туризма в Пермском  крае.

4. Рассмотреть возможные варианты  прокладывания всего маршрута.

5. Оценить материальную базу  для технического оснащения.

6. Составить веломаршрут.

 

 

Глава 1. Теоретические основы велосипедного туризма

 

1.1 Понятие и сущность  велосипедного туризма

 

Велосипедный туризм – это популярный вид активного отдыха, имеющий  множество разновидностей: от небольших  прогулок и экскурсий до сложных  велосипедных путешествий [10, c. 87].

Велосипедный туризм – это путешествия  на велосипеде, один из видов спортивного  туризма - массового и популярного  спорта.

Маршруты велосипедного туризма  прокладываются в различной местности: по проселочным дорогам, по равнинам и через горные перевалы. Для велосипедного  туризма разработаны специальные  конструкции

По велосипедному туризму проводятся соревнования различного ранга, присваиваются спортивные разряды и звания. В общем, все так же, как и в других видах спорта. И в тоже время велосипедный туризм во многом необычный вид спорта. Это не только скорость и физические нагрузки, но и общение с друзьями, вечера у костра, захватывающие виды природы и многое, многое другое. Не говоря уж о том, что велосипедный туризм, видимо, был одним из первых экстремальных видов спорта.

Велосипедный туризм обязательно должен соответствовать правилам, в зависимости от категории сложности определяющих протяженность и продолжительность маршрута, набора препятствий, состава группы и т.д. Что в свою очередь заставляет проходить маршрут в быстром темпе, проявлять высокие морально-волевые качества и применять навыки преодоления, препятствий, определяющих категорию сложности маршрута.

На наш взгляд велотуризм лишен  недостатков, а вот преимуществ  у него масса [6, c. 75].

Во-первых, велосипедный туризм позволяет преодолевать за поход очень большие расстояния. Только в автомототуризме расстояния больше, но в этом случае вы ограничены в выборе дороги возможностями транспортного средства, лишены контакта с природой. Велосипед же позволяет наслаждаться быстрой сменой впечатлений и посмотреть огромный район не мешая при этом ощущать каждый метр дороги, каждое дуновение ветерка.

Во-вторых, как уже было упомянуто выше, высокая скорость велотуризма обеспечивает быструю смену впечатлений. В велосипедном походе вы можете один день пробиваться через снега среди высоких вершин, на следующий загорать у теплого моря, потом идти сквозь густой лес через многочисленные броды, а через два дня ехать по сухой полупустыне, где до далекого горизонта не единого деревца. Пешеходники и горники могут упрекнуть велотуристов, мол вы никогда не увидите те места, где бываем мы. Но это не так, ничто не мешает доехать до интересного, не проходимого на велосипеде, участка, а дальше сделать на один два дня пешеходную прогулку. Таким образом, можно сходить хоть на Эльбрус. И в то же время на велосипеде можно добраться до таких мест, куда на машине проехать невозможно в силу плохой дороги, а пешком дойти нельзя в силу их удаленности. В общем, для велосипедного туризма нет недостижимых мест [10, c. 45].

В-третьих, если другие виды туризма ограничены в выборе района (в горный поход нельзя ходить на равнине, в водный поход нельзя сходить в пустыню), то для велотуризма доступны все районы: Памир и Чукотка, Кавказ и пустыни Средней Азии, кольские тундры и монгольские степи. Кроме того, велотуризм всесезонный вид туризма. В велопоходы можно ходить и зимой и летом, и весной и осенью. Очень интересные зимние маршруты проходят в районе Таймыра и Прибайкалья. Весной интересно сходить в цветущую пустыню, а осенью насладиться отличной погодой на Кавказе.

Итак, подведем итоги. Для велосипедного  туризма характерны быстрые динамичные походы с разнообразными препятствиями, частая смена впечатлений и большие  покрываемые расстояния. Велосипедные походы могут проходить практически  в любом районе и в любое  время года. Велосипедный поход позволяет достичь тех мест, которые недостижимы иным образом в силу своей удаленности. Недаром велосипедным туризмом, как правило, занимаются люди с холерическим характером. Велосипедный поход должен быть веселым и активным.

 

1.2 История развития велосипедного туризма

 

История велотуризма теряется в глубине веков. К первым велотуристам можно причислить путешественников, которые, за неимением лучшего взгромождались на лошадей, ослов, ишаков и верблюдов. Прошли века, прежде чем гуманизм и борьба за права животных, при содействии и развитии науки и техники позволили людям пересесть на нормальное двухколесное устройство с педально-ножным приводом. Пролетело ещё более 100 лет, прежде чем это увлечение стало по настоящему массовым и начало принимать цивилизованные формы [8, c. 34].

Первый туристический клуб в  России появился в Санкт-Петербурге в конце 19-го века, его ядром являлись любители езды на велосипедах. Новую  историю велотуризма принято  исчислять с 1958 года, когда образовался  Ленинградский клуб туристов (ЛКТ), который по секциям объединил  все существующие тогда виды туризма, в том числе и велосипедный. Пик велотуристской активности пришелся на вторую половину 70-х годов и 80-е  годы, когда группы ленинградских  велотуристов совершили экспедиции высокой сложности по Кавказу, Памиру, Тянь-Шаню, Алтаю.

Родиной велосипеда является наша страна. В 1800 г. крепостной мастер-самоучка Артамонов  впервые построил велосипед, или, как  назвал его автор, самокат. В 1801 г. изобретатель на своем самокате-велосипеде совершил удивительное по тому времени путешествие. Он отправился на коронацию Александра I и приехал на своей машине из села Верхотурье (на Урале) в Москву, преодолев 2500 км, а затем тем же способом вернулся назад.

Спустя столетие русский спортсмен  Анисим Панкратов совершил еще более  удивительное путешествие - кругосветное путешествие на велосипеде. Длилось  оно 2 года. За это время Панкратов  проехал 48000 км! При этом путь его  проходил не только по дорогам и  равнинам, но и через снежные перевалы Альп - и ведь это на далеко не совершенной  машине!

Есть свидетельства, что уже  в 190 году нашей эры в Древнем  Риме при императорском дворе  сооружали самоходные колесницы, которые  через механизм с зубчатой передачей  приводили в движение укрытые  в них рабы - прародители нынешних велорикш. Такие самоходные повозки  делались и позже. Например, в 1649 году в Германии был построен воз, который  двигали силачи. Проекты экипажей, приводимых в движение людьми, предлагали английский ученый и философ Р. Бэкон  в XIII веке и Леонардо да Винчи. Сохранились гравюры самоходных колесниц художника и графика XVI века Альбрехта Дюрера. В XVIII веке самоходные экипажи построили в России Леонтий Шамшуренков и Иван Купибин [5, c. 23].

Что касается двухколесного велосипеда, в современном понимании этого  слова, то приоритет отдают нижнетагильскому крепостному мастеру Е. Артамонову. Его сооружение было цельнометаллическим, с большим передним и малым задним колесами, с педалями на оси переднего колеса, на котором он совершил путешествие из Нижнего Тагила в Петербург, а оттуда в Москву. Правда, некоторые дотошные исследователи подвергли сомнению факт такого путешествия и даже существование самого изобретателя, но тем не менее легенда об упрямом и стойком самородке и его путешествии еще живет, утверждая велосипед с самого его рождения как атрибут туризма, и это для нас сейчас, пожалуй, самое главное.

Затем инициатива в изобретательстве велосипедов надолго поселилась в европейских странах, во Франции  и Германии появляются двухколесные велосипеды-самокаты сначала без  рулевого управления, потом с рулем, на которых можно было ехать, отталкиваясь oт земли ногами, развивая тем  не менее вполне велосипедную скорость. Пресса 1817 года сообщает о том, что  немецкий барон Карг Драйз проехал 70 км - расстояние от Карлсруэ до Келя - всего за 4 часа. В 50-х годах прошлого века велосипед благодаря стараниям немца Ф.М.Фишера и французов П. и Э. Мишо стал самодвижущимся экипажем с педалями на переднем колесе и тормозом. Но этот велосипед с деревянными колесами и металлическими ободами не имел амортизаторов, поэтому был прозван “костотрясом”. Один из таких “костотрясов”, построенный в 1867 году можно увидеть в музее Петродворца.

С конца шестидесятых годов прошлого века велосипедисты все чаще появлялись на улицах российских столиц и других крупных городов, вызывая бурю разнообразных  эмоций наших соотечественников, а  в печати даже высказывалась тревога, что лихие “наездники” становятся опасными для людей на улицах [3, c. 98].

В 1869 году в Париже состоялись первые велосипедные гонки на деревянных “костотрясах”  на дистанции 120 км, на которых победитель достиг средней скорости почти 11 км в час.

У нас в России на рубеже семидесятых  и восьмидесятых среди владельцев велосипедов тоже возникла идея создания своего общества, которое объединило бы всех владельцев неуклюжих экипажей. Число смельчаков, разъезжающих на бициклах, как их тогда еще называли, росло с каждым годом. В 1880-м Петербургская  городская управа зарегистрировала около ста велосипедистов (одним  из первых петербуржцы отметили г. Блока). В том же году был составлен  устав и представлен властям  на утверждение.

И вот в 1882 году состоялось первое в России большое путешествие  группы велосипедистов: семь членов Петербургского общества отправились к водопаду Иматра в 270 верстах от Петербурга. Вероятно, эту поездку и следует считать  исходной вехой организованного  велотуризма в нашей стране.

А 24 июля 1883 года в Москве состоялись первые соревнования, которые считаются  датой рождения велосипедного спорта в России, пусть участвовали в них всего семь спортсменов. Проходили они на Ходынском поле на скаковом ипподроме. Было две дистанции 1,5 и 7.5 версты, на обеих выиграл москвич Ю. Блок, выходец из Великобритании, проехав их соответственно за 3 мин. 38 сек. и 22 мин. 34 сек. И неудивительно, ведь ехали спортсмены на “пауках” именно английского производства. Кстати, Ю. Блок немало сделал в начале 80-х годов для популяризации велосипеда в России. Сам он пишет в своей книге "Велосипед”, изданной в 1882 году в Москве, что обучил езде около ста москвичей и петербуржцев. Не исключено, что эта книга вообще была первой “ласточкой” из велосипедной.

Информация о работе Велосипедный туризм