Велосипедный туризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:58, курсовая работа

Описание работы

В последние годы велосипедный туризм становится все более популярным видом отдыха. Рост его популярности связан с модой на здоровый образ жизни в целом, поскольку велоспорт является одним из самых экологичных и полезных для здоровья видов туризма. Он привлекает не только ощущением скорости, свободы, но и интересными экскурсиями, а также возможностью полноценного отдыха на природе.
Характеризуя степень научной разработанности проблематики велосипедного туризма, следует учесть, что данная тема уже анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях и в интернете. Тем не менее, при изучении литературы и источников отмечается недостаточное количество полных и явных исследований по данной тематики.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы велосипедного туризма
1.1 Понятие и сущность велосипедного туризма
1.2 История развития велосипедного туризма
1.3 Особенности велосипедного туризма
1.4 Материально-техническое оснащение для развития велосипедного туризма
Глава 2. Велосипедный туризм в Пермском крае
2.1 Рекреационные возможности Пермского края для развития велосипедного туризма
2.2 Особенности организации велотуров в Пермском крае
2.3 Значение велосипедного туризма в Пермском крае
2.4 Оценка уровня развития велосипедного туризма в Пермском крае
Глава 3. Разработка велосипедного маршрута по Пермскому краю
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Велосипедный туризм.docx

— 74.12 Кб (Скачать)

Но велотуризм в послевоенный период возрождался трудно и долго. Клубы  туристов к 60-м годам возобновили  свою работу почти 150 городах СССР, но далеко не во всех были велосипедные секции [1, c. 98].

В шестидесятые годы велотуристские секции и клубы заработали в Ростове-на-Дону, Горьком, Караганде, Харькове, в семидесятые -в Житомирской области, Рязани, Казани, Владимире, Донецке, Запорожье, Таллине, Уфе, Белоруссии, Латвии и других местах. Потом эти города и регионы  стали основными центрами организованного  велотуризма, здесь больше всего  проводилось слетов и соревнований, активно работали школы вепотуристской подготовки, а самое главное - проводились  походы и выходного дня, и многодневные. В этих городах полномочия маршрутно-квалификационных комиссий достигли своего потолка, выпуская группы на маршруты высшей V категории  сложности. Велотуристы в первую очередь из этих городов и республик  совершили прорывы в новые  для велотуристов районы, здесь придумывали  новые формы походных мероприятий.

К сожалению, развитие организованного  велотуризма в Россииской Федерации  идет очень неровно и в “пространстве” (по областям), и во времени. Причем это  отнюдь не связано с дорожными  и туристскими возможностями  областей и краев. Причины часто  более субъективные, социального  порядка, многое зависит от того, нашелся  ли энтузиаст-организатор, насколько  обюрокрачены руководители областных  центров, в том числе туристских организаций, заинтересованы ли в развитии самодеятельного туризма.

В 1995 году российские велотуристы  впервые участвовали в международном  супервеломарафоне Париж - Брест - Париж.

 

1.3 Особенности велосипедного туризма

 

Велосипедный туризм имеет некоторые  особенности по сравнению с другими  видами туризма. Это, прежде всего, большая  интенсивность движения и, как следствие, велотурист успевает увидеть гораздо  больше, чем, например, пешеходник или горник. Велотурист для путешествия использует более сложную технику - велосипед, а велосипедная группа и каждый её спортсмен в отдельности, является участником дорожного движения, и обязана подчиняться правилам дорожного движения [11, c. 98].

Рассмотрим основные особенности  велосипедного туризма. Первая из них обусловлена сильным влиянием на развитие велосипедного туризма лыжного и горного туризма, а так же спортивными традициями. Эта особенность заключается в спортивном стиле походов, выражающаяся в экономии времени и четкой организации работы на маршруте и в лагере. Во время движения запрещены любые остановки без разрешения командира, палатки и вещи участников собираются, пока готовится завтрак; когда завтрак готов, почти все вещи должны быть собраны. Режим движения такой же, как и в других видах спортивного туризма: 50 ходовых минут и 10 минут привала. После третьего перехода обед. Обед же, как принято и в других видах туризма, никогда не бывает горячим, и представляет собой, как правило, бутерброд с колбасой или сыром, запиваемый чистой родниковой водой. Во время каждого привала раздаются сухофрукты, а после каждых 50 км. и на перевалах положена шоколадка.

Вторая особенность заключается  в том, что маршруты должны планироваться так, чтобы они не включали пешеходные участки. Если же пешеходный участок встречается, он должен быть оправдан (например, соединяет два интересных района). Мы считаем, что велосипедный туризм должен проходить на велосипеде. Но, тем не менее, хочется посмотреть места, доехать на велосипеде до которых нельзя. Поэтому особенностью тактики велосипедного туризма являются радиальные пешеходные выходы или радиалки на пустых велосипедах. Это позволяет осмотреть достопримечательности, затратив на это минимум времени.

Третья особенность заключается  в том, что велосипедные маршруты должны проходить в максимально высоком темпе. Это позволяет больше посмотреть, и, если все идет по плану, совершить несколько радиальных выходов к интересным объектам на маршруте. К тому же высокий темп делает маршрут интересней в спортивном плане [4, c. 29].

Четвертой особенностью является бережное отношение к природе. В каждом походе учреждается должность экологиста, который приводит перед отъездом стоянку в надлежащий вид. А так  же собирает весь мусор, создаваемый  группой на маршруте, с тем, чтобы  вечером сжечь его на костре.

Велосипедный туризм - один из видов спортивного туризма, который заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма препятствия.
В велосипедном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория - самая простая, шестая - самая сложная. Категория сложности похода определяется по Методике категорирования велосипедных походов.
Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км. Среди видов спортивного туризма, где для передвижения используется исключительно мускульная сила человека, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Но заниматься велосипедным туризмом надо, конечно, разумно. Большое значение здесь должно придаваться тренировкам.

Несмотря на то, что в поход  вы отправитесь только в теплое летнее время года, проводить тренировки надо систематически, круглый год. Зимой  это может быть ходьба на лыжах, катание  на коньках, занятия легкой атлетикой. Даже при небольших перерывах  в тренировках нарушается процесс  развития выносливости, и каждый раз  надо начинать все сначала.

Постепенное нарастание нагрузки, усложнение тренировочных занятий - вот залог  правильного развития тренированности.

Большое значение здесь имеет и  рациональный распорядок всего дня  спортсмена: достаточный отдых ночью, правильный режим питания, отдых  и спортивные развлечения на свежем воздухе, систематическое занятие  утренней гимнастикой и т. д. Тем, кто успешно прошел тренировочный  период, можно смело отправляться и в велосипедный поход [7, c. 45].

Тем, кто еще не участвовал в  большом велосипедном пробеге, не следует  сразу отправляться в слишком  далекое путешествие, надо сначала  совершить несколько небольших  прогулок.

Для детей 9-10 лет не надо выбирать для прогулки путь более 5 км, 11-12-летние учащиеся могут совершить первую прогулку не более чем на 10 км. Подростки 13-14 лет могут ехать в первый раз на более далекое расстояние - до 25 км, 15-16-летние - до 35 км; 17-18-летние - до 40 км. Эта величина составляет примерно половину пути однодневного похода. В  последующие выезды можно постепенно увеличивать дистанцию так, чтобы  она составляла сначала 60, 70 затем 80 и 90% от дневного перехода. Рекомендуется  ехать со скоростью не более 15 км в час по асфальтовой и не более 10 км в час по проселочной дороге, делая привалы по 10 минут через  каждые 5 км пути. И, конечно, каждому  велосипедисту надо изучить и  твердо знать правила уличного движения и езды на велосипеде.

При движении группы впереди едет направляющий, который выбирается из числа участников путешествия, а  сзади - замыкающий, которым обычно является руководитель группы. Интервал между велосипедистами должен составлять 3-5 м, а на сложных участках - до 10 м и более. Для того чтобы правильно распределить силы и не устать, через каждые 45-50 минут езды полагается делать привал на 10 минут. Во время привала надо сделать разминку (несколько упражнений), осмотреть велосипед, груз; отдыхают лежа или сидя.

Подросткам 13-14 лет, которые занимаются велосипедным туризмом не первый год, можно удлинять маршрут до 30 км в  день. При такой протяженности  пути режим движения должен быть следующим: через первые 10 км пути - привал на 30 минут, в середине пути - большой  привал на 3-4 часа, во время которого велосипедисты отдыхают, обедают, купаются, осматривают достопримечательные  места, музеи, готовят машины к следующему переходу и т. д.

Хорошо после утомительного  пути освежиться, искупавшись в реке. После купания быстрее проходит усталость, велосипедист чувствует  себя более бодрым. Но помните, что  сразу после езды, разгоряченным  входить в воду нельзя. Посидите немного на берегу, отдохните, остыньте [11, c. 98].

Законом для туриста-велосипедиста  должен быть и определенный режим  питания. Нельзя плотно обедать непосредственно  перед выходом в путь. Между  приемом пищи и началом движения должен быть интервал не менее 1,5 часов. После прекращения движения рекомендуется  принимать пищу после некоторого отдыха (примерно через час после  остановки на привал).

Соблюдение всех этих правил поможет  правильной работе организма велосипедиста, а участник туристского похода на велосипеде разовьет силу, выносливость, улучшит общее физическое развитие.

 

 

1.4 Материально-техническое  оснащение для развития велосипедного туризма

 

Если Вы планируете отправиться  в серьезное многодневное путешествие  на велосипеде, то необходимо заранее  научиться выдерживать заданный темп. В длительный велотур имеет  смысл приобрести специализированную экипировку для велоспорта, обеспечивающую комфорт и безопасность на автодорогах. Важные детали гардероба велосипедиста: яркие «дышащие» майки, ветро- и  влагонепроницаемая куртка, велошорты  или (для прохладных погодных условий) велоштаны, удобная обувь с достаточно жесткой подошвой, перчатки с «обрезанными»  пальцами, велосипедный шлем, рюкзак для  определенного минимума вещей.

Одежда туриста-велосипедиста должна быть легкой и удобной. Это обычно плотные трикотажные трусы, шорты  или брюки гольф, ковбойка, велосипедная шапочка, легкие туфли, обязательно  с твердой подошвой. Вещи перевозят  на багажнике, который специально оборудуют [2, c. 12].

В путешествии по маршрутам, проходящим по дорогам с усовершенствованным  покрытием, можно применить велосипедный двигатель типа Д-4, мощностью 1 л. с. Он компактен, прост в обращении, по этим дорогам может развить  скорость 35—40 км/час; дорожная скорость его 15—25 км/час. Бачок для горючего (смесь бензина с автолом) вмещает 2,3 л, чего хватает на 150—160 км пути (при  скорости 20 км/час).

Ездить на велосипеде с выключенным  мотором труднее, чем на велосипеде без мотора (вес заправленного  двигателя—около 10 кг). Поэтому включать в среднюю по силе группу велосипед  с двигателем не целесообразно. Это  можно сделать в сильной группе, которая может держать постоянную скорость 15—20 км/час. Лучше всего  комплектовать специальные веломоторные группы. С учетом тех же климатических  и дорожных условий, при прочих равных условиях, такая группа за время  своего отпуска может легко пройти 1500—2000 км.

Движение на маршруте требует не только физической готовности, но и  наличия удобной одежды. Для длительных велосипедных туров имеет смысл  приобрести специализированную одежду для велоспорта: яркие "дышащие" майки и ветро- и влагонепроницаемую куртку, которые не только обеспечивают комфорт, но и повышают безопасность на автодорогах, в том числе благодаря  световозвращающим вставкам. Важная деталь одежды, которой участникам велосипедного тура следует уделить  особое внимание, подбирая себе гардероб, - это велошорты - или более длинный  вариант для прохладной погоды - велоштаны, создающие условия для  длительной езды на жестком седле  велосипеда. Обувь должна быть удобной, иметь достаточно жесткую подошву, естественно, не соскальзывать с  педалей [4, c. 20].

Важным элементом велоэкипировки, обеспечивающим дополнительную защиту для рук и в целом повышающим безопасность, являются перчатки. Для  туризма подойдут перчатки с "обрезанными" пальцами, позволяющие коже рук лучше  дышать. Выбирая велосипедный шлем, нужно помнить, что он должен обеспечивать как защиту головы, так и широкий  обзор.

Второй по важности вещью, после  велосипеда, для велосипедного тура, пожалуй, является рюкзак. Большинство  велотуров строится в расчете  на то, что основной багаж туристам не требуется перевозить самим. Однако не на всех маршрутах автобус или  автомобиль сопровождения имеет  возможность постоянно следовать  за группой, поэтому существует необходимость  взять с собой определенный минимум  вещей. Для этой цели подойдут как  специальные велорюкзаки, которые  крепятся к багажнику велосипеда, так и обычные заплечные рюкзаки, конструкция которых предусматривает  крепление для проблескового  заднего фонаря, отсеки для питьевой системы, а также систему вентиляции спины.

 

 

Глава 2. Велосипедный туризм в Пермском крае

 

2.1 Рекреационные возможности  Пермского края для развития велосипедного туризма

 

Пермский край считается одним из старейших горообразований России, имеющий большие рекреационные возможности для развития велосипедного туризма.

Велосипедные программы проходят в одном из самых благоприятных  климатических уголков – на юге  края. Они позволяют увидеть все  самое интересное в регионе [8, c. 98].

География велотуризма в Пермском крае обширна. Познавательные маршруты есть в любой части Пермского  края, именно его природной богатство  помогло приобрести популярность велосипедного  туризма среди любителей активного  отдыха и приключенческого туризма.

Есть маршруты, например, на Юге  Пермского края, с довольно сложным  рельефом. Здесь, дневные переезды короче – от 20 км.

В велопутешествиях по Пермскому краю Вы сможете увидеть красоты, пейзажи, города, такими, какими их никогда не увидеть из окна автобуса обычному туристу, потому что Вас ничто  не ограничивает и не отделяет от окружающего  мира. В любой момент Вы можете остановиться для того, чтобы запечатлеть наиболее вдохновившие окрестности на фото, либо просто полюбоваться на них, а  потом непринужденно поехать  дальше.

В Пермском крае созданы все условия  для велосипедного туризма, не только инфраструктура, но и сама природа  приглашает отдохнуть, и насладится красотой лесов и рек, а зимой  предлагает заснеженные горы.

Леса края уникальны по красоте, обилию озер, богатству и разнообразию животного мира. Большинство маршрутов  проходит вдоль рек, через великолепные сосновые боры, перемежающиеся лиственными  лесами, по заливным лугам. Реки изобилуют песчаными косами, удобными стоянками.

Информация о работе Велосипедный туризм