Разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:01, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.

Работа содержит 1 файл

Диплом УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ТУРИЗМЕ.docx

— 227.92 Кб (Скачать)

 

 

2.2.3. Анализ деловой активности

Анализ деловой активности выражает эффективность использования  ресурсов фирмы: материальные, трудовые и финансовые. Наибольший интерес  для менеджера представляет эффективность  использования финансовых и материальных ресурсов.

  • Коэффициент оборачиваемости активов (Коа) [26]:

Коа  =


=    (14)

 

Коа = 1 630 900 / ((1 079 600 + 1 119 300) / 2) = 1 630 900 / 1 099 450 = 1,48

Коэффициент оборачиваемости  активов свидетельствует об эффективности  использования всех имеющихся ресурсов, независимо от источников их привлечения. За отчетный год цикл производства и обращения совершается в 1,48 раз, что приносит соответствующий эффект в виде прибыли, или сколько денежных единиц реализованной туристской продукции принесла каждая денежная единица активов.

  • Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Ко.дз)

Ко.дз

=

=  (15)


 

Ко.дз =  1 630 900 / (( 205 400 + 207 800) / 2) =  1 630 900 / 206 600 = 7,8

По значению коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности  можно сделать вывод, что в  среднем дебиторская задолженность  превращалась в денежные средства в течении отчетного периода 7,8 раз.

  • Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности показывает (Ко.кз) [26]:

Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности показывает, сколько компании требуется оборотов для оплаты выставленных ему счетов.

Ко.кз  =

=

=  (16)


 

Ко.кз = 1 630 900 / ((458 200 + 479 900) / 2) = 1 630 900 / 469 050 = 3,8

 

2.2.4. Анализ кредитоспособности

Кредитоспособность характеризует  возможность предприятия воспользоваться  заёмными источниками средств.

  • Коэффициент автономии или независимости от внешних источников финансирования (Ка) [16]:

Ка =   =  (17) 

Ка н.г =  621 400 / 1 079 600 = 0,58;

Ка к.г = 639 400 / 1 119 300 = 0,58.

Коэффициент автономии на начало года говорит о том, что  фирма использовала для финансирования своей производственной деятельности  58% собственных средств, 42% - привлечённых, а на конец года – 66%собственных, 34% - привлечённых. Эти показатели остались неизменными.

  • Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (КСК обор) [16]:

КСК обор =

=

= . (18)


 

КСК обор = 1 630 900 / ((621 400 + 639 400) / 2) = 1 630 900 / 630 400 = 2,6

Коэффициент показывает скорость оборота собственного капитала или сколько рублей от выручки приходится на каждый рубль собственных средств. 

В условиях финансового кризиса  туристская фирма не должна полностью  отказываться от реализации услуг в  рассрочку, так как это, скорее всего, вызовет резкое сокращение объемов  продаж.

 

2.2.5. Рентабельность  продаж

Рентабельность продаж представляет собой оценку способности выручки  от продаж приносить прибыль. В финансовом анализе используются два коэффициента, характеризующие рентабельность продаж:

  • рентабельность по чистой (нераспределенной) прибыли;
  • рентабельность по прибыли от продаж.

Расчетные формулы по этим коэффициентам выглядят так [16]:

    RentЧПпродаж = = ;     (19)

 RentЧПпродаж = 484 874 / 1 630 900 = 0,3;

         RentЧПпродаж =

=
;           (20)

RentЧПпродаж = 240 600 / 1 630 900 = 0,1.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибыли приходится на единицу  реализованной продукции.

В нашем случае рост рентабельности продаж обусловлен как ростом цен (в некоторых случаях) продукции (услуг)  при постоянных затратах, так и снижение затрат при постоянных ценах.

 

2.3. Прогнозирование вероятности банкротства туристической компании

Прогнозирование вероятности  банкротства производится с помощью  коэффициентного анализа.

Двухфакторная модель [26]:

Z = -0,3877 + (-1,0736) * Ктл + 0,0579 * ЗС / П (21)

Если Z > 0, то вероятность банкротства велика, и, наоборот.

Z н.г. = - 0,3877 + (- 1,0736) * 0,60 + 0,0579 * 458 200 / 1 079 600 = - 1,0027

Z к.г. = - 0,3877 + (- 1,0736) * 1,03 + 0,0579 * 479 900 / 1 119 300 = - 1,4687

Отсюда можно сделать  вывод, что вероятность банкротства  фирмы мала, т.к. Z < 0.

Пятифакторная модель [26]:

               Z = 1,2 * X1 + 1,4 * X2 + 3,3 * X3 + 0,6 * X4 +X5            (22)

Х1 = (Оборотные активы – Краткосрочные пассивы) / Объем актива;

Х2 = Нераспределенная прибыль / Объем актива;

Х3 = Балансовая прибыль / Объем  актива;

Х4 = Собственные средства / Заемные средства;

Х5 = Выручка от реализации / Объем актива.

Х1 = (578 600 – 186 300) / 1 119 300 = 392 300 / 1 119 400 = 0,35

Х2 = 240 600 / 1 119 300 = 0,21

Х3 = 240 600 / 1 119 300 = 0,21

Х4 =  639 400 / 479 900 = 1,33

Х5 = 1 630 900 / 1 119 300 = 1,45

Z = 1,2 * 0,35 + 1,4 * 0,21 + 3,3 * 0,21 + 0,6 * 1,33 + 1,50 =

= 0,42 + 0,29 + 0,69 + 0,8 + 1,45 = 3,65

При значении Z < 1,81 вероятность  банкротства очень высока;

1,81 < Z < 2,7 – средняя вероятность банкротства;

2,71 < Z < 2,99 – вероятность банкротства невелика;

Z > 2,99 – вероятность  банкротства ничтожна.

Вывод: вероятность банкротства  ничтожна.

Коэффициент текущей ликвидности  туристической компании «Аделаида» соответствует значению ничтожной вероятности банкротства, в таком случае необходимо определить коэффициент утраты платёжеспособности (Куп) [26]:

              Куп = Ктл к.г. + У / Т * (Ктл к.г. – Ктл н.г.) / 2                (23)

Ктл – коэффициент текущей ликвидности

У – период утраты платежеспособности

Т – продолжительность  отчётного периода, месяцев

Куп = 1,3 + 6 / 12 * (1,3 – 1,2) / 2 = 1,325

Данный коэффициент должен быть >1.

Вывод: данный коэффициент >1, следовательно возможность утраты платежеспособности на данный момент может быть не реальной.

3. ПУТИ СНИЖЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

3.1. Пути снижения  дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность  это затраты на производство неоплаченного  вовремя товара или услуг которые  фирма оплачивает либо за счет собственных, либо за счет заемных средств. Если величина неплатежа превысит финансовые и кредитные возможности предприятия, то оно будет не в состоянии  оплачивать счета поставщиков и  станет банкротом. Поэтому управлению дебиторской задолженности придается  большое значение.

Для того чтобы оптимизировать работу с дебиторами, можно порекомендовать  выполнить следующие действия.

Структурирование дебиторов  по срокам платежа:

  1. могут быть выделены следующие группы дебиторов со срокам погашения: до 1 мес, от 1-го до 3 мес, от з-х до 6 мес., от 6-ти до 9 мес. и от 9-ти до 12 мес. (табл.4)

Таблица 4

Дебиторская задолженность по срокам ее погашения (тыс.)

 

Дебиторская задолженность

Итого

до 1-го мес. (тыс.)

от 1-го до 3-х мес. (тыс.)

от 3-х до 6-ти мес.

(тыс.)

от 6-ти до 9-ти мес. (тыс.)

от 9-ти до 12 мес. (тыс.)

Итого:

53,6

49,1

41,1

37,9

23,7

205,4

Удельный вес (%)

26,1

23,9

20,7

18,5

10,7

100


 

Рассчитываются относительно величины структуры дебиторской  задолженности в зависимости  от срока.

Из таблицы видно, что у компании «Аделаида» имеется задолженность с довольно длительными сроками. Так к 12 мес. её сумма составила 23 700 руб. или 10,7% от ее общей суммы. Поэтому «Аделаиде» необходимо приложить усилия, чтобы взыскать эту задолженность в ближайшее время, так как это может привести к её списанию на уменьшение доходов предприятия в связи с истечением срока исковой давности.

  1. по каждой из групп нужно назначить ответственного (как правило, менеджера по продажам), контролирующего своевременность и полноту выполнения обязательств контрагентами;
  2. целесообразно ввести схему штрафов накладываемых на дебиторов привязанную к срокам погашения дебиторской задолженности, например 1% за каждый день просроченной задолженности от объема денежных средств поступивших с задержкой на 15 дней в месяц (табл. 5).

Таблица 5

Расчёт дохода от внедрения системы штрафов дебиторов (тыс. руб.)

 

Дебиторская задолженность

Итого

до 1-го мес.

от 1-го до 3-х мес.

от 3-х до 6-ти мес.

от 6-ти до 9-ти мес.

от 9-ти до 12 мес.

Дебиторская задолженность

53600

49100

41100

37900

23700

205400

Удельный вес (%)

26,1

23,9

20,0

18,5

11,5

100

Потери от инфляции

6,4

5,8

4,9

4,5

2,8

24,4

Сумма штрафов за дебиторскую  задолженность до 15 дней

8,0

36,8

76,8

96,6

81,8

300,0


При своевременной выплате дебиторской задолженности в 205 400 руб. и потери от инфляции в размере 24 400 руб. сумма дебиторской задолженности будет составлять 181 000 руб., но при ежемесячной задержки в выплатах до 15 дней мы получаем сверх дебиторской задолженности сумму в размере 300 000 руб., то фактическая сумма дебиторской задолженности будет составлять 481 000 руб.

Работа с существующей на момент возникновения кризиса  дебиторской задолженностью строиться следующим образом:

  1. проводится инвентаризация дебиторов компании, то есть уточняется  размер дебиторской задолженности и сроки ее погашения по каждому контрагенту;
  2. проводится оценка вероятности возникновения безнадежной задолженности;
  3. определяются методы воздействия на дебиторов в зависимости от состояния долга.

Рассмотрение вариантов  реализации дебиторской задолженности  компании-фактору;

Разработка формализованных  принципов оценки кредитоспособности клиентов. Для вновь привлеченных клиентов оправдано использование  в качестве основного условия  поставки полной или частичной предоплаты.

Формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование  роста потоков денежных средств.

Минимальный набор показателей, используемых при анализе дебиторской  задолженности, показан в таблице 6.

Таблица 6

 

Динамика показателей  состояния дебиторской задолженности  туристской компании «Аделаида» за 2009г. (тыс.руб.)

   

Показатель

Начало года

Конец года

1

2

3

Коэф. оборачиваемости дебиторской задолженность в оборотах

11,5

15,7

Коэф. оборачиваемости дебиторской задолженность в днях

63,3

46,5

Доля дебиторской задолженности  в текущих активах (%)

0,4

0,4


 

  • Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в оборотах (КоДЗоборот) [26]:

КоДЗоборот =

=

=  (24)


 

 КоДЗоборот Н.Г. = 1 182 320 / 205 100 / 2 = 11,5;    

 КоДЗоборотК.Г,  = 1 630 900 / 207 800 / 2 = 15,7.

Коэффициент  оборачиваемости  возрастает с 11,5 до 15,7, что свидетельствует  об организации работы компании по сбору оплаты со своими покупателями.

Информация о работе Разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности