Разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:01, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.

Содержание

Целью дипломного проекта является разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности.
В соответствии с этим, задачами работы являются:
Рассмотрение понятий и состава дебиторской и кредиторской задолженности.
Проанализировать финансово-хозяйственную деятельность туристической компании.
Разработать пути снижения дебиторской и кредиторской задолженности.

Работа содержит 1 файл

Диплом УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ В ТУРИЗМЕ.docx

— 227.92 Кб (Скачать)

 









 




 




 

Рис. 2 – Анализ текущих активов и пассивов

1.4. Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью

Управление дебиторской  задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств. 

К приемам управления дебиторской  задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от не использования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской  задолженностью связано с двумя  видами резервов времени – на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета – это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

Кредитные условия

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей.

Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными  методами анализа регресса, который рассматривает изменение зависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику. Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Выставление счетов

При циклическом составлении  счетов они выставляются покупателям  в различные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями, начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый день месяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второй день и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцати четырех часов со времени и составления.

Для ускорения взимания платежей можно направлять счета-фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можно также выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, или начислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.

Когда бизнес развивается  пассивно, могут применяться сезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце сезона.

Процесс оценки покупателя

Перед предоставлением кредита  необходимо тщательно анализировать  финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию от финансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованной дебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими в финансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следует модифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимость имущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Если необходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей для востребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). 

Политика скидок

Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.

Таким образом, для того чтобы  определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Изменение кредитной политики

Для того чтобы решить, следует  ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надо сравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками, связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервные производственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибылью с новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются. Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможным увеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскую задолженность на более продолжительный период времени.

Анализ и управление дебиторской  задолженностью

Дебиторская задолженность  – это элемент оборотного капитала, т.е. сумма долгов, причитающихся организации от юридических или физических лиц.

По существу увеличение дебиторской  задолженности означает отвлечение средств из оборота предприятия.

Дебиторскую задолженность  можно классифицировать по различным  критериям, например, по причинам образования  ее можно разделить на оправданную и неоправданную.

Так, к оправданной дебиторской  задолженности следует отнести  дебиторскую задолженность, срок погашения  которой еще не наступил и составляет менее одного месяца и которая  связана с нормальными сроками  документооборота;

К неоправданной следует отнести просроченную дебиторскую задолженность, а также задолженность, связанную с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров и т.д.

По статьям бухгалтерского баланса дебиторская задолженность  делится на следующие виды:

  • покупатели и заказчики;
  • векселя к получению;
  • авансы выданные;
  • прочие дебиторы.

В бухгалтерском балансе  дебиторская задолженность делится  по срокам ее образования на 2 группы:

  1. Краткосрочная, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
  2. Долгосрочная - задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

Величина дебиторской  задолженности определяется многими  разнонаправленными факторами.

Условно эти факторы можно  разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам следует  отнести:

  • состояние экономики в стране – спад производства, безусловно, увеличивает размеры дебиторской задолженности;
  • общее состояние расчетов в стране – кризис неплатежей однозначно приводит к росту дебиторской задолженности;
  • эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ, поскольку ограничение эмиссии вызывает так называемый "денежный голод", что в конченом итоге затрудняет расчеты между предприятиями;
  • уровень инфляции в стране, так при высокой инфляции многие предприятия не спешат погасить свои долги, руководствуясь принципом, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма;
  • вид продукции – если это сезонная продукция, то риск роста дебиторской задолженности объективно обусловлен;
  • емкость рынка и степень его насыщенности, так в случае малой емкости рынка и максимальной его насыщенности данным видом продукции естественным образом возникают трудности с ее реализацией, и как следствие ростом дебиторских задолженностей.

Внутренние факторы:

  • взвешенность кредитной политики предприятия означает экономически оправданное установление сроков и условий предоставления кредитов, умелое сочетание предоставления скидок при досрочной уплате ими счетов, учет других рисков, которые имеют практическое влияние на рост дебиторской задолженности предприятия.

Таким образом, неправильное установление сроков и условий кредитования (предоставления кредитов), непредоставление скидок при досрочной уплате клиентами (покупателями, потребителями) счетов, неучет других рисков могут привести к резкому росту дебиторской задолженности;

  • наличие системы контроля за дебиторской задолженностью;
  • профессиональные и деловые качества менеджмента компании; занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия;
  • внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия и ограничить их влияние менее возможно или в отдельных случаях практически невозможно.

Для того, чтобы правильно оценить с точки зрения платежеспособности и ликвидности характер осуществляемых хозяйственных операций, необходимо изменения объемов текущих активов и пассивов в целом и образующих их элементов увязать с динамикой масштабов деятельности фирмы. Только такое сопоставление позволяет ответить на вопрос, что стоит за изменением величины стоимости того или иного элемента текущих активов – неэффективность управления деятельностью турфирмы или это следствие увеличения объемов производства продукции (услуг).

Анализируя оборотные  средства и текущие обязательства, необходимо выделять в их составе текущие активы – запасы, дебиторскую задолженность, денежные средства – и текущие пассивы – кредиторскую задолженность.

Анализ и управление дебиторской  задолженностью имеют очень большое  значение для туристских организаций, функционирующих в условиях рынка. Умелое и эффективное управление этой частью текущих активов является неотъемлемым условием поддержания  требующего уровня ликвидности и  платежеспособности. Управление дебиторской  задолженностью необходимо как при  формировании имиджа надежного заемщика, так и для обеспечения эффективной  текущей деятельности организации.

В зависимости от направленности деятельности некоторые туристские организации работают преимущественно  за наличный расчет, а некоторые  предоставляют свои услуги определенной части покупателей в зависимости  от уровня установившихся отношений  в кредит. Кредит может быть необходимым  условием существования организации, особенно если его предоставляют  конкуренты.

Ликвидность дебиторской  задолженности определяется главным  образом скоростью и сроками  ее оборачиваемости. Качество дебиторской  задолженности определяется степенью соответствия сроков задолженности  условиям платежа.

При исследовании динамики дебиторской задолженности необходимо увязать ее изменения с динамикой  результатов деятельности турфирмы. Сделать это можно с помощью  коэффициентов оборачиваемости  дебиторской задолженности, которые  также относятся к группе так  называемых показателей деловой  активности.

Информация о работе Разработка мероприятий по снижению дебиторской и кредиторской задолженности