Оптимизация налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью представленной работы является комплексный анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить общие принципы построения налоговой системы;
- определить особенности налоговой системы в РФ, сравнив с налоговой системой зарубежных стран, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы………………………6
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства ……………………6
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………...……9
1.3 Принципы построения налоговой системы и ее элементов………………11
Глава 2. Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…20
2.1 Анализ структуры налоговой системы РФ……………………………...…20
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации…..22
2.3 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ…31
2.4 Анализ основных налогов, взимаемых в РФ………………………………34
2.4.1 Налог на прибыль……………………………………………………….…34
2.4.2 Налог на добавленную стоимость………………………...………………38
2.4.3 Акцизы………………………………………………….…………..………42
2.4.4 Подоходный налог…………………………………………………………44
2.4.5 Прочие федеральные налоги……………………………………...………48
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ………..49
3.1 Противоречия действующей налоговой системы России……………...…49
3.2 Проблемы налоговой системы РФ, возникающие при сборе основных бюджетообразующих налогов………………………………………………..…51
3.3 Нестабильность налоговой системы России………………………………53
3.4 Пути решения основных проблем налоговой системы и роль государства в этом………………………………….……………….…………………………56
Заключение…………………………………………………………………….…64
Библиографический список………………………………………………..……67

Работа содержит 1 файл

диплом про налоги.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

      Акцизы являются мощным рычагом регулирования экономики, обращаться с которым следует очень осторожно и умело, по возможности прогнозируя последствия производимых изменений. Так, в середине 90-х гг. увеличение акциза на алкогольную продукцию всего на 5% привело к серьезным последствиям. Этот рост вызвал мгновенное увеличение цен на отечественную алкогольную продукцию. Наряду с налогом на прибыль акцизы служат регулирующими источниками, поддерживая региональные и местные бюджеты. Начиная с 1997 г. по ряду изделий акцизы устанавливаются в денежном выражении, а не методом процентных надбавок к розничной цене товаров.19 Стали платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.

2.4.4 Подоходный налог

 

      К числу крупных источников дохода бюджета относится подоходный налог с физических лиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служит главным источником доходной части бюджета. Например, «в федеральном бюджете США его удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибыль корпораций — 10%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то есть почти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии этот налог занимает первое место среди статей доходов бюджета, во Франции — второе место после налога на добавленную стоимость»20. В России налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов и 35 процентов21  (от стоимости любых выигрышей и призов).

      Росту значения НДФЛ в Российской Федерации  препятствует низкий уровень доходов  основной массы населения.

      По  законодательству, введенному в 1992 г., объектом обложения стал совокупный годовой доход физического лица, из которого производятся вычеты налоговых льгот, в том числе и увязанные с семейным положением. Подоходный налог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальные носят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности в уплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, а многими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года.

      В состав совокупного годового дохода включаются все выплаты в денежном или натуральном выражении, полученные гражданами на предприятии, в том числе суммы материальных и социальных благ, кроме сумм полной или частичной оплаты предприятиями стоимости медицинского обслуживания своих работников и т. д.

             Значительные налоговые льготы  имеют отдельные категории граждан.  У тех же, кто не имеет особых  льгот, налогооблагаемый доход  за каждый полный месяц уменьшается  на сумму однократного размера минимальной месячной оплаты труда.

      Доходы, полученные в календарном году за пределами Российской Федерации физическими лицами с постоянным местом жительства в Российской Федерации, включаются в совокупный годовой доход, подлежащий налогообложению. Гражданином с постоянным местожительством считается тот, кто провел в одной стране в календарном году не менее 183 дней. Подданство человека при этом роли не играет.

      Можно сказать, что существуют три формы уплаты подоходного налога. Он взимается, во-первых, у источника дохода. В частности, так облагаются все доходы по месту основной работы и у других работодателей. Во-вторых, если доход получен из двух или более источников и в сумме превышает 30000 руб., то подается декларация о доходах в налоговую инспекцию по месту жительства, на основании которой производится перерасчет налога. А третья форма — это налогообложение доходов от предпринимательской деятельности, сюда относятся и лица свободных профессий, например, нотариусы. Для целей налогообложения  в этих случаях определяются валовой доход и расходы, связанные с его получением, совокупный годовой (чистый) доход, суммы вычетов и скидок, совокупный годовой облагаемый доход, налоговый период, налоговая ставка, налоговый оклад (в сумме) и сроки уплаты налога. При этом в состав расходов включаются фактически произведенные и документально подтвержденные затраты, связанные непосредственно с извлечением дохода. Налогообложение граждан производится на основании деклараций о предполагаемых и фактических доходах; сведений, полученных налоговыми органами от предприятий, организаций, учреждений и физических лиц о выплаченных плательщикам суммах, а также материалов обследований, периодически проводимых налоговыми инспекциями.

      Три раза в год индивидуальными предпринимателями вносятся авансовые платежи по одной трети годовой суммы налога, исчисленной по доходам за прошедший год. А по окончании года производится окончательный расчет налога.

        Кстати, в Швейцарии в отличие  от многих других стран отказались  от взимания подоходного налога у источника дохода. Этот порядок сохранен лишь для временных рабочих, иностранцев, приезжающих в страну на заработки, и некоторых банковских операций.

      В начале 1997 г. 10 января принят Федеральный закон О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". Он имеет целью пресечение существующих способов легального сокращения высоких личных доходов некоторых категорий граждан, а также усиление социальной справедливости данного налога. Изменен подход и к налогообложению страховых выплат.

      Закон определил, что не включаются в доход  физических лиц суммы страховых  выплат:

      • по обязательному страхованию;

      • по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни, в том числе добровольного пенсионного страхования;

      • по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности  в связи с наступлением страхового случая;

      • в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц.

     Закон от 10 января 1997 г. сократил также возможности  получения налоговой льготы на строительство жилых домов или покупку их. Законодательство о подоходном налоге развивается в направлении наиболее полного учета доходов граждан и расширения базы обложения. Уловить все личные доходы в рыночной экономике — задача весьма непростая, что известно из опыта западных налоговых служб. В России задача усложняется тем, что из-за низкой заработной платы, невыплат ее, остановкой предприятий люди стали гораздо чаще менять место основной работы, начали активно искать дополнительные возможности заработка. В этих условиях требуются новые формы налогообложения и новые методы работы налоговых служб. В первом случае следует взимать налог на прибыль и прочие, во втором — подоходный налог.

      А по поводу доходов людей, имеющих  более твердое и определенное место работы и несколько источников дохода, можно сказать, что в налоговые инспекции должны поступать сведения не только о дополнительных, но и об основных доходах. Подоходный налог с физических лиц является федеральным налогом, но большая часть получаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов Федерации. Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником доходов бюджета.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.4.5  Прочие федеральные  налоги

 

      Вторым  федеральным налогом, который касается граждан, стал налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения. Это единственный федеральный имущественный налог. Другие имущественные налоги поступают в региональные и местные бюджеты. Такой порядок сочетается с общемировой практикой.

      Налогом облагаются граждане, во владение к  которым переходит имущество по акту наследования или дарения. Облагается такое имущество, как жилые дома, дачи или садовые домики, приватизированные квартиры, предметы искусства и антиквариата, вклады в кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах, ценные бумаги и др.

      Налог взимается в тех случаях, если общая стоимость имущества, переходящего в собственность физического лица, на день открытия наследства или оформления договора дарения превышает:

      • при оформлении наследства — 850-кратной  величины установленной законодательством на день открытия наследства минимальной оплаты труда;

      • при дарении — 80-кратной величины минимальной оплаты труда.

      Как и в большинстве стран, ставка налога на наследование зависит не только от величины наследства, но и  от степени родства.

      Особое  место в системе федеральных  налогов занимают четыре налога, служащие источниками образования федерального и территориальных дорожных фондов. Это строго целевые налоги по использованию средств. Среди них: налог на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ), налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение автотранспортных средств. 
 
 
 

Глава 3. Проблемы совершенствования  налоговой системы  РФ

3.1  Противоречия действующей  налоговой системы  России

        Основы налоговой системы России  законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма: кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к становлению эффективной налоговой системы был затянувшийся кризис экономики.

     Нынешние  налоги в своей основе формировались  в условиях экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве, структуре и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик соблазн, все экономические проблемы государства решить при помощи налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней.

       Во многом действующая налоговая  система соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, а также повлекли снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%22. Несмотря на то, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. Кроме того, в налоговой системе России просматриваются серьёзные противоречия между ставками на отдельные налоги. Так, например, если в 1996 г. общая ставка налога на прибыль составляла 35%, то доля платежей за пользование природными ресурсами была относительно невысока - 2,8%, а значение налога на имущество явно принижено - на него приходилось всего 6,5% доходов консолидированного бюджета. Таких примеров можно приводить очень много, поэтому проблемы нынешнего налогового законодательства стоит рассмотреть подробнее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Проблемы налоговой  системы РФ, возникающие  при сборе основных  бюджетообразующих  налогов.

 

     Практически все основные налоги, собираемые на территории России имеют множество  противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.

       Так как этот налог очень  перспективен в рыночной экономике,  то согласиться с предложениями о  его ликвидации нельзя.  Нужно отрабатывать его механизм, имея ввиду существенное снижение  ставки. Снижение  ставки НДС, в свою очередь, нацелено на увеличение объемов производства,  работ и услуг, что, как показывают расчеты, может значительно расширить ограниченные  возможности  бюджета.  Кроме того, этого же можно было бы добиться при оправданном увеличении ставок налога на имущество предприятий.

     Налог на добавленную стоимость дополняется  акцизами на отдельные виды продукции. Это общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со значительной разницей между ценой, определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью.  Рыночная экономика неизбежно  порождает необходимость в акцизах.

     Косвенные налоги на потребление действуют  практически во всех странах с развитой рыночной структурой. Поэтому имеет смысл сравнить ставки на целевое назначение НДС в различных странах. В  США этот налог является одним  из главных доходных источников бюджетов штатов. Отчисления от него направляются и  в муниципальные бюджеты. «Ставка колеблется от 3% до 8,25%. В Японии НДС взимается по ставке 3%, в Канаде - 7,5%. В европейских странах косвенные налоги на потребление обычно выше. Так,  в Германии НДС составляет 14%, а по основным продовольственным товарам - 7%. В Финляндии уплачивается налог на добавленную стоимость в размере 19,5%.»23

     Сравнение позволяет сделать вывод о  более фискальной, нежели стимулирующей  роли налога на добавленную стоимость  в нашей  стране  (его  ставка  на сегодняшний день от 10% до 20%)24, о вынужденных мерах уменьшить бюджетный дефицит даже ценой возможного сужения налоговой базы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Нестабильность  налоговой системы  России

Информация о работе Оптимизация налоговой системы