Оптимизация налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью представленной работы является комплексный анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить общие принципы построения налоговой системы;
- определить особенности налоговой системы в РФ, сравнив с налоговой системой зарубежных стран, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы………………………6
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства ……………………6
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………...……9
1.3 Принципы построения налоговой системы и ее элементов………………11
Глава 2. Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…20
2.1 Анализ структуры налоговой системы РФ……………………………...…20
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации…..22
2.3 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ…31
2.4 Анализ основных налогов, взимаемых в РФ………………………………34
2.4.1 Налог на прибыль……………………………………………………….…34
2.4.2 Налог на добавленную стоимость………………………...………………38
2.4.3 Акцизы………………………………………………….…………..………42
2.4.4 Подоходный налог…………………………………………………………44
2.4.5 Прочие федеральные налоги……………………………………...………48
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ………..49
3.1 Противоречия действующей налоговой системы России……………...…49
3.2 Проблемы налоговой системы РФ, возникающие при сборе основных бюджетообразующих налогов………………………………………………..…51
3.3 Нестабильность налоговой системы России………………………………53
3.4 Пути решения основных проблем налоговой системы и роль государства в этом………………………………….……………….…………………………56
Заключение…………………………………………………………………….…64
Библиографический список………………………………………………..……67

Работа содержит 1 файл

диплом про налоги.doc

— 1.41 Мб (Скачать)
gn="justify">     Во-вторых, следует разом и безоговорочно  отменить все формы прямого обложения доходов, не превышающих прожиточный минимум работника (подоходный и социальный налоги, другие удержания). Очевидно, работники с такими доходами не могут (и не должны) участвовать и в финансировании государственных расходов, и в накоплении ресурсов на свое пенсионное обеспечение. Если государство не хочет поставить их на грань вымирания, то нет смысла изымать у этих лиц деньги, чтобы тут же включить их в систему обеспечения пособиями за счет того же государства. Кроме лишней учетной и финансовой работы, никакой общественной полезности такая практика не имеет.10

     Наконец, в-третьих, необходимо прекратить налогообложение  малого бизнеса. Государство не может  и не должно карать своих граждан  за то, что они не просто берут  на себя все заботы о своем благополучии, но еще и создают рабочие места для своих близких или знакомых. Разве не абсурд, что если отец берет своего сына в ученики на свое предприятие, то в соответствии с действующим законодательством он должен почти 50% его заработка передавать государству?

     Разумеется, такая свобода от налогов должна распространяться только на действительно малые предприятия при выполнении следующих условий:

- учредители  предприятий не только вкладывают  деньги, но и реально работают  на этих предприятиях;

- среди  учредителей нет юридических лиц;

- предприятие  действует на основе полной (неограниченной) ответственности всем своим личным имуществом по всем его долгам и иным финансовым (включая налоговые) обязательствам;

- число  наемных работников ограничивается  либо членами семьи, либо некоторым невысоким лимитом - например, в 5 - 10 человек;

- оборот  не превышает установленного  максимального предела, а чистая прибыль не превышает кратного прожиточного минимума.

     Во  всех развитых странах в последние  годы серьезной проблемой стало  также прогрессирующее усложнение налоговых процедур и правил. Для разрешения этой проблемы в ряде западных стран уже ведется масштабная перестройка всего налогового процесса, меняется система управления налоговыми органами, реализуются меры по упрощению и совершенствованию отношений с налогоплательщиками. «Эта перестройка налогового процесса осуществляется по следующим направлениям:

а) концентрация учетной, счетной и контрольной  работы налоговых органов в крупнейших центрах обработки данных (в США, например, вся эта работа сосредоточена в семи региональных учетных центрах);

б) выведение  налогоплательщиков на единый канал  расчетов по всем основным видам налогов (введенный, например, в Италии принцип  единого счета для уплаты всех налогов);

в) упор на распространение "дружелюбных" методов работы с налогоплательщиками (методы постоянных консультаций, примирение по спорам в досудебном порядке и т.д.).11»

     Как известно, по ходу развертывания информационной революции во многих странах Запада начали проводиться исследования в отношении рационализации и повышения эффективности на основе новых технологий работы государственных ведомств, в том числе и налоговых органов.                                                                                                                                                                                                                                                                               Действительно, именно в этой сфере государственным чиновникам приходится иметь дело с большими объемами отчетности, производить массу расчетов, сводить и контролировать информационные блоки разных ведомств и организаций, готовить своды статистических данных, обеспечивать налоговый блок для бюджетной отчетности и т.д. Если бы оказалось возможным основную массу этих расчетов перевести на методы компьютерной обработки данных, внедрить методы безбумажного обмена информацией во всех звеньях налоговой системы, то открылись бы серьезные перспективы экономии ресурсов и затрат человеческого труда на рутинной работе и перевода этих ресурсов в сферу контрольной работы и информационного обеспечения налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Анализ действующей  налоговой системы  РФ

2.1 Анализ структуры  налоговой системы

     Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий. Многим не нравится, что налоги слишком высокие. Одни по наивности думали, что в условиях рынка государство устанавливает низкие налоги. Другие полагали, что свобода предпринимательства распространяется и на налоги: хочу плачу, хочу — скрываю. Но при этом все дружно возмущаются и обвиняют Правительство, когда задерживается выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений, пенсий, не во время оплачивается государственный заказ. Тут все становится ясным: оказывается, низкие налоги должны сочетаться с бесперебойным финансовым обеспечением всех государственных расходов.

      Обобщить  и свести воедино все эти точки  зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. России остро не хватает собственной научной школы в области налогообложения, способной не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

      Оценивая  прошедшие годы, следует помнить, что налоговая система России возникла в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживала нарастание бюджетного дефицита, обеспечивала функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяла, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечала текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию налоговой системы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.

      И все-таки на некоторых аспектах хотелось остановиться подробнее. Рассмотрим действующую  структуру налоговой системы  РФ и проанализируем основные налоги. 

2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

 

     Основы  ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За семнадцать с половиной прошедших лет было много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.

     Первые  попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990—1991 гг. в рамках союзного государства. Но плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства. 

      Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". К понятию "другие платежи" относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

     Следует отметить еще одно обстоятельство. Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой политики с Белоруссией, с другими государствами, входящими в Содружество Независимых Государств, а также заключает международные налоговые соглашения во избежание двойного налогообложения с последующей ратификацией этих соглашений Государственной Думой Федерального Собрания. Если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации по налогообложению, то применяются правила международного договора. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

      Первый уровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В настоящее время к федеральным относятся следующие налоги:

    а) налог на добавленную стоимость;

    б) акцизы на отдельные группы  и виды товаров;

    в) налог на доходы банков;

    г) налог на доходы от страховой деятельности;

    д) налог от биржевой деятельности;

    е) налог на операции с ценными  бумагами;

    ж) таможенные пошлины;

    з) отчисления из производства  материально-сырьевой базы, зачисляемые  в спец. внебюджетный фонд РФ;

    и) платежи за пользование природными ресурсами;

    к) подоходный налог с физических  лиц;

    м) налоги, служащие источниками,  образующие дорожные фонды;

    н) гербовый сбор;

    о) государственная пошлина;

    п) налог с имущества, переходящего  в порядке наследования и дарения;

    р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"  и образовываемых на их основе  слов и словосочетаний;

  с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

     Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а" - "ж" и "р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" являются регулирующими доходными источниками. Суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней.

     Все суммы поступлений от налогов,  указанных в подпунктах “н”  - “п” зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

  Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте “с” зачисляются  в соответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации об этом налоге.

      • Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги). Региональные налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации, исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К этим налогам относятся:

    а) налог на имущество предприятий. 

  б) местный доход;

    в) плата за воду, забираемую  промышленными предприятиями из  водохозяйственных систем;

    г) республиканские платежи за  пользование природными ресурсами.

     Налоги, указанные в подпунктах  “а”, “б” и “в”, устанавливаются законодательными органами РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

     Сборы, указанные в подпункте “г”, зачисляются  в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставки этого сбора не могут превышать размера одного процента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций. Они устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области и автономных округов.

  • Третий уровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие "район" с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных налогов. К местным относятся следующие налоги:

Информация о работе Оптимизация налоговой системы