Оптимизация налоговой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, дипломная работа

Описание работы

Целью представленной работы является комплексный анализ налоговой системы Российской Федерации.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить общие принципы построения налоговой системы;
- определить особенности налоговой системы в РФ, сравнив с налоговой системой зарубежных стран, согласно действующему законодательству и правоприменительной практике;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы………………………6
1.1 Сущность налогов и их роль в экономике государства ……………………6
1.2 Правовое значение объекта налогообложения………………………...……9
1.3 Принципы построения налоговой системы и ее элементов………………11
Глава 2. Анализ действующей налоговой системы РФ………………...…20
2.1 Анализ структуры налоговой системы РФ……………………………...…20
2.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации…..22
2.3 Поступление администрируемых ФНС России доходов в бюджет РФ…31
2.4 Анализ основных налогов, взимаемых в РФ………………………………34
2.4.1 Налог на прибыль……………………………………………………….…34
2.4.2 Налог на добавленную стоимость………………………...………………38
2.4.3 Акцизы………………………………………………….…………..………42
2.4.4 Подоходный налог…………………………………………………………44
2.4.5 Прочие федеральные налоги……………………………………...………48
Глава 3. Проблемы совершенствования налоговой системы РФ………..49
3.1 Противоречия действующей налоговой системы России……………...…49
3.2 Проблемы налоговой системы РФ, возникающие при сборе основных бюджетообразующих налогов………………………………………………..…51
3.3 Нестабильность налоговой системы России………………………………53
3.4 Пути решения основных проблем налоговой системы и роль государства в этом………………………………….……………….…………………………56
Заключение…………………………………………………………………….…64
Библиографический список………………………………………………..……67

Работа содержит 1 файл

диплом про налоги.doc

— 1.41 Мб (Скачать)

      • затраты, связанные с использованием природного сырья, земель, древесины, воды и т. д.;

      • затраты на подготовку и освоение производства;

      • затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции;

      • затраты на проведение опытно-экспериментальных  работ, изобретательскую и рационализаторскую работу;

      • затраты по обслуживанию производственного  процесса.

      • текущие затраты, связанные с  эксплуатацией фондов природоохранного назначения.

      • затраты, связанные с управлением  производством.

       затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

      • затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно в  направлениях, где отсутствует транспорт общего пользования;

      • выплаты, предусмотренные законодательством  о труде;

      • отчисления на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости, в фонд обязательного медицинского страхования, в специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды;

      • платежи по кредитам банков в пределах ставки, установленной законодательством. Платежи по кредитам сверх этих ставок относятся на финансовые результаты;

      • оплата услуг кредитных учреждений по выдаче сотрудникам заработной платы, осуществлению торгово-комиссионных (факторинговых) операций;

      • затраты, связанные со сбытом продукции: упаковка, хранение, погрузка, транспортировка, реклама в пределах установленных норм, участие в выставках, ярмарках и т. д.;

      • затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемые в себестоимость продукции в  форме амортизационных отчислений на полное восстановление;

      • износ по нематериальным активам;

    Ставка  налога на прибыль предприятий и  организаций несколько раз претерпевала изменения. Налог на доходы банков был отменен, и кредитные учреждения стали вносить в бюджет налог на прибыль. Этот налог как бы раздвоился и стал состоять из двух частей: федеральной и региональной. Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 процента, зачисляется в федеральный бюджет; сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 процента, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

      Сумма прибыли, полученная за пределами Российской Федерации, включается в общую сумму прибыли, подлежащую налогообложению. В состав затрат, имевших место для получения дохода за границей, включается и сумма уплаченного там налога на прибыль. Но при этом размер засчитываемой суммы не может превышать сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в Российской Федерации по прибыли, полученной за границей.

      Налог на прибыль предприятий и организаций, оставаясь сугубо федеральным, играет важную роль в регулировании всей бюджетной системы страны. С самого начала он был определен в качестве регулирующего источника доходов. Отчисления от него направлялись в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты по расчетам Минфина России.

      Закон "О налоге на прибыль предприятий  и организаций" предусматривает  большое количество налоговых льгот. Представительные органы субъектов Федерации могут вводить свои налоговые льготы в части, поступающей в их бюджеты. Льготы могут предоставляться только категориям предприятий, исходя из приоритетов экономического и социального развития регионов.

      Значительные льготы по налогу на прибыль предоставляются малому бизнесу. С 1994 г. малые предприятия освобождены от обязанности вносить авансовые платежи.

      В 1996 г. вступил в действие Закон РФ от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Применение упрощенной системы для организаций предусматривает замену уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности. Для организаций, применяющих упрощенную систему, сохраняется лишь действующий порядок уплаты таможенных пошлин, госпошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.

      Для индивидуальных предпринимателей упрощенная система предлагает  только уплату стоимости патента на занятие  данной деятельностью. 
 
 

      1. Налог на добавленную стоимость
 

     С 1992 г. в России одним из двух основных федеральных налогов стал налог на добавленную стоимость (НДС).15 Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

      Облагаемый  оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли; суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров или выполнения работ (услуг) на расчетный счет, и суммы, полученные в порядке частичной оплаты по расчетным документам за реализованные товары.

     При обмене товарами, при их передаче безвозмездно или с частичной оплатой, а также при их реализации по ценам не выше себестоимости облагаемый оборот определяется исходя из рыночных цен, определенных с учетом фактической себестоимости и прибыли, исчисленной по предельному уровню рентабельности, установленному Правительством РФ для предприятий-монополистов. При использовании внутри предприятия товаров собственного производства, затраты по которым не относятся на издержки производства и обращения, за основу определения облагаемого оборота принимается стоимость этих или аналогичных товаров, исчисленная по применяемым ценам, а при их отсутствии — из фактической себестоимости. У предприятий розничной торговли облагаемый оборот при реализации товаров определяется в виде разницы между ценами их реализации и ценами, по которым они производят расчеты с поставщиками, включая сумму налога на добавленную стоимость. Аналогично определяется облагаемый оборот при аукционной продаже товаров.

      В налогооблагаемую базу по импортируемым  товарам включаются таможенная стоимость товара, таможенная пошлина, а по подакцизным товарам — и сумма акциза.

      Для расчета НДС из общего объема реализации продукции вычитается стоимость  закупок у поставщиков. Сумма  налога определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованную продукцию (товары, услуги), и суммами налога, уплаченными поставщикам за материальные ресурсы и услуги, стоимость которых относится на издержки производства. Подобная база обложения достаточно стабильна.

      НДС является косвенным налогом на потребление. Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи, и до тех пор, пока продукция (работы, услуги) не дойдет до конечного потребителя. В результате достигается сочетание обложения на всех стадиях производства и обращения с реальным участием каждого из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания НДС удобен и обеспечивает быстрое поступление налога в бюджет.

      Федеральным законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" были установлены нормы, несколько изменяющие порядок взимания НДС.

      Созданы равные условия для предпринимательской  деятельности отечественных и иностранных предприятий. На российского налогоплательщика возложена ответственность по уплате НДС за иностранное предприятие, не зарегистрированное в российских налоговых органах, но реализующее на территории Российской Федерации товары, облагаемые НДС. Уплата налога производится за счет средств, перечисляемых иностранному предприятию или лицу, указанному этим иностранным предприятием, и вносится в бюджет в той валюте, в которой производится платеж. После уплаты НДС за иностранное предприятие российское предприятие имеет право обратиться в установленном порядке за возмещением сумм НДС, уплаченных им на территории России при осуществлении своей предпринимательской деятельности.

      Ставка  налога с момента введения в 1992 г. претерпевала изменения. Изменение ставки  повлекло осложнения в торговых отношениях с другими странами Содружества Независимых Государств. Ведь ранее ставка налога (28%) была единой и вдруг возникла возможность пользоваться разницей ставок, и российские предприниматели могли оказаться в невыгодных условиях. Поэтому прошло еще одно изменение закона об НДС, регулирующее торговлю со странами СНГ. При взаимных расчетах обоюдно применяется налоговая ставка той страны, где она выше.

      Согласно  последним изменениям Налогового Кодекса  РФ, существует четыре вида налоговой  ставки НДС16.

    • 0%
    • 10%
    • 18%
    • процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной пунктом 2 или пунктом 3 ст.164 НКРФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

      Налог на добавленную стоимость предполагалось целиком направлять в федеральный бюджет. Но вскоре пришлось принять решение передать часть его регионам. Например, бюджет г. Москвы стал получать сначала 17%, затем 20%, а потом — 25% от общей суммы поступлений. Кстати, мировой опыт свидетельствует, что НДС чаще всего служит региональным налогом. Например, в США этот налог — это один из основных финансовых источников штатов, отчисления, от которого получают и города. Теперь и у нас НДС фактически превратился в регулирующий источник доходов. Значительные отчисления от него направляются в бюджеты субъектов Федерации. По многим из них норматив составляет 50% и выше.

      Каковы  перспективы налога на добавленную  стоимость? Ведь многие предприниматели активно выступают за его дальнейшее снижение и постепенную отмену. Первоначально при введении НДС рассматривался как панацея от всех финансовых бед. Предполагалось, что с его помощью уже в 1992 г. удастся свести к минимуму дефицит федерального бюджета. Налог должен был занять первое место среди доходных статей бюджета, оттеснив даже налог на прибыль предприятий и организаций. Однако сбалансирования бюджета не произошло. В бюджет начинают поступать средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции. Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога.

      Последовательно осуществляя поддержку малого бизнеса, государство освободило от уплаты НДС  предпринимателей без образования  юридического лица. Это было сделано  еще до предоставления им возможности  уплачивать единый налог и вести  упрощенную систему учета и отчетности.

      Накопив определенный опыт, можно сказать, что  налог на добавленную стоимость  прочно вошел в налоговую систему  Российской Федерации. Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Но в целом он имеет позитивное значение и будет функционировать в России в и будущем. Не став первым среди доходных источников бюджета, он уверенно занимает там второе место, причем со значительным отрывом от третьего.  
 

      1. Акцизы

      Важный  вид косвенных налогов - акцизы17. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

      Плательщиками акцизов являются производящие и реализующие подакцизные товары предприятия и организации. Подакцизными являются алкогольные напитки, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ и некоторые виды минерального сырья. То есть набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. Объектом налогообложения служат обороты по реализации подакцизных товаров. Для определения облагаемого оборота берется стоимость реализуемых изделий, исчисленная исходя из цен реализации без учета налога на добавленную стоимость. Акцизами не облагаются товары, идущие на экспорт. Перечень подакцизных товаров и ставки акцизов на них устанавливаются Правительством Российской Федерации18.

Информация о работе Оптимизация налоговой системы