Общая и специальная часть налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового права
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие налоговое право, источники и систему налогового права.
2. Рассмотреть общую часть налогового права: систему налогов и сборов в Российской Федерации, права и обязанности участников налоговых отношений, налоговый контроль.
3. Рассмотреть специальную часть налогового права, а именно проанализировать элементы налогообложения федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, источники и система налогового права…………………….5
1.1 Понятие налогового права…………………………………………………...5
1.2 Источники налогового права…………………………………………………6
1.3.Система налогового права……………………………………………………9

Глава 2. Общая часть налогового права………………………………………..11
2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации……………………..11
2.2. Права и обязанности участников налоговых отношений………………...14
2.3 Налоговый контроль………………………………………………………..19

Глава 3. Специальная часть налогового права………………………………...24
3.1. Федеральные налоги………………………………………………………..24
3.2. Специальные налоговые режимы………………………………………….31
3.2. Региональные и местные налоги…………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

Налог на добычу полезных ископаемых, установленный  и введенный в действие гл. 26 Налогового кодекса, заменил собой целый  ряд действовавших ранее рентных  платежей и акцизов на некоторые  виды минерального сырья.

     По  своей правовой природе налог на добычу полезных ископаемых относится к таким доходным источникам бюджета, как регалии, проблемам классификации которых были посвящены труды российских теоретиков финансового права. Само право государства взимать налоги является суверенным правом государства и относится к так

называемым  регалиям в широком смысле — regalia majora, т.е. к правам, вытекающим из существа государства и составляющим неотъемлемую принадлежность верховной власти, таким  как право творить суд, устанавливать  ответственность за правонарушения и т.д. Регалии в узком смысле слова (regalia minora) — это такие права частно- правового характера, которые изымаются из сферы приобретения частными лицами и берутся исключительно в руки государства. Юридическое различие между регалиями в широком и узком смысле слова коренится в природе прав, которые лежат в основании регалии. Регалии в широком смысле основаны на таких правах публичной власти, которые характеризуют сущность государства как верховного суверена. В отличие от этого регалии в узком смысле основаны на присвоении государством прав, которые без ущерба для суверенитета государства могут принадлежать не только государству, но и частным лицам. Одним из примеров использования регалий в узком смысле как инструмента пополнения бюджета является установление налоговых платежей за пользование природными ресурсами, в том числе за добычу полезных ископаемых.

     Налог на добычу полезных ископаемых взимается  с организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся пользователями недр, т.е. получивших государственную лицензию на пользование участками недр, либо пользующихся недрами на условиях соглашения о разделе продукции.

     Предметом налогообложения  являются полезные ископаемые, перечень которых установлен в Налоговом кодексе.

     Налоговой базой по большинству полезных ископаемых выступает стоимость добытых полезных ископаемых, оцененная самими налогоплательщиками одним из установленных способов. Налогоплательщики исчисляют и уплачивают сумму налога по итогам месяца в отношении каждого вида добытых полезных ископаемых. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Водный  налог установлен Главой 25.2 НК РФ.

     Налогоплательщиками водного налога признаются организации  и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  в соответствии с законодательством Российской Федерации

    Объектами налогообложения водным налогом  признаются следующие виды пользования  водными объектами 

    1) забор воды из водных объектов;

    2) использование акватории водных  объектов, за исключением лесосплава  в плотах и кошелях;

    3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

    4) использование водных объектов  для целей сплава древесины  в плотах и кошелях.

    Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого  водного объекта.

    Налоговым периодом признается квартал.

    Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам  рек, озер, морей и экономическим  районам, перечислены в статье 333.12 НК РФ.

    Налогоплательщик  исчисляет сумму налога самостоятельно.

    Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

    Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. 

    1. Специальные налоговые режимы
 

   Согласно  ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

   1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

   2) упрощенная система налогообложения;

   3)система  налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

   4) система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе продукции.

     В особую группу налогоплательщиков, к  которым применяется специальный  налоговый режим, выделены сельскохозяйственные производители — организации  и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию  и выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию и рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких

организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной  ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов. 

      Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения  признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговой базой  признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным полугодие.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

      Налог исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы.

    Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют  сумму авансового платежа по единому  сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

    Авансовые платежи по единому сельскохозяйственному  налогу уплачиваются не позднее 25 календарных  дней со дня окончания отчетного периода.

    Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

      Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организаций. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

    Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ), налога на имущество физических лиц.

    Индивидуальные  предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

    Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

    Не  вправе применять упрощенную систему  налогообложения:

    1) организации, имеющие филиалы  и (или) представительства;

    2) банки;

    3) страховщики;

    4) негосударственные пенсионные фонды;

    5) инвестиционные фонды;

    6) профессиональные участники рынка  ценных бумаг;

    7) ломбарды;

    8) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством  подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

    9) организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся игорным  бизнесом;

    10) нотариусы, занимающиеся частной  практикой, адвокаты, учредившие  адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований и т.д.; Перечень установлен статьей 346.12 НК РФ.

    Объектом  налогообложения признаются: доходы  и доходы, уменьшенные на величину расходов.

    Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком.

    Объект  налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. В течение  налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.

    В случае, если объектом налогообложения  являются доходы организации или  индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.

    В случае, если объектом налогообложения  являются доходы организации или  индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

    При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим  итогом с начала налогового периода.

    Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

    Налогоплательщик, использующий в качестве объекта  налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов, вправе уменьшить  исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет.

    Налоговым периодом признается календарный год.

    Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

    В случае, если объектом налогообложения  являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

    В случае, если объектом налогообложения  являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.

    Налог исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы.

    Налоговая декларация по итогам налогового периода  представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые  органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Правовую  основу Единого налога на вмененный доход составляют часть первая и

гл. 26.3 НК РФ и  законы субъектов Российской Федерации.

     Налог на вмененный доход обязателен для налогоплательщиков, перечень которых установлен федеральным законом и законом субъекта Федерации, вводящим налог на своей территории. Плательщиками этого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах, к которым, например, относятся: бытовые услуги, ветеринарные услуги, общественное питание, розничная торговля, перевозка пассажиров и др.

Информация о работе Общая и специальная часть налогового права