Общая и специальная часть налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового права
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие налоговое право, источники и систему налогового права.
2. Рассмотреть общую часть налогового права: систему налогов и сборов в Российской Федерации, права и обязанности участников налоговых отношений, налоговый контроль.
3. Рассмотреть специальную часть налогового права, а именно проанализировать элементы налогообложения федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, источники и система налогового права…………………….5
1.1 Понятие налогового права…………………………………………………...5
1.2 Источники налогового права…………………………………………………6
1.3.Система налогового права……………………………………………………9

Глава 2. Общая часть налогового права………………………………………..11
2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации……………………..11
2.2. Права и обязанности участников налоговых отношений………………...14
2.3 Налоговый контроль………………………………………………………..19

Глава 3. Специальная часть налогового права………………………………...24
3.1. Федеральные налоги………………………………………………………..24
3.2. Специальные налоговые режимы………………………………………….31
3.2. Региональные и местные налоги…………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

                              Cодержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие, источники и система налогового права…………………….5

    1. Понятие  налогового права…………………………………………………...5
    2. Источники налогового права…………………………………………………6

1.3.Система налогового права……………………………………………………9 

Глава 2. Общая  часть налогового права………………………………………..11

2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации……………………..11

2.2. Права и  обязанности участников налоговых  отношений………………...14

2.3  Налоговый  контроль………………………………………………………..19  

Глава 3. Специальная часть налогового права………………………………...24

3.1. Федеральные  налоги………………………………………………………..24

3.2. Специальные  налоговые режимы………………………………………….31

3.2. Региональные  и местные налоги…………………………………………...36 

Заключение……………………………………………………………………….41 

Список используемой литературы……………………………………………...42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Основные  положения о налогах закреплены в Конституции. В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, «каждый обязан платить законно  установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

    Понятие налога содержится и в Налоговом  Кодексе Российской Федерации (далее НК РФ), где указывается что налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности, государства и муниципальных образований.

    Налоговое право представляет собой отрасль  правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере  налогообложения, то есть отношения  в связи с осуществлением сбора  налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.

    В свою очередь, налоговое право – это отрасль системы права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

    Указанные общественные отношения (налоговые  правоотношения) составляют предмет налогового права.

    Объектом  налогового права является аналитическое  исследование общественных отношений  в сфере налогообложения.

    Нормы налогового права группируются в  две части - Общую и Особенную.

    Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.

    Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок  взимания отдельных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс их кодификации, и они  включаются во вторую (Особенную) часть НК РФ. Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.

   Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового права

   Задачи  курсовой работы: 
1. Раскрыть понятие налоговое право, источники и систему налогового права. 
2. Рассмотреть общую часть налогового права: систему налогов и сборов в Российской Федерации, права и обязанности участников налоговых отношений, налоговый контроль. 
3. Рассмотреть специальную часть налогового права, а именно проанализировать элементы налогообложения федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие, источники и система  налогового права

     1.1 Понятие налогового права

     Управление  налоговой системой осуществляется посредством правового регулирования  налоговых отношений, при этом поведение  участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

     Как и любая другая норма права, норма  налогового права представляет собой  установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях. Особенности нормы налогового права обусловлены целевой направленностью, которая определяется предметом правового регулирования.

     Предметом налогового права являются общественные налоговые отношения.

     К предмету налогового права относятся:

     - закрепление структуры налоговой  системы;

     - распределение компетенции в  данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов;

     - регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе установления и взимания налогов и сборов с организаций и физических лиц в бюджетную сферу или в государственные внебюджетные фонды;

     - осуществление налогового контроля;

     - применение мер финансово-правовой  ответственности за нарушение налогового законодательства;

     - обжалование актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц.

     В основе метода налогового права лежит метод предписаний властно-имущественного характера, т. е. применение однозначных, не допускающих выбора норм в целях формирования государственных и местных бюджетов.

    Также в налоговом праве выделяют два  метода:

  • публично-правовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод)
  • гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии)

    Так как отношения, регулируемые налоговым  правом по большей части относятся  к сфере публичного права, императивный метод правового регулирования  применяется в налоговом праве  более часто. Диспозитивный метод используется, например, при регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.

     Права и обязанности субъектов налогового права могут возникать из норм права либо из санкций и процедур их применения. Из указанных компонентов формируется метод налогового права.

     Различное сочетание способов, приемов правового  воздействия на общественные налоговые  отношения определяет его особый юридический режим метода, с помощью которого осуществляется регулирование указанной сферы общественных отношений. При этом явственно видно сходство методов финансового и налогового права.

     Анализ  предмета и метода налогового права  позволяет классифицировать его  как подотрасль финансового права, объединяющую совокупность однородных финансово-правовых норм, регулирующих значимый по объему и содержанию блок общественных финансовых (налоговых) отношений.

     Таким образом, налоговое право как подотрасль финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, имеющие властный характер, возникающие в процессе:

     - установления и взимания налогов  и сборов с организаций и  физических лиц в бюджетную  сферу или в государственные  внебюджетные фонды;

     - осуществления налогового контроля;

     - применения мер финансово-правовой  ответственности за нарушение  налогового законодательства;

     - обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия)  их должностных лиц. 

     1.2. Источники налогового права

     Источниками налогового права являются различные нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (Российской Федерации и ее субъектов) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы налогового права.

     Основополагающие  нормы налогового права содержатся в Конституции РФ.

В Конституции  РФ закреплены важнейшие нормы налогового права России: предмет ведения РФ и предмет совместного ведения РФ и ее субъектов в области налогообложения; компетенция в области налогов Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ; правомочия органов местного самоуправления в области налогообложения; основы правового статуса налогоплательщика (ст. 57, 71,72, 74, 75, 84, 101, 102, 104, 106, 114, 132 Конституции РФ).

     Источником  налогового права является также  законодательство РФ о налогах и сборах. Термин «законодательство о налогах и сборах» в соответствии с п. 6 ст. 1 НК РФ употребляется в широком смысле и подразумевает законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, а также нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Законодательство  РФ о налогах и  сборах включает НК РФ и федеральные законы о налогах и (или) сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом.

     Принятый  Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и главы части второй) систематизировал нормы налогового права, которые регулируют налогообложение, отнесенное Конституцией РФ к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. 

     Налоговый Кодекс РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России, он распространяет свое действие на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо, им предусмотрено, способствует укреплению экономики России как федерального государства, защите интересов налогоплательщиков, привлечению иностранных инвестиций, соблюдению законности в сфере налоговых отношений. НК РФ является основным нормативным правовым актом, закрепившим основные положения о налогообложении.

     Несмотря  на разнообразие, законодательные акты о налогах и сборах должны отвечать определенным требованиям, строиться на принципах, изложенных в ст. 3 НК РФ: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.   Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога; налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством страны; налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав; не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны; федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК РФ. Налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и (или) сборах в соответствии с НК РФ; ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ; при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть формулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика

Информация о работе Общая и специальная часть налогового права