Общая и специальная часть налогового права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2011 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является комплексное исследование налогового права
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть понятие налоговое право, источники и систему налогового права.
2. Рассмотреть общую часть налогового права: систему налогов и сборов в Российской Федерации, права и обязанности участников налоговых отношений, налоговый контроль.
3. Рассмотреть специальную часть налогового права, а именно проанализировать элементы налогообложения федеральных, региональных и местных налогов, а также специальных налоговых режимов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, источники и система налогового права…………………….5
1.1 Понятие налогового права…………………………………………………...5
1.2 Источники налогового права…………………………………………………6
1.3.Система налогового права……………………………………………………9

Глава 2. Общая часть налогового права………………………………………..11
2.1. Система налогов и сборов в Российской Федерации……………………..11
2.2. Права и обязанности участников налоговых отношений………………...14
2.3 Налоговый контроль………………………………………………………..19

Глава 3. Специальная часть налогового права………………………………...24
3.1. Федеральные налоги………………………………………………………..24
3.2. Специальные налоговые режимы………………………………………….31
3.2. Региональные и местные налоги…………………………………………...36

Заключение……………………………………………………………………….41

Список используемой литературы……………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 295.00 Кб (Скачать)

2.3  Налоговый  контроль

     Финансовый  контроль как вид государственного контроля направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности. В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и аудит. Государственный финансовый контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.

   Следовательно, налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и сборов в бюджет или внебюджетный фонд в предусмотренных законодательством формах.

         В соответствии со ст.82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

      Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

   Анализ  законодательства о налогах и  сборах позволяет классифицировать налоговый контроль на следующие виды.

 В зависимости от сроков его проведения различают оперативный и периодический контроль, в зависимости от источников налоговый контроль подразделяется на документальный и фактический.

Оперативный контроль представляет собой проверку, осуществляемую в течение отчетного периода после завершения контролируемой операции.

Периодический контроль представляет собой проверку за определенный отчетный период.

Документальный  контроль — это проверка данных, содержащихся в финансовых документах.

Фактический контроль — это проверка, проводимая путем осмотра, обмера, обследования материальных ценностей.

Налоговый контроль осуществляется в различных формах, основные из которых названы в НК РФ. К ним относятся: налоговая проверка, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода

(прибыли), и другие  формы.

Основной формой налогового контроля является налоговая проверка.

Налоговых органы могут проводить налоговые проверки двух видов: камеральные  и выездные проверки.

   Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и  документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

   Если камеральной  налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

   Лицо, проводящее камеральную  налоговую проверку, обязано рассмотреть  представленные налогоплательщиком пояснения  и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт камеральной проверки .

     При проведении камеральных налоговых  проверок налоговые органы вправе  также истребовать в установленном  порядке у налогоплательщиков, использующих  налоговые льготы, документы, подтверждающие  право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы, и документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в случае представления налоговой декларации на возмещение налога на добавленную стоимость.

   Выездная  налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

   В случае, если у налогоплательщика  отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

   Решение о проведении выездной налоговой  проверки выносит налоговый орган  по месту нахождения организации  или по месту жительства физического  лица, если иное не предусмотрено настоящим  пунктом.

    Выездная налоговая  проверка в отношении одного  налогоплательщика может проводиться  по одному или нескольким налогам.

      Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

      В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

      Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

      Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.

     Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

      Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки по основаниям, приведенным в п.9 ст. 89 НК РФ. 

     Налоговые органы в рамках проведения налогового контроля вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (ст.93.1 НК РФ).

      Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

      При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

      Статья 93.1 введена Федеральным законом от 27.07.2006г. №137- ФЗ и заменяет такой вид мероприятий налогового контроля как «встречная проверка».

       Налоговые органы в рамках проведения налогового контроля могут проводить выемку документов и предметов, экспертизу, привлекать специалистов для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, переводчика.

   Выемка  документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

   Не допускается  производство выемки документов и предметов  в ночное время.

   Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. В необходимых случаях для участия в производстве выемки приглашается специалист.

   Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно.

   При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или  иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.

    О производстве  выемки, изъятия документов и  предметов составляется протокол. Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов.

    Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

   В необходимых случаях  для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

   Экспертиза назначается  в случае, если для разъяснения  возникающих вопросов требуются  специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

   В необходимых случаях  для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и  навыками, не заинтересованный в исходе дела.

    Привлечение лица  в качестве специалиста осуществляется  на договорной основе.

     В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

    Переводчиком  является не заинтересованное  в исходе дела лицо, владеющее  языком, знание которого необходимо  для перевода. 

Глава 3. Специальная часть налогового права

3.1. Федеральные  налоги и специальные налоговые  режимы

     В России установлены и действуют в 2010 году следующие федеральные налоги:

— налог на добавленную  стоимость;

— акцизы;

— налог на прибыль  организаций;

— налог на доходы физических лиц;

— налог на добычу полезных ископаемых;

— водный налог;

— сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов.

— государственная  пошлина;

     Налог на добавленную стоимость был введен в действие с 1 января 1992 г. В связи с введением НДС и акцизов были отменены налог с оборота и налог с продаж.

Правовой основой взимания НДС является Глава 21 НК РФ.

     Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и  услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. НДС — косвенный налог, т.е. надбавка к цене товара.

Информация о работе Общая и специальная часть налогового права