Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В первой главе изложены теоретические основы налога на прибыль. Раскрыты сущность и методы исчисления налогообложения организации. Изучались основы нормативно-правового регулирования налога на прибыль организации.
Во второй главе проведен анализ экономической эффективности и дана оценка механизма порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент» по данным финансовой отчетности за 2007-2010 года.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации, где основным показателем являлся системный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………1

1 Социально-экономическая сущность налогообложения прибыли организации…………….2

1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ…………….……………..2

1.2 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления налогообложения прибыли организации………………………………………………………………………………………....6

1.3 Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации……………………....9

2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Сухоложскцемент»………………10

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»……………………...…..10

2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки организации………………………...…..18

2.3Анализ локальной нормативно-правовой базы ОАО «Сухоложскцемент»………………..21

3 Совершенствование налогообложения прибыли организации……………………………....22

3.1 Основные нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль организации ………22

3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации …………………………………………………………………………………….....24

3.3 Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния…………………………………………………...…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………..…………….....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Налог на прибыль.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Ещё одним способом оптимизации налога на прибыль является изменение момента перехода права собственности. Цель данного способа: сократить текущие платежи по налогу на прибыль. Нормативной базой является глава 25 НК РФ. Рекомендовано для производственных организаций, определяющих доходы и расходы по методу начисления и организации оптовой торговли [30].

Суть способа: согласно главе 25 НК РФ организация-налогоплательщик может самостоятельно выбрать порядок признания доходов по методу начисления, либо кассовым методом. Наиболее оптимальным для налогоплательщика является кассовый метод, это связано с тем, что при методе начисления организация должна уплатить налог на прибыль со всей суммы, предъявленной покупателям в момент отгрузки. Хотя реально денежные средства от покупателя могут поступить частично, либо не поступить вовсе, а налог на прибыль нужно заплатить в данном отчетном периоде со всей суммы, предъявленной покупателю. Использовать кассовый метод могут только те налогоплательщики, у которых средняя сумма выручки от реализации без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж за предыдущие четыре квартала не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Однако организации, применяющие метод начисления, в отдельных случаях могут уплачивать налог на прибыль по аналогии с кассовым методом. При этом следует сослаться на следующие положения налогового и гражданского законодательства, в частности на статью 39 НК РФ, первый пункт которой гласит: реализацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами и услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных НК РФ, – на безвозмездной основе. Далее в статье 271 НК РФ говорится, что доходы признаются в том отчетном периоде (налоговом), в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). Что касается кассового метода, то в пункте 2 статьи 273 НК РФ указано, что датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом. Наконец, в статье 491 ГК РФ (часть вторая) предусмотрено, что право собственности на переданный покупателю товар сохраняется за продавцом до оплаты товара или иных обстоятельств, когда договором купли-продажи это указано.

Таким образом, если организация-продавец в заключаемых договорах купли-продажи товаров укажет, что право собственности на товары к покупателю переходит после поступления оплаты продавцу, то тогда организация-продавец по этим сделкам может учитывать доходы для исчисления налога на прибыль по оплате.

Основным преимуществом данного способа, является изменение момента перехода права собственности позволит оптимизировать платежи по налогу на прибыль.

 

3.3. Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность российских налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Конкретным рекомендательным предложением может являться новый, Налоговый кодекс, а точнее пересмотрена глава 25 НК РФ.

В новом Налоговом кодексе РФ предусмотрено введение    налога на доходы от капитала, являющегося новым по отношению к действующей системе налогом. Несмотря на сходство в части определения налогооблагаемой базы с налогами, рассмотренными выше, налог на доходы от капитала имеет ряд существенных отличий от ныне действующих налогов на доход. Эти отличия следующие:

1) плательщики налога на доходы от капитала — не только предприятия и организации, но и физические лица;

2) объект налогообложения — доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде или за налоговый период от источников в Российской Федерации и за ее пределами в виде: дивидендов; процентов, за исключением доходов, получаемых в рамках финансовой деятельности, страховых премии или премий по перестрахованию, штрафов или пени за нарушение договорных или долговых обязательств, вознаграждении комиссионерам или посредникам либо иных подобных вознаграждений; условных дивидендов;

3) налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

-          75% — в отношении доходов в виде дивидендов (в том числе в виде условных дивидендов) при получении дивидендов российскими предприятиями или физическими лицами — резидентами Российской Федерации либо иностранными предприятиями или физическими лицами — резидентами государств, с которыми у Российской Федерации имеется соглашение об уст­ранении двойного налогообложения, дивидендов от источников доходов в РФ. При этом ставка 15% применяется только в отношении дивидендов, выплачиваемых из прибыли, с которой был уплачен налог на прибыль;

-          72% — в отношении доходов в виде процентов, начисленных по государственным ценным бумагам РФ, государственным облигациям субъектов РФ и муниципальным облигациям за время их нахождения у налогоплательщика;

-          72% — в отношении доходов, начисленных в виде процентов физическим лицам за отчетный (налоговый) период по счетам в российских банках (кроме счетов, открываемых в связи с введением предпринимательской деятельности), если этот процент не превышает средней ставки рефинансирования Цен­трального банка РФ за соответствующий период;

4) сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налог исчисляется и удерживается из доходов налогоплательщика и уплачивается лицом, выплачивающим доходы (источником доходов). Ответственность за удержание и перечисление налогов в бюджет несет лицо, выплачивающее доход.

Поправки по законодательству по налогу на прибыль, основным изменением которого изменение ставки налога, суть проблемы не решает, так как проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в  котором они решались отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем.

Необходимо создание единой государственной информационной системы со звеньями, включающими в себя налоговую систему РФ, банковскую систему РФ, таможенную систему РФ и другие, что позволит контролировать денежные потоки и движение минерального сырья от момента добычи до получения выручки, сократить количество нарушений со стороны банковских и кредитных учреждений, воспрепятствует желанию налогоплательщика уклониться от уплаты налогов.

Очень важно создать новый понятийный аппарат, который ликвидирует многочисленные "белые пятна" существующие в действующем налоговом законодательстве. Сегодня отсутствие однозначности толкования терминов и понятий приводит к многочисленным конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В целях поддержки промышленных предприятий следует создать режим наибольшего налогового благоприятствования, то есть на определенный период снизить ставки налогов или предоставить государственный налоговый кредит, своего рода отсрочку на определенное время под проценты от уплаты налогов. Это будет одним из возможных путей стабилизации и улучшения финансово-хозяйственного состояния организаций или даже отрасли.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог на прибыль – один из основных налогов, уплачиваемых предприятием, он исчисляется от налогооблагаемой (расчетной) прибыли.

Экономическая сущность налога на прибыль в том, что он является прямым налогом, т.е. его величина находится в прямой зависимости от получаемой прибыли (дохода), поэтому он влияет на инвестиционные процессы и процесс наращивания капитала.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов в налоговой системе Российской Федерации. В структуре доходов в 2010 году налог на прибыль составил 3,07%. Ставка налога на прибыль равна 20%, причем, данный вид налога уплачивается организациями как в федеральный бюджет – 2%, так и в бюджеты субъектов РФ в размере 18%. Таким образом, налог на прибыль играет важную роль в бюджетах субъектов РФ.

Порядок налогообложения прибыли предприятий определен в Российской Федерации Налоговым кодексом, Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской федерации'', Законом РФ ''О налоге на прибыль предприятий и организаций'', Федеральным законом ''О внесении изменений и дополнений в Закон РФ ''О налоге на прибыль предприятий и организаций''.

ОАО «Сухоложскцемент», является одним из крупнейших и экономически стабильных предприятий города Сухой Лог и Уральского региона. В 2008 году организация перечислила в бюджеты РФ сумму по налогу на прибыль равную 1579504 тыс.рублей, в 2009 году –422783 тыс.рублей, а в 2010 году сумма налог на прибыль еще уменьшилась до 370184  тыс.рублей. Основной и главной причиной, повлиявшей на снижение начисленных налогов в 2009  и 2010 года по сравнению с 2008 годом явилось падение спроса на цемент, вызванное резким снижением строительства и спросом на стройматериалы в связи с Мировым кризисом.

Такая тенденция к снижению сумм налога на прибыль была практически на всех предприятиях, поэтому бюджеты государства недополучили доходов.

Современное новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, за­путанность, наличие большого количества льгот для различных кате­горий пла­тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увели­чение выпуска товаров народного потребления. Действующее законо­дательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует при­влечение в народное хозяйство иностранных инвестиций, что несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Для выхода на более эффективную систему собирания налогов необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

Необходимо создание единой государственной информационной системы со звеньями, включающими в себя налоговую систему РФ, банковскую систему РФ, таможенную систему РФ и другие, что позволит контролировать денежные потоки и движение минерального сырья от момента добычи до получения выручки, сократить количество нарушений со стороны банковских и кредитных учреждений, воспрепятствует желанию налогоплательщика уклониться от уплаты налогов.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                  Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года [Текст] //М.Юристъ. 2010 г.

2.                  Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на 15 марта 2011 г. [Текст] // Новосибирск: Сиб. уни. изд-во, 2011. – 704 с.

3.       Гражданский кодекс Российской Федерации на 01 января 2011 г. [Текст] // Новосибирск: Сиб. уни. изд-во, 2011. – 640 с.

4.       Бюджетный кодекс Российской Федерации на 20 сентября 2011 г. [Текст] // Новосибирск: Сиб. уни. изд-во, 2011. – 302 с.

5.                  Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru

6.                  Федеральный закон от 28.12.2009 г. № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru

7.                  Федеральный закон от 03.10.2010 N 255-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2009 год» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru

8.                  Федеральный закон от 7 октября 2011 г. N 272-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2010 год» [Электронный ресурс] // www.consultant.ru

9.                  Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» //Собрание законодательства РФ. 2010. № 33. ст. 3431.

10.               Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

11.               Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

12.               Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ - Приказ Министерства финансов РФ от 29.07.1998 года №34н.

13.               Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 – Приказ Минфина РФ от 06.07.1999г. №43н.

14.               Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 22.07.2003 года №67н.

15.                         Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение [Текст] // – М.: «Финансы и статистика», 2009. – 411 с.

16.                         Александров И.М. Налоги и налогообложение: [Текст] //Учебник – М.:ИТК «Дашков и К», 2009. – 318 с.

Информация о работе Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)