Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В первой главе изложены теоретические основы налога на прибыль. Раскрыты сущность и методы исчисления налогообложения организации. Изучались основы нормативно-правового регулирования налога на прибыль организации.
Во второй главе проведен анализ экономической эффективности и дана оценка механизма порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент» по данным финансовой отчетности за 2007-2010 года.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации, где основным показателем являлся системный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………1

1 Социально-экономическая сущность налогообложения прибыли организации…………….2

1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ…………….……………..2

1.2 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления налогообложения прибыли организации………………………………………………………………………………………....6

1.3 Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации……………………....9

2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Сухоложскцемент»………………10

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»……………………...…..10

2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки организации………………………...…..18

2.3Анализ локальной нормативно-правовой базы ОАО «Сухоложскцемент»………………..21

3 Совершенствование налогообложения прибыли организации……………………………....22

3.1 Основные нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль организации ………22

3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации …………………………………………………………………………………….....24

3.3 Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния…………………………………………………...…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………..…………….....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Налог на прибыль.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

Р – расходы;

Ст.Н-ставка налога на прибыль.

Налогоплательщик может перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предшествующего года.

Уплачивают только квартальные авансовые платежи: организации, у которых за предыдущие 4 квартала выручка от реализации не превышала 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации продукции, участники простых товариществ по полученным от участия в товариществе доходам, инвесторы соглашений о разделе продукции.

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и авансовых платежей подают налоговые декларации по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Налоговые декларации представляются не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца, а если они исчисляются по фактически полученной прибыли, — не позднее 28-го числа, следующего за отчетным периодом. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 марта следующего года в соответствии со статьей 289 НК РФ. При каждой выплате доходов иностранной организации производится удержание налога и его перечисление в бюджет в течение 3 дней после дня выплаты. По дивидендам и доходам по государственным ценным бумагам налоговый агент перечисляет налог в течение 10 дней со дня выплаты дохода.

Таким образом, налог на прибыль является составным элементом налоговой системы России. Поступления от данного вида налога занимают одно из ведущих позиций в доходах бюджета, и его регулирование имеет общенациональное значение, как для государства, так и для налогоплательщиков – предприятий и организаций.

Это прямой налог и его окончательная сумма целиком и полностью зависит от конечного финансового результата. В настоящее время плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая кредитные, страховые организации, а также созданные на территории Российской Федерации предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения этих предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Объектом обложения налогом на прибыль, является валовая прибыль, включающая в себя прибыль (убыток) от реализации продукции, выполненных работ и услуг, основных фондов и другого имущества предприятий и организаций, ценных бумаг, и доходы от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по ним.

 

 

1.3. Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации

 

Система налогового законодательства, под которым понимается совокупность налогово-правовых норм, содержащихся в федеральных законах РФ, законах субъектов РФ, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения: устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушение налоговых обязательств, защиту прав налогоплательщиков.

Основными источниками налогового права являются положения Конституции РФ и Налогового кодекса РФ, как непосредственно содержащие налогово-правовые нормы, так и имеющие большое значение при установлении общих принципов налогообложения, установлении и введении налогов и сборов. Пунктом 3 ст. 75 Конституции РФ предусмотрено, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложении в России закреплены в Налоговом кодексе РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной. В соответствии с положениями Федерального закона от 31 июля 1998г. №147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” часть первая НК РФ была введена в действие с 1 января 1999г. Вторая часть НК РФ введена в действие Федеральным законом от 5 августа 2000г. №118-ФЗ “О введении в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах” с 1 января 2001г.

Первая  часть  Налогового  кодекса  РФ   содержит   базовые   понятия, устанавливает общие правила и процедуры, которыми  должны  руководствоваться все  участники  налоговых  отношений,  их  права  и   обязанности,   которые обеспечивают соблюдение этих прав и выполнение обязанностей. В  общей   части   Налогового     кодекса     в     целях     создания справедливой  и  эффективной  налоговой  системы   много  внимания  отведено вопросам  создания  единого  налогового   правового   порядка,   обеспечения законности  для  всех  участников  налоговых  отношений.

Вторая часть Налогового  кодекса  устанавливает  налоговые  ставки  по налогам, конкретные правила по исчислению налогов и льготы.  Таким  образом, законодательство  Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  состоит   из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним Федеральных законов  о налогах и сборах [17, c.4].

До 1 января 2002 года основными документами, регламентирующими порядок определения налоговой базы и исчисления налога на прибыль, были: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», Постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.1995 №552 «Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». Кроме того, существовали инструкции, регулирующие порядок исчисления и уплаты налога на прибыль российских и иностранных организаций [21, c.26].

Глава 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» введена Федеральным законом от 06.08.2001 года №110-ФЗ и вступила в силу 1.01.2002 года и действует  по настоящее время. В данной главе собраны все основные положения, необходимые для исчисления налога. Так в статьях 271-273 НК РФ предусмотрены методы определения доходов и расходов для целей налогообложения, в статье 284 НК РФ введена единая ставка налога, которая составляет на данное время 20% (федеральный бюджет – 2%, бюджет субъекта РФ – 18%). До принятия главы 25 НК РФ в соответствии с положениями Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» действовала ставка в размере 35% (федеральный бюджет – 11%, бюджет субъекта РФ – 19%, местный бюджет – 5%). Таким образом, при введении в действие данной главы, налоговое законодательство стало более усовершенствованное  и упрощенное, что повлекло за собой положительные результаты при налогообложении налогом на прибыль:

- четко сформулированы плательщики налога;

- принципиально изменился подход к порядку исчисления налоговой базы, замена понятия «себестоимости» на доход за минусом расходов;

- доходы определяются в том отчетном периоде, в котором они имели место;

- уменьшение ставки налога на прибыль до 20% [24, c. 33].

С течением времени, действующее законодательство  по налогообложению быстро  устаревает, поэтому Правительство РФ постоянно вносит поправки в действующую систему законодательства, тем самым следует отслеживать текущую ситуацию законодательной базы по налогообложению.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона РФ от 21.03.1991 года №943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 18. 07. 2009 №90-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов.

Юридическими лицами являются организации, осуществляющие свою промышленную деятельность в сфере производства цемента, так как согласно ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. [3, c.75]

Поскольку основной целью промышленных предприятий является извлечение прибыли, то они относятся к коммерческим организациям и могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, как акционерных обществ, так и обществ с ограниченной ответственностью, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Система правового регулирования деятельности коммерческих организаций складывается из законодательных, иных правовых актов и внутренних документов, принимаемых самой организацией в рамках локального нормотворчества.

Нормативно-правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления подразделяются на:

-                     нормативные акты федеральных органов власти РФ, а в частности: Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, Ведомственные акты;

-                     нормативные акты органов власти субъектов РФ к ним относят: Законы субъектов РФ, Подзаконные акты субъектов РФ, Ведомственные акты субъектов РФ;

-                     нормативные акты органов местного самоуправления, под ними понимаются: Решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления, Постановления должностных лиц местного самоуправления и т.д.

К основным законодательным актам, регулирующим деятельность организаций промышленного производства, можно отнести:

-       Конституция Российской Федерации;

-       Гражданский кодекс Российской Федерации;

-       Налоговый кодекс Российской Федерации;

-       Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;

-       Трудовой кодекс Российской Федерации;

-       Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

-       Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

-       Федеральный закон «О защите конкуренции»;

-       Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

-       Федеральные законы «Об охране атмосферного воздуха», «Об охране окружающей среды» и «О пользовании водными объектами» и т.д.

Конституции РФ гарантирует право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1, ч. 1 ст. 34].

Гражданским кодексом определяется ответственность юридического лица, процедуры его реорганизации, ликвидации, преобразования, а также права, обязанности и ответственность участников, порядок изменения их состава, выбытие участника и т.д.

Деятельность акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Данным Федеральным законом в соответствии с Гражданским кодексом РФ определены порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, рассмотрены вопросы защиты прав и интересов акционеров.

Трудовым кодексом РФ регулируются трудовые отношения наемного работника и работодателя (предприятия), возникающие на основе трудового договора.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательством о лицензировании, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Так, например, если предприятие по производству цемента в своей деятельности использует химические производственные объекты, то в соответствии с Федеральным законом № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» необходимо получить лицензии Ростехнадзора на данных производственных объектов.

Коммерческие организации обязаны вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность с момента регистрации и до дня ликвидации в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а также уплачивать налоги и (или) сборы в соответствии с Налоговым кодексом, так как при неисполнении своих обязательств перед государством, на предприятие будет возложена налоговая ответственность.

Производство цемента - экологически загрязняющее производство, поэтому правовой контроль за выбросами в атмосферу тоже весьма актуален на данном производстве.

 

2 АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОАО «СУХОЛОЖСКЦЕМЕНТ»

 

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»

Открытое акционерное общество «Сухоложскцемент» (в дальнейшем именуемое «Общество») учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных

Информация о работе Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)