Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

В первой главе изложены теоретические основы налога на прибыль. Раскрыты сущность и методы исчисления налогообложения организации. Изучались основы нормативно-правового регулирования налога на прибыль организации.
Во второй главе проведен анализ экономической эффективности и дана оценка механизма порядка исчисления и взимания налога на прибыль на примере ОАО «Сухоложскцемент» по данным финансовой отчетности за 2007-2010 года.
В третьей главе даны предложения по совершенствованию эффективности исчисления налога на прибыль организации, где основным показателем являлся системный подход.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………1

1 Социально-экономическая сущность налогообложения прибыли организации…………….2

1.1 Понятие, виды налогов, их роль и место в доходах бюджета РФ…………….……………..2

1.2 Сущность налога на прибыль, порядок исчисления налогообложения прибыли организации………………………………………………………………………………………....6

1.3 Нормативно-правовая база налогообложения прибыли организации……………………....9

2 Анализ исчисления и уплаты налога на прибыль ОАО «Сухоложскцемент»………………10

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Сухоложскцемент»……………………...…..10

2.2 Расчет налога на прибыль и налоговой нагрузки организации………………………...…..18

2.3Анализ локальной нормативно-правовой базы ОАО «Сухоложскцемент»………………..21

3 Совершенствование налогообложения прибыли организации……………………………....22

3.1 Основные нарушения при исчислении и уплате налога на прибыль организации ………22

3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации …………………………………………………………………………………….....24

3.3 Совершенствование законодательной базы по налогу на прибыль в условиях современного экономического состояния…………………………………………………...…..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….……………………………..…………….....27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Налог на прибыль.doc

— 445.00 Кб (Скачать)

В учредительных документах определяются: наименование юридического лица, место его нахождения и порядок управления деятельностью.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности, условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, выхода учредителей (участников) из его состава. [3,72].

Кроме того, к локальным нормативным актам относятся положения о структурных подразделениях (отделах, цехах), правила трудового распорядка, штатное расписание, приказы, должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, положения о коммерческой тайне, положение об аттестации персонала и т.д.

К нормативному акту, регули­рующему уч­реждение ОАО «Сухоложскцемент» является устав. На его основании данная организация выступает участником гражданских, трудовых, налоговых и других правоотношений. Устав регламентирует все стороны деятельности предприятия. Положения устава обязательны для исполнения всеми органами управления и его акционеров.

Устав представляет собой перечень сведений об организации, который включает: наименование, местонахождение и срок деятельности общества; его юридический статус; цели и виды деятельности; размер уставного капитала, количество, номинальная стоимость, категории акций; права и обязанности акционеров; компетенции органов управления и ревизионной комиссии; организацию учета и отчетности общества; размер резервного фонда и порядок выплаты доходов по акциям; ответственность акционеров, членов совета директоров, членов правления, генерального директора и работников общества; порядок ликвидации и реорганизации [43].

В соответствии с уставом органами управления ОАО «Сухоложскцемент» являются: Общее собрание акционеров Общества; Совет директоров Общества;  Исполнительные органы, к ним относят единоличный исполнительный орган, в лице Генерального директора Общества и коллегиальный исполнительный орган – Правление Общества.

Кроме устава их деятельность также регулируется Положением о Правлении; Положением о Совете директоров и Положением об Общем собрании акционеров.

К нормативным акта, регули­рующим во­просы управ­ления ОАО «Сухоложскцемент» относят Положение о Правлении, Положение о Совете дирек­торов, Положение об Общем собра­нии акционе­ров, Регламент про­ведения Об­щего собрания акционеров, Протоколы ор­ганов управле­ния и Положения о структурных подразделе­ниях ОАО «Сухоложскцемент».

Распорядительными нормативными актами ОАО «Сухоложскцемент» являются приказы, издаваемые генеральным директором. Приказ по личному составу издается для регламентации повседневной деятельности организации, в том числе прием на работу и увольнение, перемещение сотрудников по службе, убытие сотрудников в длительные отпуска, на учебу и т.п. Приказами по основной деятельности генеральный директор определяет  распорядок дня, порядок организации охраны, пропускного режима и т.д.

К нормативным актам, регулирующим тру­довые отношения относятся: Коллективный дого­вор, Положение об обу­чении персонала, Положение об атте­стации руководите­лей и специалистов, Положение об оп­лате труда, Должностные инст­рукции по каждой должности в соот­ветствии со штат­ным расписанием, Положение о дос­тавке сотрудников предприятия на ра­боту и Положение об оп­лате пособий по временной нетрудо­способности, по бе­ременности и родам и пособий по уходу за ребенком [35, c.472].

Акты, отражающие финансовые стороны акционер­ного общества регулируются Положением о по­рядке изменения уставного капи­тала, Положением о фон­дах и резервах, Положением о рас­пределении (ис­пользовании) при­были, Положением об учетной политике предприятия для целей бухгалтер­ского и налогового учета и Положением об ор­ганизации отчет­ности.

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗАЦИИ

3.1. Основные нарушения при исчислении и уплате налогов

 

Основная проблема предприятия заключается в одновременная нагрузка налоговых обязательств и увеличение доли основных средств. При таких обстоятельствах, организация способно устойчиво функционировать при высоких темпах производительности и экономической эффективности, но в условиях Мирового финансового кризиса 2008-2009гг. и после кризисный период 2010 год, многие организации претерпевали тяжелое финансовое положение и чтобы хоть как-то сохранить предприятие от банкротства, прибегли к незаконному уклонению от уплаты налогов.

Налоговые обязательства юридических лиц перед государством – это серьезная проблема для каждого предприятия, так как уплата налога связана с перечислением денежных средств в бюджет, которые можно было бы применить в другой сфере, поэтому, в современной экономике существует множество налоговых нарушений, это не только незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, но и существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых при исчислении и уплате налогов [40, c.200].

Самым распространенным способом является неуплата или несвоевременная уплата налога т.е. неуплата к установленному законом сроку налога или уплата налога позже установленного срока налогоплательщиком. Состав данного правонарушения нарушает положение пп.1, п.1, ст.11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Незаконное использование льготы по налогу - уклонение от уплаты налога путём представления налогоплательщиком в налоговый орган документов, содержащих заведомо необоснованные сведения, дающие прямо или косвенно основания для уменьшения размера налога, равно как и возврата ранее уплаченного или взысканного налога.

Нарушение порядка организации бухгалтерского учёта имеет место при отсутствие системы отражения на счетах бухгалтерского учёта осуществляемых налогоплательщиком хозяйственных операций, если такие действия не могут быть квалифицированны как уклонение от уплаты налога.

Нарушение порядка ведения бухгалтерского учёта, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств, хранению бухгалтерских документов, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога.

Нарушение порядка составления бухгалтерской и налоговой отчётности, здесь имеется в виду представление в налоговый орган документов бухгалтерской и/или налоговой отчётности, не соответствующих установленной форме и не отражающих всех установленных нормативными актами данных.

Нарушение порядка представления бухгалтерской и налоговой отчётности - представление комплекса или части документов бухгалтерской и налоговой отчётности позже установленного срока, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога.

Уклонение от представления бухгалтерской и налоговой отчётности, т.е. умышленное неоднократное непредставление в установленные сроки или непредставление по требованию налогового органа комплекса или части документов бухгалтерской и/ или налоговой отчётности, если такие действия не могут квалифицироваться как уклонение от регистрации в налоговом органе или уклонение от уплаты налога.

Несвоевременное представление информации, необходимой для исчисления налоговым органом налога - пропуск установленного нормативными актами срока для представления в налоговый орган документов, фиксирующих юридические факты, являющиеся основанием для привлечения лица к уплате налога, если эти действия не могут квалифицироваться как уклонение от уплаты налога. Такие действия налогоплательщика могут иметь место как умышленно, так и без умысла.

Все предприятия, в своих взаимоотношениях с налоговыми органами подчиняются Закону Российской Федерации ''Об основах налоговой системы''. В ст. 13 ''Ответственность налогоплательщика за нарушения налогового законодательства'' предусмотрено:

-                      взыскание всей суммы сокрытого дохода (прибыли), либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в той же сумме, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы;

-                      штраф в размере 10% доначисленных сумм налога – за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета налогообложения с нарушениями установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

-                      штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов;

-                      взыскание пени в случае задержки уплаты налога в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просроченного платежа;

-              другие санкции, предусмотренные законодательными актами.

Таким образом, за неуплату налогов организации следует налоговая ответственность, что может негативно сказаться на финансовом положении предприятии. Поэтому следует не избегать от уплаты налогов, а по конкретной ситуации использовать различные налоговые льготы или отсрочки, для менее болезненного исхода для организации.

 

3.2 Рекомендации по проведению мероприятий по исчислению и уплате налога на прибыль организации

 

За 2008 год государственный бюджет значительно недополучил дохода от перечисления налогов предприятий, это связано с влиянием Мирового финансово-экономического кризиса на весь бизнес-сектор страны в целом. Таким образом, с 1 января 2009 г. в Налоговый кодекс внесено множество корректировок. Изменения коснулись практически всех налогов. Рассмотрим изменения, которые касаются главы 25.

Самое благоприятное для налогоплательщиков изменение - снижение с 2009 г. налоговой ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Сокращение произошло за счет федеральной части этого платежа. До 2009 г. ставка налога делилась на две части: 6,5% пополняют федеральный бюджет, 17,5% - бюджеты регионов. С 1 января 2009 г. 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.[15, c. 48]

Но снижение просто налоговой ставки суть проблемы не решает, следует индивидуально рассматривать финансово-экономическое положение отдельной организации, с учетом значимости для экономики страны в целом. Ведь задача государства – создать условия для сохранения частного бизнеса, так как каждая организация уплачивает определенную сумму налога в казну, и размер этой суммы полностью зависит от финансового благополучия предприятия. Зависимость между прибылью организации и размером налога прямая. Также важным условием остается то, что государство должно собирать налоги с предприятия не через высокие ставки, а через количество уплачиваемых налоги предприятия, эффект от такого распределения весьма выше. Например, эффективнее будет, чтобы 10 организаций заплатили по 30000 рублей, чем 4 по 50000 рублей, а остальные сокрыли часть своих доходов или вообще уклонились от уплаты налогов по причине высоких ставок и кризисном положении своих предприятий.

Во-первых, ввести на крупном предприятии систему налогового планирования с целью налоговой оптимизации, под которым понимается  легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании возможностей, предоставленных налоговым законодательством, путем корректировки своей хозяйственной деятельности и методов ведения бухгалтерского учета, а точнее целенаправленная деятельность налогоплательщика, ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующего налогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет.

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования. Происходит предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам общей деятельности и по отношению к конкретной сделке или проекту в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи, с чем можно выделить общие и специальные методы. Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработка контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений. Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения [33].

Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, – важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета. Организация ведёт налоговый учёт на основании первичных документов, применяемых для бухгалтерского учёта в целом по организации.

Таким образом, на предприятии следует организовать отдел, занимающийся налоговым планированием, который на основе данных расчета, определит метод начисления налога на прибыль в отчетном году и сопоставит с текущим финансовым положением, не допустить, чтобы в организации при уплате всех причитающихся налогов, нависла угроза неустойчивого финансового положения, путем использования различных налоговых отсрочек и т.д.

Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период. В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом. Используя элементы метода замены и метода разделения, можно изменить срок уплаты налога или его части на последующий, что позволит существенно сэкономить оборотные средства [30].

Информация о работе Механизм исчисления и уплаты налога на прибыль организаций: экономико-правовой аспект (на примере ОАО «Сухоложскцемент»)