Фискальная политика республики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Целью моей работы является подробное рассмотрение современной фискальной политики Республики Казахстан, изучение путей ее развития и совершенствования.
Рассмотрим глубже, что же представляет собой бюджетно-налоговая политика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность фискальной политики..................................................................................................................4
1.2. Инструменты и виды фискальной политики..................................................................................................................9
1.3.Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность.......................................................................................................14
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ социально-экономического состояния РК в разрезе положений стратегического плана министерства финансов на 2010 – 2014 годы.............................................................................................................................19
2.2. Анализ бюджетной системы РК............................................................................................................................22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан…………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана………………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика Республики Казахстан.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

    При этом изученный международный опыт и проведенная в 2008 году работа по выявлению количества юридических лиц, не перешедших на МСФО, свидетельствует о необходимости наличия системы контроля за соблюдением применения в Казахстане МСФО.

    Так по итогам проведенной работы из 200 организаций республиканской государственной собственности переход на МСФО осуществили 178. По состоянию на 1 января 2009 года из 1068 организаций коммунальной государственной собственности переход на МСФО осуществили 471, при этом не перешли 509, а 88 находятся на стадии ликвидации.

    Отсутствие контрольных функций до недавнего времени не позволяло Министерству финансов осуществлять эффективный анализ по количеству юридических лиц, перешедших на МСФО, что в свою очередь не давало полной картины происходящего в стране.

    В этой связи было инициировано внесение изменений в законодательство Республики Казахстан по вопросам, касающимся бухгалтерского учета и финансовой отчетности, в частности, создания эффективной системы контроля и мониторинга.

    Однако, внедрение данных законодательных  норм, как оказалось, не достаточно, поскольку в Казахстане не до конца созданы условия для стремительного развития бухгалтерской и аудиторской деятельности.

    Узкая база подготовки и переподготовки кадров для работников в сфере аудиторской  деятельности и бухгалтерского учета, низкая информированность общественности в отдаленных регионах страны, отсутствие применения международных стандартов на практике, все это вносит свой отрицательный вклад в развитие МСФО.

    Также,  существует  риск  отказа  в  заключение договора на официальный

    перевод и (или) публикацию на государственный  и (или) русский языки как по МСФО, так и по МСА, что вынудит применять  данные стандарты без учета последних  изменений, а это является неблагоприятным  фактором для развития сфер аудиторской  деятельности и бухгалтерского учета.

    Учитывая  сложившуюся ситуацию, Министерство финансов организует семинары по подготовке и переподготовке работников в сфере  бухгалтерского учета в регионах страны, регулярно публикует в  средствах массовой информации (далее  – СМИ) обновленную информацию по вопросам МСФО и МСА, кроме того, на постоянной основе ведутся переговоры с Фондом Комитета по МСФО (далее – ФКМСФО) и Международной федерации бухгалтеров (далее – МФБ) по пролонгации договоров.

    Также в рамках осуществления перехода аудиторских организаций на МСА, Министерство финансов осуществляет проверки деятельности аккредитованных профессиональных, аудиторских организаций на предмет соответствия их деятельности законодательству Республики Казахстан об аудиторской деятельности.

    При этом по результатам мониторинга  и отчета ВЭФ в текущем году позиция Казахстана в рейтинге ГИК  ВЭФ «Степень стандартов аудирования  и отчетности» на 2008 год составило 94 место, при прогнозируемом 90 и переместилась  в 2009 году на 98 место из 134 стран.

    Вместе  с тем, в качестве одной из причин ухудшения позиций страны по данному  рейтингу можно указать фактор не полной осведомленности среди бухгалтеров/бухгалтерских  организаций, аудиторов/аудиторских  организаций в области внедрения  МСФО и МСА.

    В этой связи Министерством финансов совместно с аккредитованными профессиональными аудиторскими организациями, аккредитованными профессиональными бухгалтерскими организациями, аккредитованными организациями по профессиональной сертификации бухгалтеров, в целях широкого освещения  значимости показателя в данном рейтинге для страны, планирует постоянно проводить информационно-разъяснительную работу среди бухгалтеров, аудиторов и соответствующих организаций.

    В настоящее время в Казахстане в бухгалтерском учете и финансовой отчетности государственных учреждений применяется кассовый метод. Однако, анализ прошлых лет показывает наличие проблем, связанных с недостаточной прозрачностью использования бюджетных средств, так как при использовании данного метода у государства отсутствует возможность оценивать эффективность использования денежных средств, выделенных  из государственного бюджета, в связи с чем, назрела необходимость совершенствования бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений.

    В этой связи, в целях проведения реформы в государственном секторе, было принято решение взять за основу международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (далее – МСФООС), являющимися своего рода уникальными стандартами, разработанными для учета активов и обязательств в данной сфере. В настоящее время МСФООС внедрены и применяются в ряде развитых стран, как Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Аргентина.

    Планируется, что новая система позволит оценивать  эффективность финансирования деятельности государственного сектора и его реальную потребность в денежных средствах для выполнения своих функций, также повысит прозрачность финансовой информации для принятия управленческих решений, планирования будущих требований в финансировании. 

    В этой связи ведется подготовка методологической базы в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности государственных учреждений в соответствии с МСФООС. В дальнейшем, планируется начать обучение составителей, пользователей финансовой отчетностью, внешних и внутренних аудиторов, а также иные организационные мероприятия, в том числе, по реализации «пилотной программы» внедрения новой системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности и, в конечном итоге, осуществление перевода всех государственных учреждений на данную систему. 
 

    Стратегическое  направление 5.

    Повышение эффективности системы  управления республиканской  государственной  собственностью и  собственностью в  отраслях экономики, имеющих стратегическое значение. 

    Современное состояние экономики Республики Казахстан в условиях мирового экономического кризиса, потребовало принятия более жестких требований к прозрачности деятельности предприятий всех форм собственности в целях обеспечения государственных органов, от которых зависит формирование государственной политики, исчерпывающей информацией, достаточной для принятия своевременных управленческих решений. При этом, прозрачность должна обеспечиваться путем совершенствования системы учета состояния государственной собственности, и развитием системы мониторинга собственности и более широкого использования его результатов.

    Система учета состояния государственной  собственности основывается на «Реестре государственных предприятий и  учреждений, юридических лиц с  участием государства в уставном капитале», и ведется в электронном  виде. Информацию о деятельности юридических лиц с государственным участием заполняют и передают в электронном виде сами юридические лица. Проблема в том, что возможности такой поставки не обеспечивают полного охвата всех юридических лиц с государственным участием. Так, в частности, в 2008 году только 70 % юридических лиц обеспечивало поступление информации в Реестр. Кроме того, вне контроля находится государственное имущество за рубежом, в этой связи по итогам 2008 года такое имущество не учтено.

    Такое положение значительно затрудняет совершенствование государственного регулирования такого важного компонента экономики, как государственный сектор.

    В этой связи в Стратегическом плане  предусмотрено увеличение указанных  показателей.

    Комплексный мониторинг эффективности управления собственностью юридических лиц с участием государства, осуществляемый с целью изучения процессов, происходящих в предприятиях и компаниях с государственным участием, а также государственный мониторинг собственности, проводимый во исполнение Закона РК «О государственном мониторинге собственности в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение», принятый в                  2004 году, позволяет осуществлять контроль и анализ процессов, происходящих в экономике в целом.

    Однако, большое количество объектов мониторинга, и ограничения, связанные с финансированием этих мероприятий из республиканского бюджета, не позволяют обеспечить постоянный контроль и соответствующий анализ деятельности крупных компаний и юридических лиц с государственным участием и, следовательно, возможность своевременного  анализа текущей ситуации в экономике и выработки решений по корректировке государственной политики в стратегических отраслях экономики.

    В связи с чем, Министерством финансов на пятилетний период предусмотрено совершенствование механизма проведения комплексного и государственного мониторинга, в части увеличения количества предприятий и расширения перечня показателей в рамках камерального контроля, проводимого на основе представляемой периодической информации.

    Использование государственного имущества государственными предприятиями, юридическими лицами с  государственным участием, негосударственными юридическими лицами, продолжает оставаться  недостаточно эффективным, имеют место  факты нецелевого его использования.

    В 2008 году осуществлены проверки 740 республиканских  государственных юридических лиц, на предмет целевого и эффективного и использования имуществ. Выявлено 10391 излишних и неиспользуемых объектов, из них: 9865 предложено списать, 328 объект передать на приватизацию, 108 задействовать для уставных целей, 80 передать на балансы других государственных юридических лиц, 10 объектов передать в коммунальную собственность.

      Для дальнейшего совершенствования  процесса пользования государственного  имущества, Министерством финансов предусмотрено усиление контроля и совершенствования проверок на целевое и эффективное его использование.           

    Учитывая  приведенные условия, Министерство финансов определяет для себя стратегическое направление на предстоящий пятилетний период -     повышение эффективности системы управления республиканской государственной собственностью и собственностью в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение.          
 
 
 

    Стратегическое  направление 6.

    Повышение эффективности регулирования в сфере банкротства. 

    Вступление  экономики Казахстана в рыночные отношения, открытие отечественного рынка  для товаров зарубежных предприятий  поставило большинство организаций  в сложное финансовое и экономическое  положение. Результатом этого явились рост неплатежеспособности и последующее банкротство организаций.

    При применении процедуры реабилитации в недостаточной мере уделяется  внимание финансово – экономическому оздоровлению неплатежеспособных организаций, основными проблемами были и остаются запоздалое реагирование кредиторов, в том числе государства в лице кредитора по налогам и другим обязательным платежам в бюджет, на уровень платежеспособности должника, недостаточная их роль в восстановлении платежеспособности организаций, в их реабилитации. Так с 2002 по 2006 годы из общего количества предприятий, завершивших реабилитационную процедуру, средний показатель успешно завершивших реабилитационную процедуру составил   всего 34,8 %.

    В 2007 году Главой государства в своем  ежегодном послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» было отмечено, что будет расточительством попытка «списать» работающие убыточные предприятия – банкротство должно стать последним шагом при невозможности восстановить деятельность убыточных предприятий.

    В целях решения задач, обозначенных главой государства, 5 июля               2008 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные  акты по вопросам банкротства». Законопроект в целом направлен на финансово-экономическое оздоровление неплатежеспособных организаций путем вовлечения их в процедуры реабилитации, определение единого уполномоченного органа в сфере банкротства, установление ответственности администраторов внешнего наблюдения, конкурсных и реабилитационных управляющих, усиление санкций и норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за совершение преступлений в сфере банкротства, а также предусмотрен ряд стимулов для должника, таких как: упрощение порядка представления документов на применение реабилитации; увеличение срока реабилитации для предприятий, имеющих стратегическое значение; освобождение реабилитационных управляющих от уплаты государственной пошлины при подаче исков в пользу реабилитационного производства и возможность участвовать в процессе государственных закупок.

    В последние годы идет тенденция к  увеличению роста доли предприятий, успешно завершивших реабилитационную процедуру, так в 2007 году процент  их был 81,8 и в 2008 году – 83,3 %.

    Однако  существуют определенные проблемы, которые  могут отрицательно повлиять на восстановление платежеспособности нерентабельных организаций, не поддающиеся контролю со стороны  уполномоченного органа.

Информация о работе Фискальная политика республики государства