Фискальная политика республики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Целью моей работы является подробное рассмотрение современной фискальной политики Республики Казахстан, изучение путей ее развития и совершенствования.
Рассмотрим глубже, что же представляет собой бюджетно-налоговая политика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность фискальной политики..................................................................................................................4
1.2. Инструменты и виды фискальной политики..................................................................................................................9
1.3.Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность.......................................................................................................14
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ социально-экономического состояния РК в разрезе положений стратегического плана министерства финансов на 2010 – 2014 годы.............................................................................................................................19
2.2. Анализ бюджетной системы РК............................................................................................................................22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан…………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана………………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика Республики Казахстан.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

    В зависимости от органа, который взимает  налог и распоряжается его  суммой, различают государственные  и местные налоги. Государственные налоги взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства и направляются в государственный бюджет. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций, таможенные пошлины и т. п. Местные налоги взимаются местными органами власти на соответствующей территории и поступают в местный бюджет. Местные власти взимают преимущественно индивидуальные акцизы и поимущественный налог.

    Налоги  по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

    В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Пропорциональный  налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. 
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

    Соотношение различных видов налогов на различных  ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

    Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:

  • на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;
  • затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике;
  • для настоящего времени стало характерным стремление все в большей мере использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.
 

    Общественные работы

    Что такое общественные работы?

    Общественные  работы – это временная трудовая деятельность, которая имеет социально  полезную направленность. Участие в  ней всегда оплачивается. Подобные работы организуют для дополнительной материальной поддержки граждан, которые на данный момент не имеют трудоустройства.

    Для того, чтобы принять участие в  общественных работах, необходимо пройти регистрацию в органах службы занятости по месту жительства.

    Кто может участвовать в общественных работах? 

    Если при организации общественной работы учитываются возрастные и иные особенности граждан, требования законодательства о труде, и эта работа не связана с переменой места жительства без согласия гражданина, то она считается подходящей для тех, кто:

  • впервые ищет работу и при этом не имеет профессии (специальности);
  • стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва;
  • состоит на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более 3 лет не работавшие;
  • обратился в органы службы занятости после окончания сезонных работ;
  • прекратил индивидуальную предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;
  • был уволен более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия,  предусмотренные законодательством;
  • отказался повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  • был направлен органами   службы занятости   на   обучение и отчислен за виновные действия. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не   получающие   пособие   по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше 6 месяцев.  

    Что дает участие в общественных работах?

  • временное рабочее место;
  • официальное трудоустройство (с работником заключается срочный трудовой договор);
  • заработок: месячная заработная плата работника не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • сохранение выплаты пособия по безработице (в некоторых случаях) выплата материальной поддержки;
  • социальные гарантии: оплата больничного листа, компенсации за неиспользованный отпуск и т.д.;
  • возможность трудоустройства на постоянное рабочее место после окончания срока общественных работ.

    Виды общественных работ

  • строительство автомобильных дорог, их ремонт и содержание, прокладка  водопроводных,  газовых, канализационных и других коммуникаций;
  • проведение сельскохозяйственных мелиоративных (ирригационных) работ, работ в лесном хозяйстве;
  • заготовка, переработка   и   хранение   сельскохозяйственной    продукции;
  • строительство  жилья, реконструкция жилого фонда, объектов социально-культурного    назначения,    восстановление    историко-архитектурных памятников, комплексов, заповедных зон;
  • обслуживание   пассажирского транспорта, работа организаций связи;
  • эксплуатация   жилищно-коммунального   хозяйства   и    бытовое обслуживание населения;
  • озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
  • уход за престарелыми, инвалидами и больными;
  • обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
  • организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов;
  • проведение   мероприятий   общественно-культурного   назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
  • другие направления трудовой деятельности.
 
 

    Субсидии.

    Субсидии -  (от лат. subsidium — помощь, поддержка) — пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам.

    Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах. Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты.

    Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

    Субсидия - помощь "покупателю", т.е. субъекту, не имеющему достаточно средств для привлечения необходимых ресурсов, с целью позволить субъекту потребить эти ресурсы с рынка. 

    1.3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 

    Так как основным показателем эффективности  применения фискальной политики является государственный бюджет, то стоит рассмотреть влияние различных инструментов фискальной политики на этот показатель.

    Автономные  налоги

 

    Влияние изменения автономных чистых налогов  на состояние государственного бюджета  можно рассматривать на примере увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а трансфертные платежи – на его расходную часть. Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.

    Механизм  воздействия увеличения  автономных налогов на состояние государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим  образом: увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это объясняется тем, что даже при сокращении объемов национального производства, которое происходит посредством снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит от величины национального дохода.

    Можно сделать вывод, что в случае, когда налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета или его профицита будут равны тем изменениям в статьях госбюджета, которые вызваны тем или иным инструментом фискальной политики сокращении госзакупок - профицит будет так же меньше суммы снижения госзакупок.

    Влияние изменения автономных налогов при  неизменном фискальном воздействии  по принципу своего воздействия на государственный бюджет аналогично влиянию государственных закупок.

    Изменения в объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие на состояние государственного бюджета, как и госзакупки с различием только в сил данного воздействия. Это различие вытекает из формул ложных мультипликаторов.

    Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом конкретном году не свидетельствует о той или иной направленности фискальной политики правительства.

    Дефицит или избыток фактического бюджета  указывает не только на возможные  дискреционные фискальные решения  о расходах и налогах, но также  и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение экономики.

    Решение данной проблемы экономисты нашли, введя  понятие бюджета при полной занятости. Бюджет при полной занятости позволяет  оценить, каким был бы дефицит  или профицит госбюджета при существующем уровне налогов и государственных расходов, если бы экономика в течение года функционировала при полной занятости.

    Исходя  из этого, делается вывод о том, что  дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит  при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.

    Эффективность фискальной политики

 

    Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике.

    В данной связи существует несколько  препятствий, которые снижают степень  эффективности применяемой фискальной политики.

    Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.

Информация о работе Фискальная политика республики государства