Фискальная политика республики государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:11, реферат

Описание работы

Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Целью моей работы является подробное рассмотрение современной фискальной политики Республики Казахстан, изучение путей ее развития и совершенствования.
Рассмотрим глубже, что же представляет собой бюджетно-налоговая политика.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Сущность фискальной политики..................................................................................................................4
1.2. Инструменты и виды фискальной политики..................................................................................................................9
1.3.Государственное регулирование фискальной политики и ее эффективность.......................................................................................................14
II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ социально-экономического состояния РК в разрезе положений стратегического плана министерства финансов на 2010 – 2014 годы.............................................................................................................................19
2.2. Анализ бюджетной системы РК............................................................................................................................22
III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1. Совершенствование принципов бюджетного планирования и межбюджетных отношений в Республике Казахстан…………………………………………………………………………29
3.2. Перспективы обеспечения устойчивого экономического роста Казахстана………………………………………………………………………..35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...............................................

Работа содержит 1 файл

Фискальная политика Республики Казахстан.doc

— 304.50 Кб (Скачать)

    Также особо актуальными в настоящее  время остаются вопросы, связанные с обеспечением эффективного исполнения бюджета, и соответственно, с эффективным функционированием системы внутреннего финансового контроля.

    При профилактике финансовых нарушений  по использованию средств государственного бюджета возникают проблемы, связанные с тем, что государственные органы не всегда эффективно и по назначению используют выделенные им бюджетные средства, а при выявлении данных нарушений, с несвоевременным исполнением представлений на их устранение.

    Так, в 2007 году было выявлено финансовых нарушений в сумме                  42,1 млрд.тенге, что составило 2 % в от общей охваченной контролем суммы 2150 млрд.тенге, в 2008 году общий охват контролем составил                    4390,2 млрд.тенге, при этом из них было выявлено финансовых нарушений на сумму 85,5 млрд.тенге или 1,95 % удельного веса нарушений.

    Из 7217 представлений об устранении нарушений, направленных объектам контроля в 2007 году, было исполнено 5377, или 74,5 %. В 2008 году из 8916 представлений объектами контроля исполнено 6954, что составляет              78 %. Мерами, способствующими к снижению нарушений и повышению финансовой дисциплины объектов контроля служит постоянный анализ допускаемых и выявленных фактов нарушений, выработка системных рекомендаций и предложений по их предупреждению и пресечению. 
 

    Стратегическое  направление 2.

    Повышение эффективности деятельности органов налоговой  службы. 

    Сегодня казахстанская налоговая служба находится на качественно новом  этапе своего развития, проведен ряд реформ, направленных на создание основы

    для дальнейшего успешного функционирования.

    В последние годы сделаны существенные шаги и достигнуты значительные улучшения  в области налоговой политики и налогового администрирования. При  самом активном участии представителей частного сектора была усовершенствована нормативная правовая основа, в 2008 году принят новый Налоговый кодекс. В настоящее время активно используются различные информационные системы.

    При этом в целях увеличения налоговых  поступлений необходимо сосредоточить внимание на резервах, скрытых в теневой экономике, и направить деятельность на их выявление. Необходимо повышать эффективность проверок крупных предприятий, особенно по контролю за трансфертными ценами, активизировать борьбу со лжепредпринимательством, усилить администрирование убыточных предприятий, обратить внимание на нерезидентов, существенно повысить поступление налогов от подакцизной (особенно от алкогольной) отрасли. Увеличение доходной части бюджета должно проводиться за счет совершенствования налогового администрирования с параллельным снижением налоговой нагрузки. Недостатки или недоработки налогового администрирования могут привести к снижению поступлений налогов в бюджет, увеличить вероятность налоговых правонарушений, в конечном итоге создать социальную напряженность в обществе.

    Достижение  данной задачи предусмотрено в рамках стратегической цели «Обеспечение полноты  поступления налогов путем улучшения  налогового администрирования» путем повышения охвата налогоплательщиков налоговым контролем.

    Вместе  с тем для стимулирования бизнес – активности приняты меры по снижению налогового бремени.

    Однако  снижение ставок само по себе не приведет к совершенствованию налоговой  системы. По мере снижения налоговых ставок и расширения налоговой базы возможности по увеличению поступлений будут все больше зависеть от улучшений в сфере администрирования, целью которых является поддержка большей степени соблюдения налогового законодательства.

    Кроме того, наряду с прорывными шагами в  совершенствовании деятельности органов  налоговой службы, основанными на использовании передового международного опыта на базе информационных систем, существует ряд проблем, требующих  их решения.

    По  результатам опроса населения, проведенного исследовательским центром  «Сандж»  за  2008  год,  наиболее  значимыми  барьерами,  с которыми

    столкнулись потребители при получении налоговых  услуг, были:

    большие очереди – 33,2 %;

    отправляют  от одного к другому – 27,4 %;

    отсутствие  удобного места ожидания – 27,0 %;

    отсутствие  справочного окна – 25,3 %

    То  есть это проблемы, прежде всего, связанные  с оснащенностью налогового органа, информированностью налогоплательщиков.

    Решения этих проблем предусмотрены в  рамках обеспечения стратегической цели «Обеспечение роста уровня удовлетворенности общества деятельностью органов налоговой службы» путем повышения качества предоставляемых налоговых услуг (сокращение среднего времени ожидания в очереди, повышение удовлетворенности качеством работы программного обеспечения по оказанию электронных видов государственных услуг (по результатам опроса), упрощение исчисления налогов – среднее время, затрачиваемое на подготовку и сдачу налоговой отчетности в год, строительство Центров приема и обработки информации налоговых органов), повышения информированности общества в налоговых вопросах путем внедрения в практику работы органов налоговой службы прогрессивных форм и методов разъяснительной работы, в том числе с использованием современных информационных технологий.

    В настоящее время модернизация налоговой  службы является первостепенной задачей, поставленной Президентом Республики Казахстан и Правительством Республики Казахстан и рассматриваемой  как важнейший элемент повышения  конкурентоспособности Казахстана и создания привлекательных условий для ведения бизнеса. 
 

    Стратегическое  направление 3.

    Повышение эффективности деятельности таможенных органов. 

    Учитывая  тенденцию экономического развития Казахстана за последние годы, таможенной службой предпринимаются активные шаги в сторону совершенствования таможенного администрирования, упрощения таможенных процедур, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) и населения в целом.

    В целях способствования развитию предпринимательской деятельности в Казахстане, а также для повышения позиций Казахстана в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности (далее – ГИК) Всемирного экономического форума (далее – ВЭФ) «Нагрузка таможенных процедур» Министерством финансов продолжается реализация мер, направленных на снижение административных барьеров и улучшения условий развития бизнес среды.

    Так с февраля 2008 года осуществлен переход  от трехэтапной процедуры таможенного  оформления к одноэтапной, что позволило  упростить процедуру оформления посредством регистрации и оформления ГТД по системе «одного окна» и сократить время осуществления таможенных процедур.

    Для упрощения уплаты таможенных платежей и налогов для физических лиц  и снижения коррупционных проявлений установлена унифицированная специфическая ставка взимания таможенного платежа (0,6 евро за 1 кг), что  сократит администрирование и потребует минимум форм контроля.

    Введен  интегрированный таможенный контроль, в соответствии с которым на таможенные органы возложены функции по координации действий контролирующих органов на границе, действует комплекс электронного декларирования «Web-декларант».

    При этом согласно отчету Международного банка реконструкции и развития в рейтинге по ведению международной  торговли Казахстан занимает 178 место в мире, так как для осуществления сделки по импорту в нашей стране необходимо представить 18 документов, по экспорту – 14, продолжительность их оформления может быть до 60 дней, из данных документов только                         3 являются таможенными – учетная карточка участника ВЭД, Гарантийное обязательство о доставке товаров, Таможенная декларация (грузовая, пассажирская), поэтому в рамках поставленной перед Министерством финансов задачи по гармонизации и унификации таможенных процедур в соответствии с международными стандартами в интересах участников ВЭД планируется исключить 2 вспомогательных таможенных документа и оставить обязательным лишь один  – Таможенную декларацию.

    Также для обеспечения экономической  безопасности страны таможенными службами активно проводятся мероприятия по внедрению в преступную среду сотрудников с целью выявления схем контрабанды и установления причастных к этому сотрудников таможенных и других госорганов. В результате собственными силами в отношении своих сотрудников возбуждаем до 61 % уголовных дел и в 82 % случаях выявляем коррупционные правонарушения.

    Так, за 1 полугодие 2009 года сотрудниками таможенных органов совершено 96 коррупционных  правонарушений, из них 79 тоже выявлено собственными силами, что также в 1,5 раза больше показателя аналогичного периода 2008 года.

    Дальнейшее  нивелирование данной проблемы планируется  путем, например, сокращения процента физического досмотра товаров и  транспортных средств в 2010 году до 55 с помощью реализации Проекта развития таможенной службы, осуществляемого совместно со Всемирным банком, при этом согласно отчетности в 2008 году данный показатель составил 70 %. 

    В практике прошлых лет таможенные органы проверяли всех «под гребенку»  без  ранжирования,  причиняя  наибольшие  неудобство  участникам

    ВЭД замедленным режимом досмотра и  прохождения таможенного контроля.   

    Поэтому Министерством финансов проведено  комплексное испытание разработанной  информационной системы «Селективный контроль и управление рисками». В текущем году запланировано ее внедрение в опытную эксплуатацию. Это позволит обеспечить оперативную выдачу рекомендаций для сотрудников таможенных органов, принимающих решения на этапе оформления товаров.

    Кроме того, положительным эффектом от внедрения данной системы является повышение достоверности данных, осуществление внутреннего контроля исходя из степени риска, снижение времени таможенного оформления и, конечно, исключение человеческого фактора.

    В области правоохранительной деятельности таможенных служб наблюдается как рост количества возбужденных уголовных дел, так и эффективное возмещение ущерба, причиненного государству.

    Так, по отчетным данным с начала года таможенными  органами возбуждено 634 уголовных дела и 5 282 административных дела.

    За  первое полугодие 2009 года сумма возмещенного ущерба государству по фактам контрабанды составила 3,458 млрд.тенге, что в 10 раз больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (321,8 млн.тенге).

    Особое  внимание уделяется пресечению экономических  преступлений, связанных с незаконным оборотом товаров народного потребления на казахстанско-китайском направлении. Введена практика проведения специальных оперативно-розыскных мероприятий, по результатам которых возросла выявляемость контрабанды товаров, валюты и наркотиков.

    Совместно с правоохранительными и специальными органами принято участие в 12-и  оперативно-розыскных мероприятиях по методу «контролируемая поставка», из них успешно завершено 7, пресечена  деятельность организованных международных  преступных сообществ, осуществлявших контрабандные поставки крупных партий наркотиков из южных республик СНГ через Республику Казахстан в Россию.

    Эта постоянная работа, поэтому планируется  продолжить правоохранительную деятельность по созданию надежного заслона для контрабанды, путем проведения масштабных операций, что предусмотрено в рамках достижения поставленной цели Стратегического плана в части формирования эффективно функционирующей системы обнаружения товаров, незаконно перемещаемых через таможенную границу.

    Вместе  с тем, по отчетным данным ВЭФ в 2009 году произошло снижение рейтинга конкурентоспособности  страны по показателю «Нагрузка таможенных процедур». Так Казахстан, занимавший в 2008 году 104-е место, переместился в 2009 году на 106 место из 134 стран.

    В этой связи, помимо вышеуказанных мер, таможенными органами планируется  в первой половине 2010 года провести ряд встреч с представителями  бизнес среды, входящих в число предполагаемых респондентов рейтинга ВЭФ, провести информационно-разъяснительную  работу для предпринимательства о принимаемых мерах по упрощению процедур ведения бизнеса. Итогом проводимой работы станет достижение показателя «Нагрузка таможенных процедур» в данном рейтинге, опубликованном отчете в 2010 году, 96 место (прогноз).  
 
 
 
 

    Стратегическое направление 4.

    Повышение качества и доступности  финансовой информации.

    Одной из ключевых составляющих успешной интеграции Казахстана в мировую экономику  является применение международных  стандартов финансовой отчетности (далее  – МСФО) и международные стандарты аудита (далее – МСА), в связи, с чем Министерство финансов продолжает работу в данном направлении.

    В текущий период обеспечена публикация МСФО версии 2008 года на государственном  языке.

Информация о работе Фискальная политика республики государства