Элементы налога в рамках реализации функций налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение элементов налогообложения и их роли в реализации функций налогов.
Задачи:
проследить историческое формирование элементов налогообложения в РФ;
охарактеризовать элементы налога;
определить основные функции налога;
изучить взаимосвязь элементов налога и его функций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы элементов и функций налога 5
1.1 История формирования элементов налогообложения в РФ 5
1.2 Элементы налогообложения 8
1.3 Понятие и виды функций налога. 18
Глава 2 Элементы налога в рамках реализации функций налога 23
2.1. Анализ налоговых льгот как механизм реализации регулирующей функции 23
2.2 Налоговая ставка в рамках реализации фискальной функции 26
2.3 Направления совершенствования налогообложения в РФ в рамках выполнения налогами своих функций 29
Заключение 33
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

элементы налогообложения и их роль в реализации функций налога. ВАГС 2 курс.docx

— 139.00 Кб (Скачать)

     Налог на добавленную  стоимость занимает важное место  в системе налогов России. Учитывая сущность налога на добавленную стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как обложение конечных стоимостей практически всех товаров  довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может  быть неэффективным только в том  случае, если в государстве полностью  прекратится торговля. Однако это  представляется маловероятным.

     

     Из  данной диаграммы можно сделать вывод, что поступления по НДС (41%) являются наиболее значительной частью федерального бюджета. Так налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-ноябре 2010 года составил 1 196 млрд. рублей, что на 10% больше, чем в январе-ноябре 2009 года.26

     Необходимо  учитывать, что общепризнанной в  теории налогообложения выступает  кривая Лаффера, показывающая связь  между налоговыми ставками и объемом  налоговых поступлений в бюджет. В соответствии с этой кривой снижение ставок до предельной точки налогообложения  вызывает прямое снижение поступлений  в бюджет. В то же время повышение  ставок после предельной точки влечет за собой сокращение налоговых доходов. 27

     Закономерность, открытая американским экономистом  Лаффером, действительно существует. Правительство тоже хотело бы снизить  налоги, чтобы предприятиям оставалось больше денег на расширение производства. Да и не только члены правительства - многие сейчас ссылаются на кривую Лаффера, показывающую, что чем выше налоги, тем меньше экономическая  активность, а чем ниже, тем она  больше. Во-первых, она имеет форму дуги и показывает, что наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. Во-вторых, ошибаются те, кто доказывает, будто есть один, на все случаи и для всех стран оптимальный, уровень налоговых изъятий. В-третьих, экономика очень сложна, никто не может точно сказать, увеличится ли вообще, и если да, то насколько, выпуск продукции при снижении налогов на такой-то процент и хватит ли собранных налогов для удовлетворения всех нужд государства: военных, социальных и др.28

     Предлагаемая  ниже диаграмма иллюстрирует нелинейную зависимость между ставками налогообложения  и налоговыми поступлениями. Эту  зависимость вывел Артур Лаффер, и ее графическое изображение  получило название кривая Лаффера. Она демонстрирует, что при ставках налога, равных 0 и 100% (отложены по вертикальной оси), правительство не получит налоговых поступлений (горизонтальная ось). Эти поступления составляют известную величину, когда ставки налогов находятся между 0 и 100%. Как можно видеть из диаграммы, существует некий уровень ставок, при которых поступления будут максимальными. 29

     

                                            Рис.1 кривая Лаффера

     На  практике, использование кривой Лаффера  проблематично: 1) сложно было определить на верхней или нижней стороне  кривой находится экономика страны в данный момент времени; 2) на объем  инвестиций в экономике страны оказывает влияние множество факторов помимо налоговых ставок.30

     Снижение  налогов - важная стратегическая задача. Но для ее решения надо существенно  сократить государственные расходы - на управление, на военно-промышленный комплекс, на армию (несмотря на то, что  многое сделано было для сокращения ВПК в первые годы реформы, он до сих пор бесплодно перемалывает огромные средства, остающиеся главной  статьей расходов федерального бюджета  в ущерб культуре, науке, здравоохранению  и т.п.). Только при этом условии существенное снижение налогов может привести к положительным социальным результатам. 31

     Из  этого можно сделать вывод, что  налоговые поступления находятся  в непосредственной зависимости от ставки процента (в соответствии с кривой Лаффера). Таким образом, для обеспечения максимальных налоговых поступлений (в том числе и НДС, т.к. он занимает большую часть формирования государственного бюджета) ставка налога должна быть оптимальной. Правительству необходимо найти этот самый оптимум и не перейти его, т.к. это вызовет снижение суммы собираемых налогов. 

    1. Направления совершенствования налогообложения  в РФ в рамках выполнения налогами своих функций

Перед налогообложением нынешней системы  стоят основные цели:     

1. Сохранение неизменного уровня  номинального налогового бремени  в среднесрочной перспективе  при условии поддержания сбалансированности  бюджетной системы. При этом  с учетом принятых расходных  обязательств бюджетной системы,  а также заложенного в долгосрочном  периоде увеличения социальной  направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов  внешнеэкономической конъюнктуры  снижение налоговой нагрузки  на экономических агентов возможно  при сбалансированном снижении  налоговых ставок, а также путем  перераспределения налоговой и  административной нагрузки с  помощью проведения структурных  преобразований налоговой системы  - повышения качества налогового  администрирования, нейтральности  и эффективности основных налогов. 
     2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.32

     Одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, — отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.33

     В условиях функционирования рыночных отношений  одним из самых эффективных рычагов  государственного регулирования экономических  процессов, позволяющих выполнить  поставленную Президентом РФ задачу по удвоению ВВП, является налоговая  система, от прогрессивности и четкой направленности которой напрямую зависят  темпы экономического роста. Ведь налоговая  система в современных условиях должна выполнять не только основную свою задачу, связанную с аккумулированием финансовых ресурсов с целью выполнения государственных функций, но и стимулировать  экономический рост, развитие эффективных  производств, передовых технологий и т.д. Кроме этого налоговое  бремя не должно быть слишком большим, поэтому основной задачей государства должен быть поиск той оптимальной величины налогового бремени, которая бы позволила найти оптимальный баланс между налоговым бременем и развитием экономики.34

     У России уже был опыт реализации регулирующей функции налогов (например, по налогу на прибыль), который завершился четко  сложившимся стереотипом «налоговая льгота – налоговая схема –  уклонение от уплаты налогов». Также  предпринимались неоднократные  попытки обеспечить экономический  рост посредством реализации регулирующей функции, которые не увенчались успехом, ведь реализация регулирующей функции, в первую очередь, должна быть направлена на обеспечение и поддержание  сбалансированного роста, эффективное  использование ресурсов и стимулирование инвестиционной и инновационной  деятельности, которые в результате стимулируют накопление и инвестиции. 35

     Правительство пытается улучшить эффективность налоговой системы, например, введением налоговой льготы для предприятий, занимающихся высокими технологиями, однако, учитывая слишком малую величину налоговой льготы, ее можно расценивать как простую формальность. Например, что в сельском хозяйстве 2/3 всех затрат занимают затраты на горюче-смазочные материалы и, в случае, если Правительство снизит налоговую составляющую на природные энергоресурсы, то автоматически обеспечит рост не только сельского хозяйства, но и других отраслей.

     Другой  серьезной проблемой, стоящей перед  государством в рамках совершенствования  налоговой системы является не совсем корректное применение основополагающего  принципа, прописанного во всех основных законах Российской Федерации –  принципа презумпции невиновности. Сейчас, для того, чтобы исключить из себестоимости  и дебетовой части НДС суммы, перечисленные поставщикам за приобретенные товары (работы, услуги), достаточно проведения встречной проверки (порядок проведения которой и результаты оформления не регламентированы никакими законодательными актами), по результатам которой выясняется, что фирма-поставщик исчезла, не заплатив налоги, – т.е. налогоплательщика заставляют нести ответственность за действия третьих лиц, что в принципе противоречит налоговому и гражданскому законодательству и ставит под угрозу вообще какой-либо экономический рост, т.к. под ударом оказываются более 90% российских предприятий, а учитывая серьезные обороты – можно признать, что большинство Российских предпринимателей являются преступниками, которых можно судить по статье, связанной с неуплатой налогов.36

     Еще одна серьезная проблема, стоящая  перед государством и замедляющая  экономический рост – сложность  существующей системы        налогообложения. Существующие альтернативы в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход охватывают слишком малый круг предприятий, относящихся к категории малых, и критерии возможности применения вышеуказанных специальных режимов необходимо пересматривать. Ведь вести учет в упрощенной форме и уплачивать 6% довольно просто, однако, рассчитывать при этом налог на доходы физических лиц и единый социальный налог довольно проблематично для налогоплательщиков. К тому же самой серьезной проблемой является отсутствие возможности у покупателя применять к вычету налог на добавленную стоимость, если продавец, применяющий специальный режим налогообложения, не заплатил этот налог. Простой арифметический подсчет показывает, что большинству предприятий выгоднее платить налог с оборота в 4-6%, чем рассчитывать НДС и прибыль с учетом действующего Налогового кодекса. К тому же существующие законодательные акты позволят осуществлять тотальный контроль за оборотами абсолютно всех налогоплательщиков. Если государство задумается о введении оборотного налога вместо НДС, и налога на прибыль, то экономический эффект будет гораздо выше, чем от усиления налогового администрирования, на что к тому же тратятся огромные денежные средства.37

     Но  самой серьезной проблемой является слишком несущественное наказание (уголовное) за неуплату или неполную уплату налогов. Реальные тюремные сроки получают менее 0,01% всех привлеченных по статьям 198 и 199 УК РФ. Неуплата налогов является самым страшным преступлением против государства, которое должно караться огромным тюремным сроком.38 Только неотвратимость наказания, четкое разграничение между налоговой оптимизацией и уклонением от уплаты налогов, простота налоговой системы, отсутствие двух и более трактовок норм законодательных актов по налогам, четкое соблюдение принципа презумпции невиновности и грамотное предоставление налоговых льгот и преференций позволит обеспечить реальный приток инвестиций и необходимый экономический рост.

     В Российской Федерации остаётся множество  проблем, которые необходимо решать. В соответствии с ними государство определяет основные цели и задачи на определенный промежуток времени. Правительство предпринимает меры, но их, к сожалению, не достаточно.  

Заключение

     В данной курсовой работе  проанализирована система налогообложения в динамике, т.е. историческое развитие и изменение основных элементов налога, обязательных для его установления. Элементы налога являются наиболее постоянной частью в динамичной системе налогообложения. В Российской Федерации первые элементы были закреплены Законом РФ от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". После принятие НК РФ эти элементы были изменены. 

     В настоящее время Налоговым кодексом установлены обязательные элементы налога, которые вместе с факультативными, вспомогательными и необязательными элементами составляют налог в его целостности и определенности.

     Налоги  выполняют ряд функций для  обеспечения эффективной работы государства. В определении функций налогов идёт дискуссия. Функции налога взаимосвязаны, а следовательно осуществление одной из них не на должном уровне приводит к изменениям во всех. Качественная реализация всех функций налога ведёт к эффективной работе системы налогообложения, увеличению экономической активности населения и улучшению отношений между государством и плательщиками налогов.

     Также в работе прослеживается взаимосвязь  элементов в рамках реализации налогами своих функций. Так. Например, в качестве реализации регулирующей функции выступают налоговые льготы. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

     Налоговая ставка непосредственно влияет на фискальную функцию, являясь ее основным рычагом воздействия. Налоговая ставка должна быть оптимальной для эффективного выполнения фискальной функции налога. Кривая А. Лаффера позволяет определить необходимый процент, для взимания наибольшей суммы.

     Также определены задачи государства на нынешний период. В перспективе Правительство планирует решать важнейшие проблемы налогообложения, которые приводят к замедлению развития экономики страны в целом.

     Из  этого можно сделать вывод, что  все поставленные цели и задачи реализованы  полностью.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Элементы налога в рамках реализации функций налога