Элементы налога в рамках реализации функций налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение элементов налогообложения и их роли в реализации функций налогов.
Задачи:
проследить историческое формирование элементов налогообложения в РФ;
охарактеризовать элементы налога;
определить основные функции налога;
изучить взаимосвязь элементов налога и его функций.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы элементов и функций налога 5
1.1 История формирования элементов налогообложения в РФ 5
1.2 Элементы налогообложения 8
1.3 Понятие и виды функций налога. 18
Глава 2 Элементы налога в рамках реализации функций налога 23
2.1. Анализ налоговых льгот как механизм реализации регулирующей функции 23
2.2 Налоговая ставка в рамках реализации фискальной функции 26
2.3 Направления совершенствования налогообложения в РФ в рамках выполнения налогами своих функций 29
Заключение 33
Список используемой литературы 36

Работа содержит 1 файл

элементы налогообложения и их роль в реализации функций налога. ВАГС 2 курс.docx

— 139.00 Кб (Скачать)

       Носитель  налога – физическое лицо, фактически несущее бремя налогообложения  даже в том случае, если оно не является субъектом налогообложения(налогоплательщиком) по конкретным видам налогов и  сборов.16

       Сборщик налогов – гос. орган, орган местного самоуправления, другой уполномоченный орган, должностное лицо или организация, которые в случаях, предусмотренных НК РФ, принимают от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средства в уплату налогов и (или) сборов и перечисляют их в бюджет.17

       Из  вышеперечисленных элементов налога следует, что налог считается  законно установленным только при  наличии его обязательных элементов. Реальное существование налогов невозможно и без других его составляющих, вспомогательных, факультативных и необязательных элементов. Эффективное осуществление налоговой системы, т.е. функций налога может быть только при наличии всех элементов в совокупности.   

    1. Понятие и виды функций налога.

     Положения о функциях системы налогообложения  до настоящего времени составляют предмет научных предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос  чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.

     Базовую основу функционального проявления системы налогообложения составляют функции финансов как всеобщей экономической  категории распределения. Общепризнанными  являются  две функции: распределительная и контрольная. В рамках каждой из них формируется особая функциональная специализация налоговых отношений. Функции системы налогообложения – это, прежде всего теоретическое предположение о том, что в данных функциях проявится общественное предназначение налога как такового: обеспечивать доходы государства без ущерба развитию бизнеса.

     Однако  теоретическое определение функций  ещё не означает, что именно в  заданном ими направлении будет  действовать принятая в законе налоговая  система.

     В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.18

     Анализу содержательности трактовок функций  системы налогообложения может  способствовать рассмотрение позиций  российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника: «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений».

     Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных  фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

     Другая  функция налогов как экономической  категории состоит в том, что  появляется возможность количественного  отражения налоговых поступлений  и их сопоставления с потребностями  государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции  оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений  в налоговую систему и бюджетную  политику. 19Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

     Осуществление контрольной функции налогов, её полнота и глубина в известной  мере от налоговой дисциплины. Суть её в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объёме уплачивали установленные законодательством  налоги.

     Распределительная функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе. Это, прежде всего то, что изначально распределительная  функция налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство посчитала необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».20

     Функциональное  предназначение системы налогообложения  в целом должно  распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной  и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями.

     Иными словами, между группами прямых и  косвенных налогов должно быть установлено  максимально возможное равновесие. Косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги – стимулирующие  цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов. 21

     Каждая  функция отражает определенную сторону  налоговых отношений, противостоящих друг другу. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к  государству, а регулирующая - государства  к налогоплательщику.

     Функции налогов отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Элементы налога в рамках реализации функций налога

2.1. Анализ налоговых льгот как механизм реализации регулирующей функции

     Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных  процессов оказывают серьезное  влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.22

     Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий  их выполнения, стимулируя тем самым  конкретное поведение лиц, т.е. это и является реализацией регулирующей функции.23

     Налоговые льготы - это формы практической реализации регулирующей функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых  начислений, маневрированием способами  и формами обложения, дифференциацией  ставок налогов, изменением сферы их распространения и применением  специальных налоговых режимов  налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей налоговой политики. Налоговое регулирование  предполагает целенаправленное влияние  государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с  целью активизации (в отдельных  случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в  наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы. 24

     Продуманная налоговая политика создает предпосылки  для вовлечения все большего количества граждан в предпринимательскую  деятельность, формирует базу для  интенсивного развития производства и, следовательно, способствует формированию предпосылок для роста налоговых  поступлений. Посредством умелой налоговой  политики, государство создает мощную базу для экономических преобразований, основанную на человеческом факторе, развитии человеческого потенциала. 25

     В качестве примера возьмём налоговые  льготы на доходы физических лиц.

     По  налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), Налоговым Кодексом РФ предусмотрено четыре вида налоговых вычетов:

     1. СТАНДАРТНЫЕ. Предоставляются ежемесячно работодателем путём освобождения фиксированной суммы дохода (т.е. начисленной зарплаты) от обложения НДФЛ.

     2. СОЦИАЛЬНЫЕ. Подразделяются на: благотворительный, медицинский, образовательный и пенсионный вычеты. Предоставляются по заявлению гражданина, осуществившего в истекшем году расходы на свои социальные нужды.

     3. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ. Делятся на две категории:

     вычет при продаже имущества. Предоставляется по заявлению. Воспользоваться этим вычетом может человек, который в истекшем году продал что-либо из своего имущества, принадлежавшего ему по праву собственности. Например, недвижимость или долю в ней, автомобиль, земельный участок и т.п.;

     вычет на приобретение жилья на территории РФ. Предоставляется по заявлению налогоплательщика, купившего жильё на территории РФ (применяется данный вычет один раз в жизни) и желающего частично возместить расходы по его приобретению.

     4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ. Предоставляются гражданам: занимающимся частной профессиональной деятельностью, получавшим доход по договорам гражданско-правового характера и / или получающим авторские вознаграждения.

     Стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты применяются только в отношении  доходов, облагаемым по ставке 13%. В отношении доходов, облагаемым по иным ставкам, данные вычеты не применяются.

     Не  могут воспользоваться социальными  вычетами и индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД и / или применяющие упрощённую систему налогообложения (УСНО). Предприниматели, применяющие общую систему налогообложения, могут воспользоваться социальными вычетами только в отношении доходов, облагающихся по ставке 13%.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  регулирующая функция и налоговые  льготы тесно взаимосвязаны и  являются неотъемлемой частью друг друга. Доход, освобождаясь от подоходнего  налогообложения (путем налоговых  льгот),  остается в распоряжении физического лица, который направляет его на потребление, соответственно повышается производственная и социальная активность.

2.2 Налоговая ставка в рамках реализации фискальной функции

     НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет  две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Фискальная функция, в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения.

Информация о работе Элементы налога в рамках реализации функций налога