Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера отношений между обществом и государством. Стержнем развития государства становится ориентация на демократическое устройство общества и эффективное управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократию друг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства, политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключены из демократического процесса. Современное демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов гражданского общества.

Содержание

Введение.
1. Представительство интересов в государственном управлении. Формы и виды представительства.
2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении.
3. Связь с общественностью и информация.
4. Формы взаимодействия государственных органов с НПО.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по ГГУ.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Что же касается специфики их формирования, то ныне возник частный бизнес-сектор, основанный на деловой гражданской инициативе, а государственный сектор претерпел  существенные изменения, обусловленные  сокращением монопольного воздействия  на производственную и социальную сферы. Одновременно начал формироваться и негосударственный некоммерческий сектор, базирующийся на гражданских инициативах в непроизводственных нишах (образование, наука, здравоохранение, социальная защита, экология).

Знаковым  событием в развитии межсекторного  взаимодействия стало принятие в 2003 году Концепции государственной  поддержки НПО. Наряду с заинтересованными  министерствами и ведомствами в  разработке этого стратегического  документа участвовали представители  НПО и международных структур: ПРООН, ТАСИС и «Каунтерпарт Консорциум». В принятой Концепции определены основные цели, задачи, принципы и формы государственной поддержки неправительственных организаций, развитие которых обеспечивается конкретными шагами властных органов в сфере взаимодействия с НПО.

Министерством культуры и информации РК была разработана  Программа государственной поддержки  НПО в Республике Казахстан на 2003-2005 годы. Этот документ нацелен на формирование эффективной системы  партнерских отношений между  государственными органами и неправительственными организациями страны, а также  на создание конкретных условий для  устойчивого развития НПО как  части гражданского общества и усиления их роли в решении социально значимых проблем.

Согласно  данному документу, государственная  поддержка НПО может осуществляться в разных формах: информационной, консультативной, методической, организационно-технической  и посредством государственного заказа.

 В  2005 году в Казахстане был создан  Гражданский альянс неправительственных  организаций, сформированы Советы  взаимодействия – консультативно-совещательные  структуры при республиканских  и местных органах власти, представителей  НПО ввели в Национальный совет  при Президенте республики, в  Комиссию по правам человека, в экспертные советы, в Совет  по устойчивому развитию при  правительстве РК, началось внедрение  системы государственного социального  заказа на центральном, отраслевом  и региональном уровнях.

Благодаря деятельности Советов взаимодействия выстроена система диалога и  партнерских отношений между  органами власти и НПО. В рамках переговоров  стало возможным обсуждение и  практическое решение назревших  социальных проблем. Посредством Советов  взаимодействия обеспечивается общественный контроль над работой органов  власти, осуществляется системное влияние  на принимаемые ими решения с  учетом интересов социума.

При этом для НПО мотивацией сотрудничества является повышение результативности их деятельности с целью реализации избранной миссии. Для государства  же сотрудничество с неправительственными организациями мотивировано, прежде всего, более четкой ориентацией  в работе на потребности общества, расширением ресурсов, повышением эффективности  прилагаемых усилий, созданием каналов обратной связи и укреплением доверия и поддержки со стороны социума.

Важную  координирующую роль в сотрудничестве государства и НПО играет законодательная  основа, регламентирующая межсекторное взаимодействие. С одной стороны, законодательство выступает элементом  государственного контроля над НПО, с другой –  «амортизатором» государственной  политики в отношении неправительственного сектора.

НПО активно  участвуют в экспертизе законопроектов. Так, в 2003 году представители неправительственного сектора приняли участие в  реализации  проекта «Содействие  развитию законодательства для НПО». Так, по инициативе Комитета Сената РК по законодательству и судебно-правовой реформе были организованы слушания законопроекта «О некоммерческих организациях», в которых приняли участие  депутаты Мажилиса парламента, представители  отечественных и зарубежных НПО.

В регламентах  Мажилиса и Сената парламента РК содержатся специальные положения, касающиеся проведения открытых для общественности парламентских слушаний с участием ее представителей. Практикуется включение  сотрудников неправительственных  организаций в парламентские  рабочие группы по подготовке и рассмотрению проектов законов.

В этой связи  необходимо подчеркнуть, что в основном используется форма внепарламентского  обсуждения законопроектов – на заседаниях «круглых столов» с участием представителей общественности, НПО, политических партий и профсоюзов.

Широко  распространена практика публичного обсуждения проектов законов в средствах  массовой информации.

В 2006 году была одобрена и принята Концепция  развития гражданского общества в республике на 2006-2010 годы.

Ее основная идея – равноправное партнерство  государства и институтов гражданского общества в целях построения отрытого, демократического и процветающего  общества свободных людей, правового  государства, в котором гармонично сочетаются важные черты и традиции нашего многонационального и поликонфессионального социума.

Одной из наиболее распространенных в мировой  практике форм поддержки государством НПО является государственный социальный заказ.

Идея  проведения подобных конкурсов заключается  в том, что государство финансирует  проекты, подготовленные для решения  конкретных социальных проблем, а неправительственные  организации, работающие непосредственно  с населением, реализуют эти проекты.

Основой социального заказа (как и других форм взаимодействия институтов гражданского общества и государственных органов) выступает принцип субсидиарности, то есть внедрение социального заказа будет означать усиление заинтересованности власти в создании и развитии институтов гражданского общества, поскольку только за счет этого возможно достижение социального участия.

Приоритет социального заказа – побуждение целевых групп к формированию объективных и субъективных условий  для развития их способности к  самообеспечению, а не к обслуживанию всех, кто может считаться нуждающимся, поскольку список последних можно продлевать до бесконечности.

Обязанность государства состоит в том, чтобы  на основе тендера определить наиболее конкурентоспособного поставщика тех  или иных услуг с целью рационального  использования бюджетных средств. В то же время государственный  заказ должен быть открытым для любой  некоммерческой организации, способной  предоставить требующуюся услугу.

Принятый  в 2005 году Закон Республики Казахстан  «О государственном социальном заказе», в значительной мере учитывает мировой  опыт выполнения госзаказа посредством  реализации НПО социальных программ, разрабатываемых в соответствии с широким спектром актуальных для  страны проблем:

– в области  социальной защиты;

– в области  здравоохранения и экологии;

–в области  гражданского права;

– в области  науки и образования;

– в области  культуры.

Правовое  поле, созданное действующими в республике законодательными актами, позволяет  осуществлять конкурсный заказ на социальные услуги неправительственных организаций, а они, со своей стороны, проявляют  интерес к участию в подобных конкурсах.

В результате практического применения технологии государственного социального заказа финансирование деятельности отечественных  неправительственных организаций  со стороны международных фондов постепенно компенсируется внутренними  источниками.

На основании  вышеизложенного, можно сделать  вывод, что целью взаимодействия государственных органов и НПО  является обеспечение устойчивых механизмов развития казахстанского общества, формирование эффективной социальной политики и  достижение на этой основе высокого качества жизни всех казахстанцев.

Сегодня государство открыто идет на контакты с неправительственными организациями, привлекая к взаимодействию бизнес-сектор. При этом предполагается, что НПО  и бизнес должны активно включиться в общественные процессы на основе социального партнерства с государством.

Более того, представляя гражданские и частные  интересы, а, также сохраняя определенную автономность, НПО и бизнес могут  стать силой, способной корректировать и дополнять социальную политику государственных органов.

 

Заключение

 

Для удовлетворения различных  социальных потребностей создаются  разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и  дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы  выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества. В публично-правовой сфере среди них наиболее заметны государственно-политические институты власти, управления, представительства интересов, государственной службы, информации и коммуникации, связей с общественностью, нахождения общественного согласия и преодоления конфликтов, и др.

Социальный  механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности общества с целью  выбора оптимальных средств и  методов их реализации, может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы — решения - действия - результаты. Именно в такой  последовательно взаимосвязанной  и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

Система представительства интересов в  государственном управлении включает две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы. Первая - политическое представительство, оформленное  через прямое и опосредствованное  участие населения в органах  государственной власти, в том  числе и их представителей, политическое лидерство и т.п. Вторая - разветвленные  связи, прямо не опосредствованные  политическими выборами, между государством и группами интересов, - функциональное представительство. Содержание и характер представительства отличается большим  разнообразием. Важно отметить связь  и отличие двух видов представительства: в одном оно реализуется через  участие индивида в политической жизни, а в другом - посредством  деятельности специально созданных  для достижения определенных интересов  групп. Оба вида тесно взаимосвязаны  и только в своей совокупности решают проблему адекватного взаимодействия общества и государства.

Процесс совершенствования государственного управления является концентрированным  выражением осознания значимости деятельности общества по овладению знаниями о  закономерностях управляющего воздействия  государства в обеспечении общественного  развития. Динамизм общества, сложность, многогранность решаемых им задач предъявляют  особые, повышенные требования к государственному управлению, которое должно не только соответствовать их уровню и масштабности, но и в известной степени опережать его развитие с тем, чтобы создавать для него благоприятные организационные и функциональные предпосылки. А для этого процесс совершенствования государственного управления должен быть планомерным, непрерывным, систематичным, научно обоснованным, практически реалистичным и качественно результативным. В этом смысле представляется, что именно содержание и организация данного процесса есть условие и фактор эффективной реализации социальных ресурсов государственного управления. Поэтому без преувеличения можно утверждать, что уровень, качество и эффективность государственного управления, на что решающее влияние оказывает «человеческий фактор», дают важнейший источник социальной модернизации и выступают движущей силой дальнейшего развития и общества, а в нем человека, и государства, а в нем гражданина.

 

Список литературы

 

  1. Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб.пособ. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  2. Василенко И. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Германия, Франция: Учебное пособие. – М., 1998.
  3. Государственное управление. Основы теории и организации: В 2-х т. / Под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Статут, 2002.
  4. Кравченко И.И. Государство и общество // Вопросы философии. – 2007. - № 7.
  5. Политическое управление: Учебное пособие / Под ред. В.С. Комаровского, С.В. Рогачева. – М., 1999.
  6. Теория управления: Учеб.пособ. / Под общ.ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2004.
  7. www.gglobal.aef.kz

Информация о работе Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления