Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера отношений между обществом и государством. Стержнем развития государства становится ориентация на демократическое устройство общества и эффективное управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократию друг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства, политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключены из демократического процесса. Современное демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов гражданского общества.

Содержание

Введение.
1. Представительство интересов в государственном управлении. Формы и виды представительства.
2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении.
3. Связь с общественностью и информация.
4. Формы взаимодействия государственных органов с НПО.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по ГГУ.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Демократические принципы отношений личности, общества и государства, взаимодействия и  согласования их интересов исходят  из качественно других постулатов, выработанных историческим развитием идеи свободы и ответственности.

Личность  в условиях нормальных экономических  отношений, получая возможность  свободно работать на себя, удовлетворять  свои интересы и потребности, одновременно способствует удовлетворению потребностей и общества, и государства.

Но никакая  теория или концепция не должны преследовать цель заставить человека абсолютно  все свои интересы подчинить обществу. В этом проявляется диалектика отношений  личного и общественного: каждый человек преследует свой личный интерес, реализует свои собственные возможности  для удовлетворения личных потребностей, но при этом каждый включен в общую  систему социальных отношений, которая  основана на интересах и личности, и общества, и государства, а ее функцией является удовлетворение потребностей всех включенных в нее субъектов.

В этих условиях личность обретает возможность неотчуждаемой трудовой деятельности и оказывается в  обстоятельствах, объективно формирующих  ее именно как гражданина нового, демократического общества. Это состояние единства и слитности личных и общественных интересов лишает его мотива жертвенности, говорящего о том, что гражданин  демократического общества непременно должен жертвовать чем-то ради общественных интересов. Требовать от людей постоянной самоотверженности и самопожертвования, безоговорочного подчинения личных интересов общественному нельзя.

Конечно, это создает определенную основу для проявления социальных противоречий на уровне взаимодействия личности и  общества или личности и государства. В последнем случае такие социальные противоречия могут порождать конфликт интересов личности государственного гражданского служащего и той  государственной должности, которую  он замещает в силу своего служебного положения.

Превалирование общественного  интереса над личным может становиться  лишь элементом экстремальной ситуации, а не повседневной нормой. В таком  диалектическом взаимодействии и осуществляется интеграция общественного и личного, общественные интересы и потребности  становятся личным делом каждого  гражданина демократического общества. При возникновении противоречий между ними предпочтение следует  отдать общественным интересам лишь постольку, поскольку в них действительно  заключены коренные интересы и коллективов, и отдельных личностей.

Государственный служащий по роду своей деятельности, профессиональному  положению в системе государственных  властных отношений и своей принадлежности к социально-субъектной среде гражданского общества занимает особое место среди  разнообразных носителей личных интересов.

Прежде всего, объектом его  интереса выступает должность, которая, с одной стороны, дает возможности  проявления личностных и профессиональных качеств человека, приобретения общественного положения, социального статуса, а с другой – накладывает на него определенные обязанности и ответственность.

Но должность государственной  гражданской службы является объектом интереса не только государственного служащего, но и государства, которое  делегирует в пределы должностной  компетенции часть своих управленческих функций, и общества, которое испытывает потребность в эффективном регулировании  различного рода социальных взаимодействий и отношений во всех сферах жизнедеятельности, и отдельных граждан, их групп, ассоциаций и т.п., интересы и потребности  которых разнообразны и носят  частный характер и по отношению  к обществу, и по отношению к  государству.

Таким образом, должность  государственной гражданской службы формирует вокруг себя такие основные субъекты интересов, как:

– государство в лице его  институтов, органов власти и управления, отдельных уполномоченных организаций  и т.д.; интерес государства проявляется  в обеспечении эффективного исполнения государственных функций по всем направлениям государственной власти и управления;

– общество в лице различных  институтов гражданского общества, взаимодействующих  с институтами государства, в  первую очередь с государственной  гражданской службой как институтом государства, находящимся в непосредственном взаимодействии с общественными  институтами и отдельными гражданами; интерес общества проявляется в  непротиворечии государственного управления, деятельности государственных служащих общественным целям и потребностям;

– граждане, в том числе  объединенные совместными экономическими, политическими, социальными и другими  интересами в заинтересованные группы; это уровень частных интересов, которые могут как совпадать  с общественными и государственными интересами, так и идти с ними вразрез, создавая условия конфликтов, социальных угроз, нарушения законодательных  и моральных норм;

– государственные служащие, которые по своему должностному положению  обязаны соблюдать государственные  и общественные интересы, и любое  отклонение от этой нормы может расцениваться  как должностной проступок или  преступление; но в то же время государственная  гражданская должность находится  в структуре личностных интересов  государственного служащего, в основе его социальных мотиваций, поступков.

Личностная мотивация  определяет тот вид профессиональной деятельности, которую выбирает для  себя каждый человек. Государственная  служба как объект профессиональной мотивации имеет особенные отличия, так как кроме материальных и  социально-статусных стимулов содержит еще и общегражданский компонент. Поэтому гражданские качества, включая  их морально-этические составляющие, гражданственность, осознанность человеком  ценностей общественного блага  и прогресса, должны быть одними из главных при его поступлении на государственную гражданскую службу.

Конфликт интересов в  системе государственной гражданской  службы по своей природе и содержанию представляет собой в большей  степени моральную коллизию государственных  интересов в пределах компетенции  должности государственной гражданской  службы и личностных интересов лица, замещающего эту должность.

Далеко не всегда в центре конфликта интересов находится  личностная материальная, политическая или иная заинтересованность государственного служащего, хотя это само по себе является причиной многих должностных злоупотреблений  и преступлений.

В ряде случаев конфликт интересов  обусловлен институциональной недостаточностью организации системы государственной  власти и управления, отсутствием  реальных механизмов предотвращения и  преодоления негативных последствий  использования должностных полномочий и возможностей в личных целях, коррупции  и взяточничества.

Для предотвращения и урегулирования конфликта интересов в системе  государственной гражданской службы необходимо неукоснительное соблюдение госслужащими основополагающих принципов  гражданской службы:

–  служение государственного гражданского служащего интересам  казахстанского общества и государства;

– соединение демократических  основ государственной службы и  гражданственности, патриотизма и  профессионализма государственных  служащих;

– приоритет общественных и государственных интересов  над личными интересами государственного служащего (в силу специфики его  гражданского и должностного положения) как обязательное условие прохождения  государственной гражданской службы.

Конфликт интересов в  системе государственной службы нельзя рассматривать односторонне, как простое противоречие личных интересов государственного служащего  и государства, общества, граждан  и их объединений, социальных групп  и т.п. Это сложное социальное явление, в основе которого находятся  множество различных факторов объективного и субъективного свойства, определенных условий исполнения государственными служащими должностных обязанностей, институциональных погрешностей в  организации системы государственной  гражданской службы и др.

Только запретительными  и рекомендательными мерами исключить  появление конфликтов интересов  в системе государственной службы невозможно. Необходимо прежде всего  обратить внимание на формирование адекватной государственным и общественным интересам внутренней и внешней  среды государственной службы, профессиональной личности государственного служащего, в основе мотиваций должностного поведения которой будут находиться принципы служения казахстанскому государству  и обществу, соблюдение законности и уважение гражданских прав и свобод личности.

 

3. Связь с общественностью и информация

 

Государство является обладателем, носителем и распорядителем публичной  власти. Важнейшее и необходимое  условие функционирования власти – получение, анализ, выдача и эффективное использование информации. Поэтому государственное управление – это, во многом, принятие и реализация решений, основанных на результативности использования современных информационных и коммуникационных технологий.

По разным оценкам специалистов, руководители расходуют от 30 до 80% своего времени на работу с информацией, что вполне закономерно, так как  наличие достоверной информации и ее своевременная передача являются важнейшими предпосылками обеспечения  эффективного управления.

Информацию в органах  государственной власти можно классифицировать по разным основаниям и признакам. К  примеру, разделить на официальную  и неофициальную, общезначимую и  региональную, горизонтальную и вертикальную, по содержанию и целевому назначению, возможным социальным последствиям, степени доступности, а также  на основе ее соотнесения со временем (информация о прошлом, в режиме реального  времени, прогнозы о будущем).

В государственном управлении она рассматривается с точки  зрения актуальности, достоверности, оперативности, достаточности и адекватности для  принятия соответствующих решений.

При разделении информации по объектам распределения внутри государственного органа приоритет имеет информация для руководителя или руководящего звена (или исходящая от них), далее – для должностных лиц. При этом сведения, заслуживающие особого внимания, целесообразно получать или направлять различным независимым друг от друга источникам, чтобы обеспечить большую объективность анализа, оценки, прогноза.

Цель информационного  обеспечения органов государственной власти состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить обработанную, агрегированную информацию, которая должна служить основой для принятия управленческих решений.

Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких  как сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями государственного органа и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в  переработанном виде, анализ, обеспечение  прямых и обратных связей в ее циркуляции и т.д.

При современных потоках  информации эффективное решение  этих задач невозможно без использования  средств вычислительной техники  и новых информационных технологий.

Информационные технологии – это система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации.

Новые информационные технологии позволяют использовать при работе с информацией компьютерную технику  и телекоммуникационные средства связи. Их внедрение существенно изменяет содержание различных видов деятельности, прежде всего управленческой, повышает эффективность управления, выводит  на новый, более высокий уровень  информационное обеспечение процессов  принятия решений органами государственной  власти.

 Применение новых информационных  технологий позволяет выявить  скрытые информационные структуры,  представить слабо структурированные  компоненты управления в знаковой  форме, а при формировании управленческой  информации – из потока данных исключить данные, не выполняющие вышеуказанные функции, а используемые исключительно вследствие стереотипов мышления и по традиции.

Эффективность решений, принимаемых  органами государственной власти, зависит  от качества информации, средств и  методов ее обработки. В данном случае «больше» информации далеко не всегда означает «лучше». Избыточная информация также может осложнить принятие решения, как и ее недостаток. Поэтому  одной из важнейших проблем информационного  обеспечения государственных органов  является определение достаточности  информационного обеспечения.

Информационное обеспечение  органов государственной власти основывается на следующих принципах:

1) объем и каналы информации, поступающей к органу государственной  власти, должны определяться функциями,  возложенными на этот орган; 

2) разграничение компетенции  между различными структурами  государственной власти и организация  их взаимодействия.

Характер и объем информации, получаемой органами государственной  власти, должны соответствовать тем  функциям, которые возложены на этот орган. Обеспечение указанного соответствия является обязательным условием эффективности  государственного управления.

Информация о работе Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления