Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера отношений между обществом и государством. Стержнем развития государства становится ориентация на демократическое устройство общества и эффективное управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократию друг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства, политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключены из демократического процесса. Современное демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов гражданского общества.

Содержание

Введение.
1. Представительство интересов в государственном управлении. Формы и виды представительства.
2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении.
3. Связь с общественностью и информация.
4. Формы взаимодействия государственных органов с НПО.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по ГГУ.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

В практике политико-административной деятельности довольно часто входной  поток не обрабатывается, и все  поступающие данные считаются информацией. Отсюда представление о входном  потоке информации в основном как  о «лавинообразном», неподдающемся  охвату и осмыслению. Более того, при выработке решений руководителям  зачастую умело преподносится «удобная» – хорошо вписывающаяся в сложившуюся ситуацию, «нужная» – для лоббирования личных интересов узкого круга лиц, неполная, «желательная» информация, в результате чего и возникают административные и политические решения, не принимаемые, не понимаемые и не поддерживаемые обществом и даже нелегитимные.

Для того чтобы преградить путь потоку избыточных данных, необходимо определить информационные потребности  управленческого персонала.

Под информационной потребностью обычно понимают совокупность информационных показателей, определяемых функциями  пользователя, кругом его интересов.

Информационная потребность – динамически изменяющаяся система показателей. Однако при ее определении необходим разумный компромисс между широтой интересов пользователя и узкой специализацией его работы по выполнению возложенных на него функций. К сожалению, на практике этот компромисс не только не достигается, но не рассматривается даже вопрос о том, может ли руководитель принять эффективное решение, используя ту информацию, которую ему представляют.

Дополнительные сложности  в процесс переработки управленческой информации вносят и излишние структурные  подразделения аппарата управления, порождающие избыточную информацию для внутренних потребностей. В настоящее  время для информационного потока в государственных структурах характерны дублирование данных, отсутствие распределения  второстепенных и первоочередных сообщений, рассогласование в сроках и скорости поступления данных, что снижает  степень обработки данных. Кроме  того, при обработке данных в органах  государственной власти, при подготовке информации для должностного лица всегда присутствует политический компонент, и этот фактор также нужно учитывать  при формировании информационного  потока.

Основные функции информационной технологии управления в органах государственной власти:

– обеспечение лица, принимающего решение, достоверной и своевременной информацией;

– осуществление качественного преобразования информации, т.е. доведение ее до вида и объема, которые способен осмыслить человек;

– создание условий, при которых руководитель может принимать и реализовывать решения, основываясь одновременно и на объективной информации, и на факторах субъективного характера – личном опыте, интуиции, мотивации, ценностях.

Реализация этих функций  позволит оптимизировать информационное обеспечение процесса государственного управления, вырабатывать взвешенные, основанные не на сиюминутной выгоде, а на истинных ценностях объективные  политические решения.

Информационные ресурсы  государства – это его национальное достояние. Количество, качество и доступность информационных ресурсов во многом определяют уровень развития государства, его статус в мировом сообществе, влияют на положение и политику государства и, бесспорно, станут определяющим фактором политического развития в XXI в. В связи с этим важнейшее значение приобретает разработка информационных систем, обеспечивающих информационными ресурсами высшие органы власти, а также развитие средств коммуникации.

Под коммуникацией (от лат. communicatio, communicar – делать общим, связывать, общаться) понимается общение, передача информации от человека к человеку, форма связи.

Массовая коммуникация – это процесс сообщения информации с помощью технических средств – средств массовой информации или коммуникации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети и т.д.) – численно большим аудиториям.

Разновидностью массовой коммуникации является коммуникация в  государственных органах, осуществляющих функции государственного управления.

Наличие развитой информационной инфраструктуры, интегрирующей все уровни органов государственной власти и управления, применение эффективных средств сбора, систематизации, классификации, передачи и хранения больших объемов информации, современных технологий получения и обработки данных, их анализа и моделирования есть условие и показатель эффективности государственного управления.

Примером такой инфраструктуры является создаваемое в Казахстане «электронное правительство».

Связь с общественностью. Извечная проблема взаимоотношений  власти и общества приобретает в  эпоху глобальной информатизации и  коммуникационной открытости принципиально  иное качественное содержание. Дело в  том, что связь власти с обществом  существует при любом политическом режиме, иначе и быть не может  отношений власти и управления. Отличия  между этими взаимоотношениями  в том, что в тоталитарных системах авторитаризма и деспотии власть держится преимущественно на покорности и страхе, и, напротив, демократический  режим предполагает отношение власти к гражданину как к свободному партнеру и равноправному участнику  управления обществом и государством.

Демократизация взаимоотношений  государства и общества в их взаимодействии в государственно-управленческих процессах  предполагает создание атмосферы доверия  и согласия в постоянном диалоге  между государственными структурами  и представляющими интересы граждан  общественными институтами.

Взаимообратные коммуникации, исходящие от государственного аппарата и общественных кругов, диктуются  растущим динамизмом, изменчивостью  и возрастающими требованиями социальной среды к системе государственного управления. С организационной точки  зрения, непрерывность таких двусторонних информационных контактов необходима для мониторинга и прогнозирования  событий в общественной жизни, для  своевременной и адекватной реакции  на происходящее и оказания должного управляющего воздействия. В системе  государственного управления тем самым  действует своеобразный механизм «раннего оповещения» об опасности (назревающих конфликтах, кризисах), помогая предотвратить нежелательные социальные последствия.

Социально-коммуникативные  отношения, складывающиеся в процессе связей с общественностью (от англ, publik relations  – отношения с публикой, внешние связи) у организационных структур, в том числе и государственных, уже давно стали значимой сферой деятельности наиболее социально развитых стран.

Аббревиатура PR («пи-ар») – англо-американское наименование деятельности государственных и иных органов, организаций и учреждений, направленной на установление, упорядочение и развитие связей с общественностью в целях достижения взаимопонимания и взаимодействия.

Связи с общественностью  возникли из функциональной потребности  найти такой способ социальной коммуникации, при котором субъект и объект государственного управления существовали бы не как разнополюсные, подчас антагонистически разделенные субстанции, а как взаимосвязанные участники общественных отношений.

Неуклонное возрастание  значения PR – мировая тенденция. Поэтому связи с общественностью, которые уже прочно оформились в западных странах как сфера знаний и область деятельности, получают обоснованное распространение и в Республике Казахстан.

Рост образованности, квалификации специалистов, интернационализация  и глобализация основных сфер общественной жизнедеятельности требуют от государства  использования более сложных  и тонких методов управления. Сегодня  чтобы управлять событиями уже  не достаточно управлять поведением людей, необходимо влиять на их сознание и чувства, формируя общественное мнение и настроение.

Чтобы эффективно выполнять  функции управления, государственные  органы нуждаются в общественной поддержке, означающей заинтересованное участие граждан в делах государства, активное пользование всеми законными  правами и свободами. Широкая  общественная поддержка возможна при  наличии постоянного честного диалога  между государством и обществом. Формирование благодатного социально-коммуникационного  пространства становится осознанной необходимостью любой организации, функционирующей  в обществе, достигшем информационно  развитой ступени циви-лизационного совершенства. Рассматриваемое под таким углом зрения государственное управление предполагает установление и эксплуатацию целенаправленных коммуникаций, осуществляющих связь с различными группами общественности – с избирателями, средствами массовой информации, политическими партиями, общественными объединениями и движениями, религиозными конфессиями, профессиональными союзами, предпринимательскими структурами, лоббистами, инвесторами, кредиторами, международными организациями и т.д.

Чтобы эффективно выполнять  функции управления, государственные  органы нуждаются в общественной поддержке, означающей заинтересованное участие граждан в делах государства, активное пользование всеми законными правами и свободами. 

Широкая общественная поддержка  возможна при наличии постоянного  честного диалога между государством и обществом.

Государственное управление предполагает установление и эксплуатацию целенаправленных коммуникаций, осуществляющих связь с различными группами общественности – с избирателями, средствами массовой информации, политическими партиями, общественными объединениями и движениями, религиозными конфессиями, профессиональными союзами, предпринимательскими структурами, лоббистами, инвесторами, кредиторами, международными организациями и т.п.

Общественность – та или иная среда, круг либо группа людей, объединенных общностью положения и целей в определенных видах деятельности, сознающих присущие им интересы, нужды, потребности, запросы, порождаемые, создаваемые и осуществляемые обществом и в силу этого выражающие общественное мнение по каким-либо вопросам общественной жизни.

Протестующие против задержек зарплаты учителя, отстаивающие свои права  члены профсоюзов, уличные демонстранты, участники собраний ученых или клуба  фалеристов, представители ветеранских  организаций или фанаты спортивного  общества – все эти группы представляют собой общественность в конкретных ситуациях.

Связи с общественностью  в системе государственного управления – это целенаправленное взаимодействие структур государственного аппарата (органов, организаций и учреждений) с гражданами и общественными институтами, которое можно определить как реализуемую ими информационно-коммуникативную функцию публичной власти и управления, позволяющую оценивать отношения различных кругов общественности к тем или иным решениям и действиям, идентифицировать провозглашаемую и реально проводимую политику, соотносить реализуемые программы с общественными интересами, формировать массовые представления по каким-либо проблемам для обретения общественного понимания, поддержки принятия и выполнения соответствующих мер.

Для властных структур эта  управленческая функция является особенно актуальной, поскольку недостаток информирования населения нередко способствует распространению различных формирующих  негативное отношение к власти домыслов и слухов.

Избиратели хотят и  должны знать, как работают парламент, правительство, региональные и местные  органы власти, как они выражают и защищают их интересы. Избиратели вправе требовать от них отчетов  о реализации предвыборных обещаний, объявленных и намечаемых планов.

Перед властными структурами  встает задача приблизить государственный  аппарат к гражданам и их организациям, сделать его работу более открытой и укрепить отношения с общественностью, наладив многоплановые связи, ведение прямого диалога с людьми так, чтобы добиться адекватного восприятия ими действий властей.

Связи с общественностью  в государственном управлении строятся на основе общих закономерностей  создания благоприятного отношения  социальной среды к осуществляемым действиям. Для поддержания связей с общественностью существуют технологии в диапазоне от общения с узким  кругом людей до массовых средств  коммуникации с неограниченной аудиторией.

Средой PR является объект государственного управления – социум со своими атрибутивными характеристиками. Поэтому PR становятся важной частью управления общественной жизнью, предполагающей широкое и систематическое развитие контактов представителей власти с управляемыми, предоставление последним необходимой информации, распространение разъяснительных материалов, изучение общественного мнения и др.

Использование PR позволяет обеспечивать желаемое поведение целевых групп общественности посредством влияния на общественное мнение.

Общественное мнение – тип массового общественного сознания, состояние которого выражается в совокупности представлений и оценочных суждений по общезначимым проблемам.

Оно возникает и изменяется как стихийно (на основе опыта, традиций, непредвиденных событий и т.д.), так  и организованно, будучи целенаправленно  сформированным. Оно действует как  в рамках общества в целом, так  и в рамках социальных групп. Оно  бывает положительным, отрицательным, нейтральным и т.д. Оно заключает  в себе как скрытое, так и явное  отношение к общественным событиям, различным социальным группам, организациям, отдельным личностям. Оно выражает позицию одобрения или осуждения  по тем или иным вопросам, регулирует поведение индивида, социальных групп  и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений.

Активность и значимость общественного мнения определяются характером структуры общества, уровнем  его развития, культуры, демократических  институтов и свобод. В плюралистическом обществе привычными каналами и формами  его выражения служат выборы органов  власти, участие масс в законодательной, исполнительной, судебной и контрольной  деятельности, пресса и иные средства социальной коммуникации, собрания, манифестации и пр.

Особенно следует выделить роль средств массовой информации (СМИ) (пресса, радио, телевидение, Internet и др.), которые продуцируют и распространяют информацию, имеющую всеобщее значение. И в этом качестве СМИ закономерно включены в систему государственного управления наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью, обретая общественный статус «четвертой власти».

Информация о работе Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления