Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Развитие общества по пути демократии неизбежно приводит к изменению характера отношений между обществом и государством. Стержнем развития государства становится ориентация на демократическое устройство общества и эффективное управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократию друг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства, политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключены из демократического процесса. Современное демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов гражданского общества.

Содержание

Введение.
1. Представительство интересов в государственном управлении. Формы и виды представительства.
2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении.
3. Связь с общественностью и информация.
4. Формы взаимодействия государственных органов с НПО.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

реферат по ГГУ.docx

— 63.87 Кб (Скачать)

Академия  государственного управления

при Президенте Республики Казахстан

Институт  Управления

кафедра «Государственное и местное управление»

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина:

«Государство и государственное управление»

 

 

 

 

Реферат:

 

«Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана  – 2012

Содержание

Введение.

1. Представительство интересов в государственном управлении. Формы и виды представительства.

2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении.

3. Связь с общественностью и информация.

4. Формы взаимодействия  государственных органов с НПО.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для  граждан гораздо полезнее, когда процветает все государство в целом, а не когда отдельные лица преуспевают, целое же разрушается.

Фукидид. 

Развитие  общества по пути демократии неизбежно  приводит к изменению характера  отношений между обществом и  государством. Стержнем развития государства  становится ориентация на демократическое  устройство общества и эффективное  управление. Государство и общество сегодня не могут строить демократию друг без друга. Институты гражданского общества, институты представительства, политические партии, пресса, общественные объединения не могут быть исключены  из демократического процесса. Современное  демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов гражданского общества.

Поэтому государственную политику в современных  демократических государствах называют общественной политикой, или политикой  публичной. Область этих отношений  называют публичной сферой, ибо она  охватывает интересы общества в целом.

Главной проблемой демократического государства  является проблема гармонизации интересов  государства и человека. Ведущим  субъектом этого процесса является государство, именно ему принадлежит  главная роль в этом процессе, оно  проводит политику, которая способствует достижению данной цели. Любая диспропорция или трудность в развитии общества становится политической проблемой, если ее решение затрагивает интересы многих людей и зависит от волевого решения власти. Экономические проблемы, школьная реформа, налоги, охрана памятников — все эти проблемы являются, в том числе, проблемами политическими, ибо требуют вмешательства власти и особого политического решения.

В современных  условиях в этих целях действует  не только государство, на поле социальной деятельности вышли другие «игроки» — негосударственные субъекты, выражающие интересы тех или иных групп общества. В современных условиях проблема их взаимоотношений с государством является чрезвычайно важной. Их взаимодействие оказывает непосредственное влияние  на функционирование всего общественного  организма. Участие негосударственных  субъектов в публичной политике сказывается на развитии многих ее сфер, например, здравоохранения, образования, социального обеспечения.

 

 

 

 
1. Представительство интересов в государственном управлении. Формы и виды представительства.

 

В обществе существует множество  разнообразных интересов: экономических, социальных, идеологических, культурных, этнических, экологических, территориальных, отраслевых, религиозных, частных, коллективных, личных и т.д.

Из всего многообразия мотивов, влияющих на общественные поступки людей, выделяются интересы, формирующие  логику субъектов государственного управления. Поэтому одним из важнейших  институтов государственного управления, которое всегда связано с обществом  и отражает его запросы, является система представительства интересов.

С ее помощью:

– происходит коррекция государственных решений, учитывающих интересы тех, кого они затрагивают;

– обеспечивается баланс интересов, имеющихся в обществе;

–  происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп людей. 

Во взаимодействии государства  и общества можно выделить следующие  виды социальных интересов по их масштабности:

• общественные;

• государственные;

• региональные;

• национальные;

• профессиональные;

• корпоративные;

• частные (индивидуальные).

Основными объектами воздействия  института представительства интересов  в системе государственного управления являются органы государственной власти. Оказывая влияние на процесс выработки  и принятия решений, субъекты представительства  обеспечивают более тесную связь  между обществом и государством, что делает последнее способным  откликаться на импульсы, исходящие  от социально влиятельных структур.

Этим общество оберегает  государственную власть от стагнации  и дает ей возможность исправлять свои решения законным образом, не прибегая к насилию.

При определении субъектов  представительства в современном  обществе следует иметь в виду, что в демократическом государстве  первичным субъектом права и  политики, а также отношений собственности  является гражданин.

Государственное управление исходит из права и опирается  на собственность. С этой точки зрения гражданин является субъектом государственного управления, имеющим в нем свои политические, экономические и прочие интересы, отстаивать которые ему приходится в политико-правовых формах.

Свои интересы гражданин  может отстаивать в любых законных формах непосредственной и представительной демократии. Следовательно, участвуя в  управленческих процессах, граждане являются не просто отдельными индивидами со свойственными  им разнообразными намерениями и  чертами характера, а выступают  носителями институционально оформленных  ролей.

Субъектом государственного управления может выступать как  отдельный человек, так и общности людей, такие как властно-политическая элита и бюрократия, непосредственно  представляющие в управленческих отношениях различные группы и организации. Их социальный статус, различия ролей  и соответствующих интересов  связаны с занимаемым ими положением в системе политических институтов и отношений, которое определяет способы и степень их влияния  на позицию государственных органов.

В процессе осуществления  государственного управления происходит реализация интересов прежде всего  тех сил, которые: а) принимают решения; б) влияют на них; в) выполняют их.

Система социального представительства  в процессе государственного управления выполняет две важнейшие функции:

– посредничество между государством и гражданами (членами общества), выражая и защищая их конкретные интересы;

– коррекцию государственных решений, причем как на этапе их подготовки, так и при назревшей необходимости последующих изменений.

Система представительства  интересов в государственном  управлении включает две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные подсистемы.

Первая – политическое представительство, оформленное через прямое и опосредствованное участие населения в органах государственной власти, политическое лидерство и т.п.

Вторая – функциональное представительство – разветвленные связи, прямо не опосредствованные политическими выборами, между государством и группами интересов.

Согласно своим реальным или мнимым интересам граждане и  их организации (экономические ассоциации, профсоюзы, общественные объединения  и другие структуры) используют различные  каналы для выражения своих требований, переводя их в сферу политической борьбы и принятия государственных  решений.

Основные способы представительства интересов: законодательный, партийный, региональный, корпоративный, лоббистский.

Потребности и интересы общественной системы сочетаются в государственном  управлении посредством двух основных каналов: политического представительства, преимущественно по партийной линии, и функционального представительства – по линии субъектов социально-экономической деятельности.

Система политического представительства  интересов характеризуется публичностью и включает различные формы политического участия населения,  в том числе выборы органов власти, деятельность политических партий и их представителей, политическое лидерство и т.д. Функциональное представительство интересов заключается в наличии системы прямых, не опосредованных политическими выборами связей между группами интересов и органами государственного управления. Основой системы функционального представительства интересов являются группы интересов – политические институты, которые опосредуют взаимодействие граждан с государством. Важнейшей разновидностью групп интересов является лоббизм.

Лоббизм  (от англ. lobby - кулуары) определяют как деятельность отдельных физических лиц или группировок в отношении органов государственной власти с целью оказания влияния от имени и в интересах конкретного клиента на разработку, принятие и осуществление указанными органами законодательных актов и административных решений. Выделяют три основных формы лоббизма: «прямой», «косвенный» и «внутренний». Прямой лоббизм - целенаправленная работа с представителями соответствующего государственного органа с целью добиться принятия решения, отвечающего конкретным интересам. Косвенный лоббизм - организация кампаний с целью оказания давления, которые  проходят в основном за пределами государственных органов, в поддержку того или иного решения, но часто без указания конкретного адресата.  Внутренний лоббизм - деятельность какой-либо группировки внутри соответствующего органа с целью добиться различными путями принятия определенного решения.

Лоббистскими  структурами может применяться  достаточно широкий набор методов  воздействия на органы государственной  власти, в частности, предоставление информации, документов и проектов решений по вопросам повестки дня, участие в обсуждении комитетами и комиссиями парламента, органами исполнительной власти лоббируемых вопросов, устные и письменные контакты с депутатами и должностными лицами, экспертиза проекта закона и иных нормативных актов и решений органов государственной власти с предоставлением последним результатов экспертизы. Одним из легальных методов лоббистской деятельности является создание в крупных корпорациях специальных отделов по связям с органами государственной власти – так называемые, GR-отделы (от англ. Government relations), которые специализируются на взаимодействии с представителями государства. Другим методом продвижения интересов может быть создания межорганизационных объединений, бизнес сообществ, ассоциаций и т.д.

Лоббистская деятельность представляет целый ряд  потенциальных угроз, основная часть  которых связана с искажением представительства общественных интересов (представительство интересов меньшинства  в ущерб большинству), дезинформацией представителей органов государственной власти, а также закрытостью лоббистской деятельности и вытекающей из этого коррупции и сращивания государственных и коммерческих структур (корпоративизм). Однако лоббизм, будучи формой функционального представительства интересов предоставляет государству и обществу в целом ряд серьезных преимуществ, связанных с более оперативным, нежели при политическом представительстве интересов, информировании должностных лиц, принимающим решения в системе  управления. В связи с этим во многих странах мира лоббизм является легальным видом деятельности и существует его специфическое регулирование. В частности, можно говорить о двух основных моделях регулирования лоббизма – американской (лоббизм представляет собой специальную системой представительства интересов граждан, которая регулируется специализированным законодательством), германской (лоббизм является легальным видом деятельности, однако специального закона о лоббизме не существует) и французской (лоббизм является незаконным, однако  существует Социально-экономический совет, состоящий из представителей профессиональных групп страны, который выполняет роль своеобразного «лоббистского парламента»).

 

2. Взаимодействие государственных и общественных интересов в управлении

 

Интерес – это активная направленность человека на различные объекты, освоение которых оценивается им как благо.

Известно, что общество – это сложный социальный организм, состоящий из совокупности отношений взаимодействующих субъектов, которые имеют свои интересы, могущие не совпадать друг с другом.

Совпадение  целей и интересов не может  быть достигнуто само собой, автоматически, только лишь в силу природы общественных отношений.

Долгое  время в отечественной науке  известный приоритет общественных интересов часто толковался односторонне, как подчинение личных интересов  групповым и общественным, либо личных и групповых – общественным, особенно когда последние всецело отождествлялись с государственными. Это приводило к тому, что приоритетными становились интересы государства, патерналистски обеспечивавшего соблюдение и определенный паритет интересов личности и общества в процессах достижения «светлого будущего».

Между тем  не только ущемление «личного» ради произвольно трактуемой с государственно-идеологических позиций «общественной» пользы, но и нарушение равенства в отношениях между социальными субъектами наносит  ощутимый ущерб подлинным интересам  и общества, и государства, и отдельной  личности.

Информация о работе Взаимодействие государства и общества в процессе государственного управления