Виды правовых систем мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование видов правовых систем (семей) мира, закономерностей их становления и развития.
Объект исследования – правовые системы мира.
Предмет исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) мира. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.

Работа содержит 1 файл

Виды правовых систем мира.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

судебной касты, которая претендовала бы на то, чтобы  стать независимой от государственной власти, если не соперничающей с ней. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд оставался инструментом    в руках правящего класса (группы), обеспечивал его господство и охранял прежде всего его интересы. Судебная власть не пыталась контролировать  законодательную и исполнительную ветви власти. В СССР было трудно найти что-либо подобное  контролю за конституционностью законов.

Семья  религиозно-традиционного  права

              Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства,  которая свойственна  ранее охарактеризованным  правовым семьям. Однако у них много общего  по существу и форме,  все они основываются на концепциях,  отличающихся от тех,  которые господствуют в западных странах.

              Конечно,  все эти правовые системы (семьи)  в какой-то мере  заимствуют западные идеи,  но в значительной мере остаются верны взглядам,  в которых право  понимается совсем иначе  и не призвано выполнять  те же функции,  что в западных странах. Считается,   что  принципы,  которыми руководствуются  не западные страны,  бывают двух видов:

1.     признается  большая ценность права,  но само  право понимается иначе,

чем на  западе,  имеет место переплетение права и религии;

2.     отбрасывается сама  идея права  и  утверждается,  что общественные

отношения  должны  регламентироваться иным  путем.

К первой группе  религиозно-традиционной  системы относятся  страны

мусульманского,   индусского и иудейского права,  ко  второй – страны

Дальнего Востока,  Африки и Мадагаскара.

 

Индусское право.

 

              Индусское  право  основано  на  религии индуизма  и  регулирует  поведение членов  индусской  общины.  Это  не право Индии,  а право    общины,  которая  в  Индии, Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии,  а  также  в странах  на  восточном  побережье  Африки исповедует   индуизм.   Как и  ислам,   индуизм  обязывает  своих последователей к принятию  на  веру   определенных  религиозных  догм и  к определенному  миропониманию.

              Главная черта индусского  права – тесная связь  с религией.  Она  является неотъемлемой частью индуизма,  в состав которого  наряду с правом  входят также различные религиозные  верования и обряды,  моральные и философские ценности,  предполагающие определенный  образ  жизни,  общественный порядок, социальную организацию.

              Одним  из  основных  убеждений  индуизма является  то, что  люди  разделены с  момента  рождения  на  социальные  иерархические  категории, каждая  из которых  имеет свою  систему  прав и  обязанностей  и  догм  морали.  При этом  каждый  человек  должен  вести  себя  так, как  это  предписано социальной  касте,  к  которой  он  принадлежит.  В  качестве  регулятора поведения  допускается обычай.  Позитивное  индусское  право  является обычным  правом,  в  котором  в  той  или  иной  мере  деяния  преобладает религиозная  доктрина.  Она  определяет нормы поведения,  в  соответствии  с ней  изменяются    или  толкуются  обычаи.  Обычаи весьма  разнообразны. Каждая  каста  или    следует  своим  собственным  обычаям.  Собрание касты   голосованием   разрешает  в  местном  масштабе   все  споры, опираясь  при  этом  на  общественное  мнение.  Оно  располагает  и

эффективными  средствами  принуждения.  Наиболее  строгим  наказанием считается  отлучение  от  той  или  иной  группы.  В  случае,   если  нет определенной   правовой  нормы   по  конкретному  вопросу,  судьи  решают

его  по совести,  по справедливости.

              Правительству  разрешается  законодательствовать. Судебные  прецеденты   и законодательство  не  считаются   источником  права. Даже  когда  имеется закон,  судья  не  должен  его  применять  по  всей  строгости.  Ему  предоставлено   широкое  усмотрение,  чтобы  всеми  возможными способами  примирить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство,  на  роль  источника  права может  претендовать  судебная практика.  Итак,  в период,  предшествовавший  британской  колонизации, классическое  индусское  право  не  основывалось  ни  на  формальных нормативах,  ни  на  судебных  решениях.

              В период английского  колониального господства  индусское право  претерпело существенные  изменения.  Прежде всего,  ограничилась  сфера  его

применения.  В области  права  собственности и обязательств  традиционные нормы очень  скоро заменили  нормы  общего  права,  в то время  как споры,

касающиеся   наследования,  брака, касты и других традиционных  институтов,

по-прежнему  решались  в  соответствии с нормами  индусского  права.

              На дальнейшее развитие индусского права  значительное влияние  оказали законодательство  английской  администрации  и нормы  общего  права.  Так, были  отменены  положения  индусского  права,  связанные  с   кастовой дискриминацией,  нормы о  недееспособности  женщин,  запрещено  самосожжение вдов. Модификация  индусского  права осуществлялась под  влиянием социально-экономических  перемен,  внесенных в  традиционный  хозяйственный уклад развитием  капиталистических отношений в колонии,  посредством  таких источников права,   как  закон и судебный  прецедент.  Английские  судьи, применявшие  индусское  право,  восполняли  пробелы в нем  нормами  из английского общего  права,   или создавая  на  его  основе новые  прецеденты. В результате  судебной практики место  классического  индусского  права постепенно  заняло “ английско-индусское  право”. Тем  не менее, полного вытеснения индусского  права  не произошло, и ряд  его  традиционных  норм и институтов продолжал  действовать.

              После достижения  независимости (1947 году)  в Индии  был взят курс на модернизацию, как индусского права,  так и национальной системы права в целом. В течение ряда лет были приняты законы резко ограничившие сферу действия традиций. Ныне судьи руководствуются в первую очередь законами и

прецедентами. Конституция Индии 1950 года запретила дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности.  Законом о браке 1955 года были существенно реформированы нормы  индусского права о браке и разводе.  Закон о наследовании 1956 года закрепил  право женщин  в сфере наследственных отношений  и включил их в круг наследников. Был изменен прежний режим семейного имущества, и многие виды имущества были законодателем признаны объектами личного имущества. По закону 1984 года были созданы так называемые «семейные суды», которые должны решать  семейно-брачные споры сторон независимо от их  религиозной  принадлежности. Но модернизация  старого  права -  трудный и длительный процесс.  Так,  до сих  пор  еще  не  принят  предусмотренный  в  Конституции 1950 года Гражданский кодекс Индии,  который  должен  установить  единый  для всех жителей  страны  гражданско - правовой статус. Многие положения  модернизированного  индусского  права,  действующие  в современной  Индии,  не распространяются на индусские общины  вне  Индии, где  продолжают  действовать  нормы  традиционного индусского  права.

В  целом к  настоящему   времени  проделана  большая  работа  по  кодификации индусского  права.  Судьи руководствуются  в  первую  очередь  законами  и прецедентами. В  ст. 141  Конституции Индии  устанавливается,   что  суды должны  следовать прецедентам,   созданным  Верховными  судом.

Закон  и судебный  прецедент  являются  главными   источниками  права современной  Индии.  Законодательство и решения  судов  должны соответствовать  Конституции.   Контроль  над конституционностью законов

осуществляет  Верховный  суд.

              Ныне  сфера  действия старых  правовых  обычаев  резко  сократилась. Однако и сейчас индусское  право используется при  регулировании  таких  вопросов, как  правовое положение  детей,  опекунство,   усыновление,  брак,   раздел и  наследование  имущества.

Система  национального  права  Индии в  значительной  мере  формировалась  и развивалась  под  большим  воздействием  английского права,   и  в  настоящее время,     она  входит  в правовую семью  общего  права.

Китайское право

Древние китайцы отрицательно относились к идее права с его стро­гостью и абстрактностью. До начала ХХ в. считалось, что, используя абстрактные нормы, юристы создают препятствия к достижению компромиссов, на которых основано общество.

Начиная с 1911 года китайское право внешне европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве. При этом продолжали существовать традиционные понятия, и имен­но они преобладали в жизни. Имеется в виду конфуцианство, соб­людение ритов (правил), предписываемых обычаями, неуважение к суду, презрение к людям, знающим закон. В течение веков Китай не знал организованных юридических профессий. Суд творили ад­министраторы, руководствовавшиеся советами чиновников, принад­лежащих к наследственной касте, с целью примирения обращались к семье, клану, соседям, знатным лицам. Не было юридической доктрины. И после 1949 г. было принято не много законов. При­менительно к Китайской Народной Республике существование традиций по-прежнему имеет  место,  но  в  формальном,  техническом смысле.

Современное конституционное право Китая отражает национальную специфику и историческую уникальность государственности Китая, особенности китайского варианта модернизации тоталитарно-бюрократического общества.

В силу политических, исторических и социальных причин значительное место в Китае всегда занимал традиционализм. Период культурной революции и правового нигилизма также не способствовал развитию конституционного права. До конца семидесятых годов оно носило фрагментарный характер: акты, детализировавшие Конституцию, были немногочисленными и не составляли целостную систему. Некоторые особо важные институты вообще не имели правового оформления, например, институт гражданства. С момента отмены в 1949 г. гоминьдановского закона о гражданстве и до принятия действующего закона о гражданстве 1980 г. этот институт не имел законодательного оформления, и вопросы гражданства решались "согласно обычаю и политическим установкам".

Реализация концепции "социалистически модернизируемого общества", проведение экономической реформы стимулировали законотворческую деятельность: были приняты законы, регулирующие организацию деятельности государственных органов, детализированы в текущем законодательстве конституционные нормы об экономической системе, отдельные аспекты правового статуса личности. Все это привело к созданию относительно целостной системы нормативных актов, которая отодвинула традиционалистское регулирование на второй план.

Конституционное право КНР как отрасль национального права обладает целым рядом характерных особенностей. Прежде всего, поскольку оно является отраслью социалистического права, оно проникнуто соответствующими идеями. В конституционном праве нашли отражение все основные концепции и постулаты социалистического "конституционализма", руководящая роль коммунистической партии, социалистическое народовластие, социалистическая законность, - классовая борьба и др. Цели и задачи конституционно-правового регулирования определяются перспективами строительства социализма, сформулированными в конституции 1982 г.

Для социалистического права характерна насыщенность нормативных актов нормами-принципами, нормами-пожеланиями, различного рода сентенциями, которые создают идеалистическую картину гармоничного общества.

Особенностью конституционного права Китая является наличие актов, носящих экспериментальный, временный характер". Причем такие акты издаются почти на всех уровнях органов власти. Практика издания временных актов обосновывается сложностями выработки оптимального варианта правового регулирования общественных отношений в стране с более чем миллиардным населением и острыми социальными проблемами. Акты временного характера после более или менее долговременной апробации могут быть заменены постоянными. Так, действующее Положение об удостоверениях личности от 6 сентября 1985 г. заменило аналогичное Положение 1984 г., вводившееся для применения в опытном порядке. По сравнению с опытным образцом, был опущен ряд деталей, касающихся порядка выдачи документов.

Японское право.

Счи­тается, что современная правовая система Японии в своих основ­ных чертах сформировалась в эпоху Мэйдзи ("просвещенного пра­вителя"), начавшуюся с буржуазной революции 1867-1868 гг. и закончившуюся в первом десятилетии ХХ в. До этого на протяже­нии нескольких веков Япония находилась под сильным влиянием Китая, что явно отразилось на ее праве. Основной принцип гласил: "Народ не должен знать законов, но лишь подчиняться им". При этом исходной была концепция древнекитайского права, согласно которому неизвестность грядущего наказания сильнее удерживает от совершения преступления, нежели точнее знание конкретного наказания.

В эпоху Мэйдзи была отменена феодальная собственность на землю и формальные различия между сословиями, проведена адми­нистративная свобода выбора профессии и места жительства. На­чалось создание новой правовой системы.

Особенно значимые изменения в японском законодательстве произошло после Второй мировой войны, когда в 1946 г. была принята Конституция. На законодательство в области регулирова­ния торговли и функционирования промышленных компаний сущест­венное влияние оказало американское право. Под его воздействи­ем были внесены изменения и в другие отрасли действовавшего законодательства (семейное, наследственное и др.). Источниками гражданского и торгового права в Японии наряду с кодексами и отдельными законами признаются действующие обычаи и нормы мо­рали.

Но в ходе исторического развития сложился определенный дуализм в содержании японской правовой системы по причине заимствований как из французской, германской, так и американской правовых систем, а также внутренняя противоречивость современного и будущего пра­ва Японии и сохранившихся старых обычаев, традиций, отвергаю­щих право.

Элементы правовой системы японского общества состоят из четырех групп:

− правовые взгляды (правовая идеология, правосознание, юридическая наука, включая научное толкование права) и правовая культура;

− право (принципы, институты, нормы) и источники права;

− правотворчество и осуществление права (включая его практическое толкование); юридические органы, учреждения и организации.

Японское право приобрело уникальный среди правовых систем других стран характер благодаря воплощению в конституции одного из важнейших политических принципов − принципа пацифизма: девятая статья конституции Японии предусматривает отказ от вооруженных сил и от войны как средства разрешения международных споров. В то же время существование целого ряда нормативных актов, регламентирующих создание и функционирование сил самообороны или вытекающих из японо-американского военно-политического союза, вызывает среди японских правоведов вопрос, нет ли здесь противоречия с 9-й статьей конституции.

Информация о работе Виды правовых систем мира