Виды правовых систем мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование видов правовых систем (семей) мира, закономерностей их становления и развития.
Объект исследования – правовые системы мира.
Предмет исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) мира. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.

Работа содержит 1 файл

Виды правовых систем мира.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

В Англии до правления короля Эдуарда I (1272-1307 гг.) не существовало единого центра обобщения судебных решений. Именно в царствование того короля началась трехвековая практика издания "Ежегодников судебных решений". Первоначально их составляли неофициально юристы-практики и студенты как неформальное описание казусов. Основной целью их создателей-компиляторов было облегчение профессиональной деятельности судей ориентацией на возможное рассмотрение определенных категорий дел по аналогии. Когда накопилось достаточное количество казусов, появились сокращенные варианты подобных изданий

В англо­саксонском праве существует два вида норм права: законода­тельные и прецедентные. Законодательные представля­ют собой правила поведения общего характера. Прецедентные — опреде­ленная часть судебного решения по конкретному делу.  Английские юристы относят к правоположениям, на которых основано решение, юридическое заключение по делу и аргументацию, мотивировку реше­ния. Эти два элемента составляют сущность решения. Все остальное носит лишь убеждающий характер и не является обязательным.

Ан­гличане предпочитают не формулировать в сво­их судебных решениях правила общего характера, у них существует презумпция неприменения широких право­вых принципов. В основе суждений, заключений по делу лежит анализ частного случая, казуса. Судья «примеривает» конкретный случаи не к уже готовой норме, а к ранее происшедшему казусу, имеющему правовое значение случаю, и устанавливает их сходство, подобие, после чего выносит заключение об относимости прецедента к рассматриваемому им делу или их несовпадении. Прецеденты, которые, по мнению судьи, не относятся к делу, он не должен применять. Однако если судья установит, что прецедент имеет обязывающую силу, ему необ­ходимо следовать, даже если это противоречит личному убеж­дению судьи.

Когда же в Англии издается закон, он вступает в свою силу только тогда, когда его начинают применять суды. Судья в праве при рассмотрении дела даже не применять соответствующий закон, а вынести по данному вопросу собственное решение. Иногда случается, что судьи отказываются следовать новому закону и продолжают работать в старом порядке.

Итак, среди признаков данной семьи можно выделить cледующие:

- основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу  и распространяющиеся на аналогичные дела);

- юридические прецеденты  носят  индивидуальный  (казуистический[18]) характер;

- ведущая роль в формировании права (в правотворчестве) отводится судам, которые  в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

- на  первом  месте находятся не обязанности,  а права человека и гражданина, защищаемые, прежде всего, судом;

- главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное,  доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

- отсутствуют кодифицированные отрасли права;

- отсутствуют классическое деление права на частное и публичное;

- статутное право (законодательство) и юридические обычаи  выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

- юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной[19] характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5.              Мусульманская правовая система

К семье религиозного права относятся правовые  системы  таких  мусульманских стран,  как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Эта система носит ярко выраженную религиозную окраску. Ее основу составляют юридически значимые положения священной книги мусульман - Корана, а также Сунны (собрания имеющих правовое значение преданий - Хадисов - о поступках, высказываниях и даже молчании пророка Мухаммада), и нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе "рациональных" источников, прежде всего единогласною мнения (Иджмы) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов[20] и факифов, и умозаключения по аналогии (Кийас).

В Коране не содержится базовой правовой теории. Нормативные предписания Корана и Сунны, трактующиеся лишь однозначно, сравнительно немногочисленны. Наиболее подробно они регулируют брачно-семейные и наследственные отношения.

Большинство же положений Корана и Сунны не обладает жесткой нормативной направленностью, в них излагаются принципы, на которых должна строиться повседневная жизнь мусульман. Именно эти весьма абстрактно сформулированные принципы дают простор для их многообразного толкования.

Первые толкования появились в VII в., после смерти пророка Мухаммада. Они принадлежат перу сподвижников пророка, которые толковали не только его слова, но даже, в иных случаях, и молчание. Подобного рода "расширительное" толкование сподвижниками пророка совместно со знаменитыми правоведами зиждилось на консенсусе между ними и служило основой для вынесения кади (судьей) решения по конкретному делу.

В конце же концов развитие мусульманского права приобрело казуальный[21] характер, однако это был не единственный путь его эволюции. Параллельно шло становление теории мусульманского права, создававшейся на базе толкований этого права имамами[22] (основателями толков - Мазхабов). Причинами разночтений этих толков являлись разные социально-экономические условия в регионах арабского мира.

Законодательная власть в мусульманских странах принадлежала не главе государства, а авторитетным представителям крупнейших правовых толков, поскольку большинство норм мусульманского права создано и создается ими и является итогом их доктринальной разработки. В результате к настоящему времени мусульманское право превратилось в собрание огромного множества возникших в различных исторических ситуациях разнообразных норм, в большинстве случаев формально не определенных. Благодаря широкому простору для его толкования авторитетными правоведами и свободе судейского усмотрения при выборе норм мусульманское право и ныне чрезвычайно гибко, хорошо приспосабливается к меняющимся условиям современной жизни, сохраняя при этом тесную связь с историческими традициями и одновременно поддерживая свой высокий сакральный[23] авторитет.

В странах с мусульманским правом конституция не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кияс). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан, как между собой, так и с государством. Они также утверждают, что эти нормы, освещенные волей Аллаха, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран.

В целом же развитие этой системы права прекратилось в Х в. н.э., когда отпала воз­можность его толкования. Для приспособления мусульманского права к современной действительности используются способы, находящиеся как бы вне мусульманского права - соглашения, за­конодательство, обычаи, не противоречащие ему. В странах мусульманского права существовал и существует дуализм судебной организации: наряду со специальными религиозными судами (кади) всегда функционировали и другие типы судов, применявшие прими­тивные обычаи или законодательные акты (регламенты) власти.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- главный творец права - Бог, а не общество,  государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда,  в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

- источниками  права  являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на  мусульман  либо  в Шастрах, Ведах,  законах Ману и т.д.  и действующие в отношении индусов;

- весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

- особое место в системе источников  права  занимают  труды  ученых – юристов (доктрины), конкретизирующие  и  толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений;

- отсутствует деление права на частное и публичное;

- нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

- судебная практика в принципе не является источником права;

- во  многом  основана  на идее обязанностей,  а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и  англо-саксонской  правовых семьях).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6.              Иные правовые системы и их характеристики.

Традиционное право.

К семье традиционного права относятся правовые системы  Мадагаскара, ряд стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

- доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие,  как правило,  неписаный характер и передаваемые  из поколения в поколение;

- обычаи и традиции представляют собой  синтез  юридических,  моральных, мифических  предписаний, сложившихся  естественным  путем  и признанных государствами;

- обычаи  и  традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

- нормативные  акты  (писаные  законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше;

- судебная  практика  (юридический  прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

- судебная власть руководствуется идеей примирения,  восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

- юридическая  доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

- архаичность[24] многих ее обычаев и традиций.

Семья социалистического права

Социалистическая правовая система была создана первоначально в России в результате Октябрьской революции 1917 г., а после второй мировой войны  в ряде государств Восточной Европы,  Азии  и Латинской Америки, провозгласивших социалистический путь развития. В СССР новое право возникло практически без восприятия юридических принципов и норм как бывшей царской  России и Временного правительства, так и западных стран. В большинстве же других государств  ряд положений  старого законодательства, в основном   кодексы,  были восприняты новой властью и с определенными модификациями долгое время являлись действующим источником права.

   Социалистическая правовая семья (или социалистическая правовая система)

составляет, или точнее,   во многом составляла  в прошлом третью правовую

семью, выделенную по идеологическому  признаку. Правовые системы стран,

входящих в “социалистический  лагерь”, ранее принадлежали  к романо-германской правовой семье. Они и сейчас сохраняют ряд ее черт. Норма права здесь всегда рассматривалась и рассматривается как общее правило поведения. Сохранились в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, созданная усилиями европейских и советских ученых и восходящая к римскому праву.  При значительном сходстве с континентальным правом правовые системы социализма  имели существенные особенности, обусловленные явно выраженным классовым характером. Единственным или основным источником социалистического права являлось  вначале революционное творчество исполнителей, а позже нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющего большинства населения, а затем – всего народа, руководимого коммунистической партией. Само совершение социалистической революции  связывалось с целями построения настоящего социализма, но при условии мировой социалистической  революции. Такой социализм построен не был. Принимавшиеся нормативно-правовые акты, большую часть которых составляли подзаконные (секретные и полусекретные приказы, инструкции) акты,  фактически выражали прежде всего и главным образом  волю и интересы партийно-государственного аппарата. 

     Господствовало узконормативное понимание права. Частное право уступало господствующее место публичному праву. Для советской правовой системы оставались чуждыми идея господства  права и мысль о том, что надо изыскивать право, соответствующее чувству справедливости, основанному на примирении, согласовании интересов частных лиц и общества. Право носило императивныйхарактер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являясь ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов. В теории исключалась возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводилась лишь роль строгого толкователя права. Эта принципиальная позиция в какой-то мере подкреплялась отсутствием   в стране

Информация о работе Виды правовых систем мира