Виды правовых систем мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 05:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование видов правовых систем (семей) мира, закономерностей их становления и развития.
Объект исследования – правовые системы мира.
Предмет исследования - анализ и сравнение правовых систем (семей) мира. Методом, используемым в работе, является сравнительный анализ правовых систем современности.

Работа содержит 1 файл

Виды правовых систем мира.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.              Романо-германская  правовая семья

 

К романо-германской правовой  семье  относятся  правовые  системы Италии, Франции, Испании,  Португалии,  Германии,  Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в  рамках  романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии,  Болгарии и т.д.). Современная правовая система Казахстана, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Романо-германская правовая система восходит к римскому праву, которое вследствие захватнической политики Римской империи, а также торговой деятельности римских граждан было распространено за пределы этого государства. Многие термины из философии права и юридической практики взяты именно из римского права: "юстиция"[4], "республика", "конституция", "мандат"[5], "казус", хотя их настоящее значение зачастую не совпадает с их первоначальным смыслом.

С падением как Западной, так и Восточной Римской империи римское право утратило свою прежнюю универсальность. Где бы оно ни применялось, везде получало некую примесь из местных обычаев и вследствие этого различалось по содержанию (а вернее - трактовке) в различных частях Европы. Такие страны,  как Италия,  Франция, Испания и др. возникли на обломках Великой  Римской Империи и, исходя из ее ошибок и достоинств, создали свою правовую систему. Развитие образования, искусства, культуры подготовило почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, понятий, конструк­ций. Важную роль в этом процессе сыграли университе­ты, где происходило изучение оригинальных римских текстов, а затем их адаптация к условиям средневековья. Университетские профессора активно занимались совершенствованием юридической доктри­ны[6], а позже - разработкой моделей, проектов важнейших законов, кодексов. В уни­верситетах получали образование судьи, прокуроры, адвокаты, содействовавшие в дальнейшем практическо­му применению римской юридической доктрины.

Важной предпосылкой возрождения римского права яви­лось также благословение христианской церкви. В тече­ние многих веков церковь негативно относилась к рим­скому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского[7], чтобы преодолеть такое предубеждение.

Формирование этой семьи было подчинено общим, закономерным связям права с экономикой и политикой. Здесь на первый план выдвинуты нормы и принципы права, которые рассматриваются как правила поведения, отвечающие требованиям морали и справедливости. И именно возрождение римского права привело к тому единообразию правовых систем Европы, которое мы наблюдаем сегодня. Его начало, таким образом, было заложено в период феодализма.

С XIII в. романо-германское право активно разви­вается, преодолевая государственные границы, и стано­вится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI—XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы. Становление наций и национальной государственности привнесло в него элементы правового национализма.

Значительный импульс для своего современного развития романо-германская система получила после Великой французской революции, с появлением основных французских кодексов XIX в.  Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в на­циональные нормативные системы. Данный процесс за­вершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности со­циальных укладов различных стран.

Известно, что основное различие между системами права состоит в используемых ими источниках права. Романо-германская система исходит из наивысшего авторитета закона. Все остальные нормативные акты должны исходить из него и соответствовать ему. Высшим видом закона почитается Основной закон страны, или ее Конституция – она есть во всех странах романо-германской семьи. За нормами конституций признается высшая юридическая сила, особый авторитет (в некоторых случаях этот авторитет носит политический характер). Эта сила выражается как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении большинством государств судебного контроля конституционности обычных законов. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. Конституционные положения изменяются в особом порядке, но с точки зрения права они имеют авторитет обычных законов. В других случаях конституционные положения с точки зрения права – нечто иное, чем обычные законы. Их особый авторитет выражается в установлении контроля над конституционностью других законов. В ряде стран, принадлежащих романо-германской правовой системе, установлен принцип судебного контроля конституционности законов (ФРГ, Италия). Здесь имеется обширная судебная практика по признанию законов недействительными. В других странах наоборот отказались от подобной практики (Нидерланды, Франция).

Другой момент в рассмотрении романо-германской правовой семьи - законы, регулирующие общественные отношения и охватываемые определенной отраслью права. Они могут объединяться законодательными органами в единый свод, который базируется на общих принципах. Противоречия между отдельными нормами, входящими в него, устраняются. Такой свод законов называется кодексом.

Система романо-германского права ориентирована на кодексы, в которых получают закрепление основные права как физических, так и юридических лиц. Когда перед судом предстают тяжущиеся или суду предстоит расследовать уголовное дело, то, наряду с установлением истины по конкретному делу, юристы находят применимую к данному случаю норму права. Это относится к положениям как материального, так и процессуального права. Юристы судебно-следственных и административно-хозяйственных органов должны обращать внимание на публикации ученых с целью лучшего толкования положений кодексов (особенно в Германии).

В романо-германской системе придается немалое значение так называемым "вторичным правовым нормам". Наряду с этим не игнорируются и казусы (решенные судами дела как образцы правоприменительной практики), но для судей они не имеют значения прецедента.

Еще одно различие правовых семей в органах, применяющих право. В странах с романо-германской правовой системой суды разделяются по инстанциям или по отраслям материального права; дела, связанные с правонарушениями, являются основным предметом деятельности конкретного суда.

Наиболее древней формой права является правовой обычай. Ныне он занимает весьма скромное место во всех трех правовых системах, включая мусульманскую, но различия между этими системами лучше всего представить,  проведя сравнения их источников права.

В период раннего средневековья в романо-германской системе обычай доминирует, весьма значительна была и роль тех, кто толковал правовые обычаи. Но под влиянием все шире распространявшегося вульгаризированного римского права, а также утвержденных королями сборников законов, во многих отношениях представлявших собой записанные и санкционированные государством обычаи, сфера применения устного правового обычая все более сужалась.  К тому же применение правового обычая стало активно сдерживаться каноническим правом и правовой доктриной, на которую как на источник права все более активно ссылались суды при разрешении дел. По мере расширения государственного регулирования издавалось все больше законов, затрагивавших публичное право, и в основном сфера действия обычая ограничивалась частноправовыми отношениями между отдельными гражданами (т. е. сферами гражданского, семейного, земельного права).

Судебная практика является вторым по древности после обычая источником права. Например, в Скандинавии со второй половины XIV в. делопроизводство в судах стало письменным. Однако первоначально записывалась только суть приговора или решения суда. Затем (приблизительно с XVI в.) в судах провинций объединенного Шведско-датско-норвежского королевства перешли к подробному ведению судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов. До нашего времени сохранились такие замечательные памятники права, как протоколы лагманского суда шведской провинции Упланд за 1490-1494 гг., а также книга протоколов суда провинции Хяме за 1506-1510 гг. Аналогичные сборники судебных решений публиковались в то время во Франции и Германии. В Швеции же король Густав Ваза решил с 1549 г. поставить судебную практику под королевский контроль с целью некоторой ее унификации[8].

Отсюда можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь это касается "кассационного[9] прецедента". Кассационный суд - это высшая инстанция. Поэтому, в сущности, и "простое" судебное решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя "кассационный этап", может восприниматься другими судами при решении подобных дел, как фактический прецедент. Здесь можно говорить о судебном прецеденте как о некотором исключении, не затрагивающем исходного принципа господства закона. Является принципиально важным, что суды не превращаются в законодателя.

В странах романо-германской правовой системы используется из­вестное со времен Римской империи ставшее класси­ческим деление права на публичное и частное. Основа­нием, критерием выделения публичного права выступа­ет общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права — особен­ный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регули­рует отношения, основанные на власти и подчинении, на механизме принуждения обя­занных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере пуб­личного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международ­ное публичное право, процессуальные отрасли, основ­ные институты трудового права и т.д. Частное право регулирует отно­шения между равноправными независимыми субъекта­ми. Здесь преобладают диспозитивные нормы, дейст­вующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие.

Подведем итог нашего рассмотрения романо-германской  правовой семьи и выделим ее основные признаки:

- единая  иерархически  построенная  система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

- главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает  общие юридические правила поведения;  правоприниматель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

- имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической  силой;

- высокий уровень нормативных обобщений  достигается  при  помощи кодифицированных нормативных актов;

- весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты[10], инструкции, циркуляры[11] и др.);

- деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

- правовой обычай и юридический прецедент  выступает  в  качестве вспомогательных, дополнительных источников;

- на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

- особое значение имеет  юридическая  доктрина,  разработавшая  и разрабатывающая в  университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

 

 

 

2.3.     Правовая система России

 

              Современная российская правовая система входит в романо-германскую правовую семью, вновь возвратив­шись в нее после более чем семи десятилетий господства социалисти­ческого права. Начиная с середины 1980-х гг. вместе с развитием демо­кратических реформ в Советском Со­юзе начинается его быстрая транс­формация, отход от прежних жест­ких принципов. Уже в 1986 г. разре­шается индивидуальная трудовая де­ятельность, в 1989 г. рядом советских ученых обосновывается идея "социа­листического правового государ­ства", в 1990 г. признается несоциа­листическая собственность на сред­ства производства, многопартий­ность, разделение властей. С нача­лом деятельности Верховного Сове­та РСФСР созыва 1990 г. начинается развитие собственно российской пра­вовой системы. В 1990—1991 гг. рос­сийскими законодателями были про­возглашены равенство форм соб­ственности, свобода предпринима­тельства, примат международно  при­знанных прав человека, на доктринальном уровне восстановлено деле­ние права на публичное и частное.

              Таким образом, современная россий­ская правовая система продолжает традиции романо-германской право­вой семьи, заложенные еще в доре­волюционный период и сохранен­ные отчасти и в советский период. По темпам правовых преобразо­ваний Россия занимает среднее мес­то среди других бывших советских республик. К 2000 г. приняты новые Арбитражный процессуальный (1995 г.), Бюджетный (1998 г.), Водный (1995 г.), Воздушный (1997 г.), Градостроитель­ный (1998 г.), Лесной (1997 г.), Налоговый (первая часть в 1998 г.), Семейный (1995 г.), Торгово­го мореплавания (1999), Уголовно-исполнительный (1997 г.) и Уголовный (1996 г.) кодексы. Кодификационные работы прово­дятся также на уровне субъектов РФ. В ряде из них в 1990-е гг. приняты собственные жилищные (Башкорто­стан, Коми), водные (Башкортостан), земельные (Башкортостан, Татар­стан, Карелия), лесные (Татарстан, Саратовская область), градострои­тельные (Томская и Мурманская

об­ласти) кодексы.

              Правовая система России продол­жает оставаться образцом для неко­торых государств СНГ (Беларуси, Казахстана, республик Средней Азии). Предпринимаются попытки сохране­ния элементов единого правового пространства. В частности, ряд наи­более важных кодексов, принятых в вышеуказанных республиках (граж­данский, уголовный, уголовно-про-цессуальный) основываются на мо­дельном законодательстве, одобрен­ном Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ.

Информация о работе Виды правовых систем мира