Гражданство в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности

Работа содержит 1 файл

гражданство в зарубежных странах.docx

— 80.58 Кб (Скачать)

  

1.3. Классификация  прав, свобод и обязанностей человека 

Начать следует  с группы личных прав и свобод. Характерной  особенностью группы личных прав и  свобод является то, что обладание  этими правами непосредственно  не зависит от принадлежности человека к гражданству государства. Эти  права неотчуждаемы и принадлежат  каж­дому человеку по факту рождения. 

Перечень их наименований, отработанный и обогащенный двумя  с лишним веками истории конституционализма, стал универсальным настолько, что  не отрицался даже коммунистами. 

Главным личным правом человека является право на жизнь. Посягательство на жизнь является тягчайшим преступлением. В демократиче­ском государстве это неотъемлемое естественное право человека обеспе­чивается всей совокупностью государственно-правовых и других обще­ственно-политических институтов. Государство должно избегать при проведении внутренней политики внутренних межнациональных вооруженных конфликтов, бороться с преступлениями и т. п. Так, в ст. 9 Кон­ституции Киргизской Республики закреплено, что использование вооруженных сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается, а пропаганда и разжигание межнациональной розни являются антиконституционными. Ст. 18 Конституции Республики Бела­русь устанавливает, что Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов неприменения силы или угрозы силой и мирного решения споров. 

Каждый имеет право  на честь и достоинство (ст. 35 Конституции  Азербайджана, ст. 17 Конституции Грузии, ст. 28 Конституции Украины и т. д.). Ничто не может быть основанием для умаления достоинства человека, каждый имеет право на защиту от посягательства на его честь, доброе имя и достоинство. Всем гарантируется  право на личную свободу и безопасность, что включает в себя право постоянно  проживать в любом месте государственной  территории, свободно перемещаться по данной территории, покидать ее и свободно возвращаться в страну, при соблюдении правил, установленных законом. Право  на личную безопасность предусматривает  свободу от произвольного ареста. Задержание возможно на сроки, прямо  установленные в текстах конституций (например , п.2., ст.17 Конституции Испании 1978 г. устанавливает срок предварительного заключения – максимум 72 часа, после чего задержанный должен быть либо освобожден, либо передан судебным властям). 

Как правило, в новейших конституциях закрепляется право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Также в новейших конституциях провозглашается  право на защиту частной жизни  от незаконного вмешательства. Гарантии данного права проявляются в  том, что конституции, как правило, запрещают сбор, хранение, использование  и распространение информации о  частной жизни человека без его  согласия[4].  

Никто не обязан заявлять о своих религиозных или антирелигиозных  убеждениях. Верующие вправе совершать  религиозные культы, которые не должны нарушать общественный порядок, мораль, использоваться в политических целях. Никто не должен подвергаться дискриминации  на основе религии или убеждений  со стороны любого государства, учреждений, группы лиц или отдельного лица разрешается  обучение детей религиозному вероучению в свободное от образовательных  школьных занятий время, с согласия родителей и самих детей. В  ряде стран, если религиозным убеждениям человека или его вероучению противоречит несение воинской службы, а также  в иных установленных законом  случаях, допускается замена ее альтернативной гражданской службой (Грузия, Казахстан, Узбекистан). Эта сво­бода может быть ограничена только в случае необходимости охраны об­щественного порядка, здоровья и морали. В свою очередь, осуществле­ние права на свободу совести не должно ограничивать общечеловеческие права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 2 ст. 22 Консти­туции Казахстана). 

Во многих новейших конституциях провозглашается право  свободного передвижения по стране, а  также право свободно покидать страну и беспрепятственно возвращаться, за исключением ограничений, установленных  законом (ст. 52 Конституции Польши 1997 г. провозглашает: 

«1. Каждому обеспечивается свобода передвижения по территории Республики Польша, а также выбора места жительства и пребывания. 

2. Каждый может  свободно покидать территорию  Республики Польша. 

3. Свободы, о которых говорится в ч. 1 и 2, могут подлежать ограничениям, определенным в законе.»). 

Из других личных прав следует отметить право на неприкосновенность жилища (ст. 33 Конституции Азербайджана, ст. 29 Конституции Беларуси, ст. 29 Конституции  Молдовы и т. д.). Никто не вправе войти в жилище гражданина, производить  обыск или досмотр, иначе как  в слу­чае и порядке, предусмотренных законом. Конституция Республики Мол­дова запрещает проникать не только в жилище человека без его согласия, но и в место пребывания лица (в п. 1 ст. 29 установлено: «Жилище и место пребывания неприкосновенны. Никто не может проникать или находиться в жилище или месте пребывания лица без его согласия»). 

Кроме вышеперечисленных  прав и свобод к этой группе можно  отне­сти и свободу мысли, слова, убеждений и свободное их выражение (ст. 19 Конституции Грузии, ст. 16 Конституции Киргизстана и т. д.), ко­торая одновременно может быть также отнесена к политическим правам и свободам. Во все новейшие конституции это право включено и счита­ется неотъемлемым для демократических государств. 

Согласно одной  из самых распространенных классификаций  прав и свобод по группам, второй группой  прав и свобод являются политиче­ские права. Эта группа прав и свобод предоставляет гражданам возмож­ность участвовать в общественной и политической жизни. 

В новейших конституциях перечень этих прав в основном традиционный, хотя есть и некоторые особенности. Остановимся коротко на характеристике политических прав и свобод в конституциях последнего времени. 

Практически во всех современных конституциях закрепляется право граждан на участие в  управлении делами общества и государства  как непосредственно, так и через  своих представителей (ст. 62 Конституции  Польши провозглашает: «Польский гражданин имеет право участвовать в референдуме, а также избирать президента Республики, депутатов, се­наторов и представителей в органы территориального самоуправления, если не позднее дня голосования достиг 18 лет»). 

Во многих новейших конституциях закреплено также право  обращаться с индивидуальными и  коллективными посланиями (пети­циями). Наличие этого права является гарантией общественно-полити­ческой активности граждан. Часто в формулировках конституционных положений, посвященных данному праву, содержится и конституцион­ная гарантия, которая выражается в обязанностях государственных ор­ганов и органов местного самоуправления (например, в ст. 40 Конститу­ции Украины закреплено: «Все имеют право направлять индивиду­альные или коллективные письменные обращения либо лично обра­щаться в органы государственной власти, органы местного самоуправ­ления и к должностным или служебным лицам этих органов, которые обязаны рассмотреть обращение и дать обоснованный ответ в установ­ленный законом срок»). 

Во всех демократических  государствах граждане имеют право  на объ­единение. Граждане имеют право объединяться в политические партии, профессиональные союзы, участвовать в массовых народных движениях и т. п. В конституциях некоторых государств оговорено, что военнослу­жащие, работники органов национальной безопасности, правоохрани­тельных органов и судьи не должны состоять в партиях, профессиональ­ных союзах, выступать в поддержку какой-либо партии (ч. 2 ст. 23 Кон­ституции Казахстана). 

Из политических прав самым важным, конечно, является право изби­рать и быть избранным. Как правило, в новейших конституциях актив­ное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет; часто это право провозглашается обязательным (например, в Бразилии в факульта­тивном порядке могут голосовать лишь лица старше 70 лет, молодежь от 16 до 18 лет и неграмотные). Пассивное избирательное право наступает с более зрелого возраста. 

Из политических прав, помимо избирательных, следует  отметить право собираться мирно  и без оружия (ст. 40 Конституции  Молдовы, ст. 35 Конституции Узбекистана  и т. д.). В большинстве современных конституций принят разрешительный порядок этого права. 

Собрания должны проводиться только мирно, без какого бы то ни бы­ло оружия, с обеспечением охраны их участников и окружающей среды, без нарушения нормальной эксплуатации дорог общественного пользова­ния, транспортного движения, функционирования предприятий, учреж­дений и организаций, без перехода к насильственным действиям, ставя­щим под угрозу общественный порядок, жизнь людей, а также сохран­ность их имущества. Собрания на площадях, в парках и других местах массового скопления населения регулируются в соответствии с общими распоряжениями полиции. Органы государственной власти могут приостанавливать или запрещать проведение этих мероприятий только по обоснованным соображениям безопасности. Не допускается проведение собраний в помещениях органов публичной власти и местного самоуправления, прокуратуры, судов, на предприятиях, в учреждениях, организациях со специальным режимом безопасности труда либо с вооруженной охраной. 

Ситуация с социальными, экономическими, культурными правами  в новейших конституциях практически  противоположная, чем ситуация с  гражданскими правами. 

В отличие от гражданских  и политических прав вопрос о необходимости  и целесообразности конституционного закрепления социально-экономических и культурных прав является в современном конституционализме предметом научно-теоретических и политических споров. Сторонники конституционного провозглашения социально-экономиче­ских прав делают упор на то, что Конституция является не только юри­дическим, но и нравственным, идеологическим документом, а значит открытым для норм-принципов и норм-целей, которые необязательно должны иметь судебную защиту. 

Противники включения  этих групп прав в тексты основных зако­нов приводят ряд доводов, среди которых и необходимость соблюде­ния «юридической чистоты» конституции, несовместимой с наличием в них расплывчатых и заведомо невыполнимых норм, и необходи­мость «деидеологизации» основных законов, и опасность развязыва­ния государству рук для широкого вмешательства в экономические процессы. 

Наиболее широко социально-экономические, культурные и эколо­гические права оказались представлены в новейших латиноамерикан­ских конституциях (Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г.), а также и в бывших странах социалистической ориентации. 

Закрепление прав граждан  в основных законах[5]. В отдельных  же новейших конституциях англосаксонской  правовой семьи этим правам вообще не уделяется почти никакого внимания. 

В группу «позитивных» прав на современном этапе можно  включить следующие: экономические, трудовые, социальные, культурные, экологи­ческие. 

К первым относятся  право собственности, в том числе  частной, пра­во наследования, право заниматься экономической деятельностью. В последнее время эти права не претерпели каких-либо заметных изме­нений. 

Вторая группа: трудовые права претерпевают значительные измене­ния. Если взять содержание этих прав в социалистических конституциях, то трудовые права включали в себя: 

- право на труд  как гарантированную возможность  получения работы от государства; 

- право на выбор  профессии; 

- право на безопасные  и здоровые условия труда; 

- право на отдых  в виде ограничения рабочей  недели и ограничения рабочего  дня, гарантированное предоставление  выходных дней и отпусков; 

- право на профессиональные  организации (не всегда).  

На смену этому  перечню в социалистических конституциях в постсо­циалистических странах пришла их либеральная интерпретация. Право на труд почти повсеместно заменено «свободой труда», т. е. правом сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 29 Конституции Эстонии 1992 г.). Если в отдельных случаях буквальное вы­ражение «право на труд» и встречается в новейших постсоциалистиче­ских конституциях, то следующие за ним положения и общий контекст не оставляют сомнения, что под «правом на труд» конституции подразу­мевают совсем не то, что раньше (ст. 37 Конституции Узбекистана 1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии в редакции 1989 г., ст. 35 Конститу­ции Словакии 1992 г.). 

Почти неизменными  остались положения о праве на безопасные и здоровые условия труда, их можно найти практически в  любой новей­шей постсоциалистической конституции (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ч. 4 ст. 16 Конституции Монголии 1992 г., ст. 31 Конституции Словакии 1992 г. и т. д.). Правда, теперь право на отдых стало излагаться с минимальным  раскрытием его содержания. Крайне редко теперь можно встретить  в Конституции ограничение продолжительности  рабочего дня или недели. Зато весьма широкое распространение в постсоциалистиче­ских конституциях получило право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 30 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст. 50 Кон­ституции Болгарии 1991 г. и т. д.). 

Информация о работе Гражданство в зарубежных странах