Гражданство в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности

Работа содержит 1 файл

гражданство в зарубежных странах.docx

— 80.58 Кб (Скачать)

Глава 1. Основные вопросы  правового статуса личности в  зарубежных странах 

1.1. Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения  и утраты 

1.2.Правовое положение  лиц без гражданства (апатридов)  и лиц с множественным гражданством 

1.3. Классификация  прав, свобод и обязанностей человека 

Глава 2. Принципы правового  положения и конституционные  гарантии прав и свобод 

2.1. Принципы правового  положения личности в зарубежных  странах 

2.2. Конституционные  гарантии прав и свобод человека  и гражданина 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

Гражданство, как  правило, харак­терно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью ак­тивно участвовать в реализации государственной власти[1]. 

Актуальность темы. Основные принципы гражданства, как  правило, устанавливаются в конституциях, подробное регулирование осуществляется обычными законами.  

Есть конституции, которые не содержат специальных  норм о гражданстве. Например, Конституция  Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с  изменениями и дополнениями и  Положением о гражданстве 1983 г. А  Конституция Кубы, на­пример, имеет  целую главу о гражданстве, где  подробно регламентируются данный институт. 

Конституция США 1789 г. была первой конституцией этого государства  и является действующей до сих  пор. Конституция США включает три  компонента: преамбулу, семь статей и  двадцать шесть поправок. 

Конституция США  первоначально почти не содержала  положений о правах и свободах граждан, хотя ряд важных норм можно  найти и в тексте конституции. 

Права и свободы  граждан в основном закреплены в  первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название Билль о правах, принятых первым конгрессом в 1789 г. 

Что касается характера  закрепленных прав и свобод, то они  относятся лишь к политическим и  личным, и среди них почти целиком  отсутствуют социально-экономические  права и свободы. 

Нынешняя конституция  Франции была принята и утверждена на референдуме в 1958 г. Конституция  Франции 1958 г. - это всего лишь часть  действующего основного закона. В  соответствии с преамбулой акта 1958 г. его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., главным образом провозглашающие  права и свободы граждан. 

Особенностью действующего основного закона Франции является его структура и порядок закрепления  провозглашаемых прав и свобод граждан. 

Конституция Италии вступила в силу с 1 января 1948 г. Демократизм  итальянского основного закона выразился  в закреплении обширного круга  демократических прав и свобод. Около  третьей части конституции составляют статьи отличные от классического перечня  прав и свобод, заметно выделяются социально-экономические права и  свободы. 

Но до сих пор  некоторые положения конституции  остаются декларативными, желаемыми, не всегда практикуемыми, особенно это  касается статей, регулирующих права  и свободы граждан.  

Конституционные права  можно классифицировать на индивидуальные и коллективные, основные и дополнительные, но наибольшее значение имеет классификация  прав по содержанию: личные (гражданские), социальные (экономические и культурные), политические. 

Цель курсовой работы рассмотреть регулирование вопросов гражданства в зарубежных странах. 
 
 

Глава 1. Основные вопросы  правового статуса личности в  зарубежных странах  

1.1. Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения  и утраты 

Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство  и подданство равнозначны в том  плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверени­тет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «под­данство» традиционно относится к государствам с монархической фор­мой правления. Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху данного государства. Гражданство, как правило, харак­терно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью ак­тивно участвовать в реализации государственной власти[2]. 

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются  в конституциях, подробное регулирование  осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных  норм о гражданстве. Например, Конституция  Италии; гражданство этой стра­ны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и допол­нениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, на­пример, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентиру­ются данный институт. 

Институт гражданства  включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны. 

В государствах с  унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.). Каждый человек считается в таком государстве гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение та­кого положения обусловлено тем, что в федеративных государствах су­ществует разделение компетенции между союзом и субъектами федера­ции, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации. 

Институт гражданства  постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое  распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способству­ет существенному расширению их прав и свобод. 

Существует несколько  способов приоб­ретения гражданства (подданства). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиа­цией. Гражданство приобретается на основе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство ро­дителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становит­ся гражданином того государства, на территории которого родился, неза­висимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательст­во предусматривает оба основания приобретения гражданства по рожде­нию: и права крови, и права почвы. 

Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства  является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация  может иметь место после опре­деленного срока проживания иностранца на территории данного государ­ства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет). 

Кроме проживания на территории данного государства  к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является зна­ние языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъ­является также требование к состоянию здоровья данного лица (напри­мер, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В боль­шинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации. 

В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в  гражданст­во могут быть приняты только мусульмане. 

Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического  предоставления гражданства, хотя и  облегчает процедуру его получения. 

Наряду с двумя  указанными повсеместно распространенными  способами приобретения гражданства  существуют и менее распространенные[3]. 

Гражданство может  быть приобретено путем оптации, т. е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязатель­ную смену гражданства при изменении границ двух государств. 

Гражданство может  быть приобретено в результате репатриации, т. е. восстановления раннее утраченного  гражданства. 

Гражданство некоторых  лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран  соответствует гражданству родителей  и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного  возраста (например, в Болгарии с 14 лет, в Польше с 16 лет) изменение гражданства  родите­лей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усы­новителей. 

В некоторых странах  объем прав граждан различается  в зависимости от способа его  приобретения. Так, в США президентом  страны может быть избрано только лицо, являющееся гражданином по рождению. 

 Гражданство прекращается  вследствие таких причин, как  отказ от гражданства (выход  из гражданства), утрата гражданства,  лишение гражданства, оптация  другого гражданства, а так­же  по некоторым другим причинам. 

Отказ от гражданства  или выход из него имеет место  по заявлению заинтересованного  гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания  для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно. 

Утрата гражданства  как особый случай прекращения гражданства  носит автоматический характер вследствие совершения лицом определен­ных запрещенных действий, например, поступление на иностранную государственную службу, использование фальшивых документов при приобретении гражданства. В США, например, автоматически (т. е. без обязательного акта волеизъявления лица) гражданство утрачивает лицо, присягнувшее или особым образом заявившее о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению. 

Лишение гражданства  является санкцией государства в  отношении лица, допускающего недозволенное  поведение. Обычно такая мера при­меняется только к натурализованным гражданам в течение небольшого срока после натурализации. 

  

1.2.Правовое положение  лиц без гражданства (апатридов)  и лиц с множественным гражданством 

Лицами без гражданства  являются те, кто не может доказать наличие у них какого-либо гражданства. Правовое положение лиц без гражданст­ва во всех странах приравнивается к правовому положению иностранцев. Государства, как правило, не заинтересованы в проживании на их терри­тории большого числа лиц без гражданства и поэтому создают условия для перехода в гражданство постоянно проживающих на их территориях лиц без гражданства. 

Наиболее частным  случаем многогражданства является бипатризм, т. с. принадлежность лица к гражданству двух государств, что удостоверяется соответствующими документами. Двойное гражданство в ряде случаев создает для его обладателя определенные сложности, если каждое из государств требует от него выполнения гражданских обязанностей. 

Следует отличать двойное  гражданство от многоуровневого  гражданства в федеративных государствах. В федерации союзное гражданство  не может вступить в противоречие с гражданством субъектов федерации, поскольку в рамках последнего могут  предоставляться лишь дополни­тельные  гарантии, единых для граждан всего  союза прав, и устанавливать­ся некоторые дополнительные права и обязанности, отражающие специфику члена федерации, но которые не должны вступать в противоречие с общефедеральным статусом гражданина.  

Правовое положение  иностранцев. 

В демократическом  государстве иностранцы, которые  практически постоянно проживают  в данной стране, по своему правовому  положению в основном приравниваются к правовому положению граждан  данного государства. Но они не обладают политическими правами, не подлежат призыву на военную службу, не могут  занимать некоторые должности (например, должность судьи, капитана корабля, командира воздушного судна, полицейского и т. д.). 

Временно пребывающие  на территории другого государства  иностранцы в большей степени  ограничены в правах (в плане трудовой деятельности, социального обеспечения, образования и др.). 

Особое место среди  иностранцев занимают дипломатические  и консульские представители. Правовое положение этих лиц урегулировано  международными актами, например, Венская  конвенция о дипломатиче­ских отношениях 1961 г. Венская конвенция о представительстве госу­дарств в их отношениях с международными организациями универсаль­ного характера 1975 г. Дипломаты и консульские представители освобож­дены из-под уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания. Дипломаты пользуются налоговыми и таможен­ными льготами. 

Информация о работе Гражданство в зарубежных странах