Гражданство в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности

Работа содержит 1 файл

гражданство в зарубежных странах.docx

— 80.58 Кб (Скачать)

 

Сторонники конституционного провозглашения социально-экономиче­ских прав делают упор на то, что Конституция является не только юри­дическим, но и нравственным, идеологическим документом, а значит открытым для норм-принципов и норм-целей, которые необязательно должны иметь судебную защиту. Противники включения этих групп прав в тексты основных зако­нов приводят ряд доводов, среди которых и необходимость соблюде­ния «юридической чистоты» конституции, несовместимой с наличием в них расплывчатых и заведомо невыполнимых норм, и необходи­мость «деидеологизации» основных законов, и опасность развязыва­ния государству рук для широкого вмешательства в экономические процессы. Наиболее широко социально-экономические, культурные и эколо­гические права оказались представлены в новейших латиноамерикан­ских конституциях (Бразилии 1988 г., Никарагуа 1987 г., Колумбии 1991 г.

 

, Перу 1993 г.), а также  и в бывших странах социалистической  ориентации. Закрепление прав граждан в основных законах[5]. В отдельных же новейших конституциях англосаксонской правовой семьи этим правам вообще не уделяется почти никакого внимания. В группу «позитивных» прав на современном этапе можно включить следующие: экономические, трудовые, социальные, культурные, экологи­ческие.

 

К первым относятся  право собственности, в том числе  частной, пра­во наследования, право заниматься экономической деятельностью. В последнее время эти права не претерпели каких-либо заметных изме­нений. Вторая группа: трудовые права претерпевают значительные измене­ния. Если взять содержание этих прав в социалистических конституциях, то трудовые права включали в себя: - право на труд как гарантированную возможность получения работы от государства; - право на выбор профессии; - право на безопасные и здоровые условия труда; - право на отдых в виде ограничения рабочей недели и ограничения рабочего дня, гарантированное предоставление выходных дней и отпусков; - право на профессиональные организации (не всегда). На смену этому перечню в социалистических конституциях в постсо­циалистических странах пришла их либеральная интерпретация.

 

Право на труд почти  повсеместно заменено «свободой  труда», т. е. правом сво­бодно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст.

 

16 Конституции Киргизской  Республики 1993 г., ст. 29 Конституции  Эстонии 1992 г.). Если в отдельных случаях буквальное вы­ражение «право на труд» и встречается в новейших постсоциалистиче­ских конституциях, то следующие за ним положения и общий контекст не оставляют сомнения, что под «правом на труд» конституции подразу­мевают совсем не то, что раньше (ст.

 

37 Конституции Узбекистана  1992 г., ст. 70 Конституции Венгрии в  редакции 1989 г., ст. 35 Конститу­ции Словакии 1992 г.

 

). Почти неизменными  остались положения о праве  на безопасные и здоровые условия  труда, их можно найти практически  в любой новей­шей постсоциалистической  конституции (ч. 3 ст. 37 Конституции  РФ 1993 г., ч.

 

4 ст. 16 Конституции  Монголии 1992 г., ст. 31 Конституции Словакии 1992 г. и т. д.). Правда, теперь право на отдых стало излагаться с минимальным раскрытием его содержания. Крайне редко теперь можно встретить в Конституции ограничение продолжительности рабочего дня или недели.

 

Зато весьма широкое  распространение в постсоциалистиче­ских конституциях получило право на забастовку (ст. 37 Конституции РФ 1993 г., ст. 30 Конституции Киргизской Республики 1993 г., ст.

 

50 Кон­ституции Болгарии 1991 г. и т. д.). К новым трудовым правам следует отнести также защиту от безработицы (ч- 3 ст.

 

37 Конституции РФ, ст. 29 Конституции Киргизской Рес­публики, ч. 5 ст. 48 Конституции Болгарии); право на минимальное трудовое вознаграждение не ниже прожиточного минимума (ч. 5 ст.

 

48 Конституции Болгарии 1991 г.). Значительно реже в постсоциалистических конституциях можно най­ти право на защиту от произвольного увольнения и дискриминации в трудовых отношениях (п. «Б» ст. 36 Конституции Словакии 1992 г.

 

, ст. 49 Конституции  Словении 1991 г.). Практически во всех  постсоциалистичсских конституциях присутствует положение о запрете принудительного труда (ст. 41 Конституции Бе­ларуси, ч.

 

IV,V ст. 35 Конституции  Азербайджана). Социальные права в современном мире обычно на конституционном уровне охватывают: - право на социальное обеспечение по старости, нетрудоспособности, болезни, потере кормильца, и в ряде случаев по безработице; - право на квалифицированную медицинскую помощь; - право на образование. Все эти права сполна отражены во всех без исключения постсоциалистических конституциях. Культурные права сформулированы во всех новейших конституциях (где они есть) одинаково и трактуются чаще всего, как право пользовать­ся всеми достижениями культуры и право на свободу художественного творчества (ст.

 

43 Конституции Словакии 1992 г.). Иногда в новейших конституциях можно встретить особые нормы о культурных правах национальных меньшинств (ст. 64 Конституции Словакии) 1992 г. Экологические права являются новым словом в конституционализме.

 

Осознание их конституционной  значимости стало приходить только в конце 70-х годов, в эпоху тяжелых  экономических кризисов и катаст­роф. Эти права включают, как правило, право на здоровую окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правона­рушениями (ст. 42 Конституции РФ 1993 г., ст. 16 Конституции Монго­лии 1992 г.

 

, ст. 55 Конституции  Болгарии 1991 г. и т. д.). Таким  образом, можно сказать, что  институты гражданства, основных  прав и свобод человека и  гражданина не являются застывшей  конструк­цией, они находятся в процессе эволюции.

 

В зависимости от степени развития демократии в той  или иной стране их закрепление в  норматив­но-правовых актах различно по объему и содержанию, но ни одно из ци­вилизованных государств не может обойти молчанием права и свободы человека и их гарантии в своих законах. Глава 2. Принципы правового положения и конституционные гарантии прав и свобод   2.1. Принципы правового положения личности в зарубежных странах Под основными принципами правового положения личности понимаются выраженные в юридической форме основополагающие политико-правовые идеи, которые в наиболее общем виде определяют характер взаимоотношении государства и отдельных лиц, служат руководящими началами как при осуществлении субъективных прав и обязанностей ка­ждого лица, так и при реализации его охраняемых законом интересов, не опосредованных этими правами и обязанностями. В число основных принципов правового положения входят равноправие граждан, различие объемов прав и обязанностей лиц, проживающих в данной стране, в за­висимости от их государственной принадлежности, сочетание общественных и индивидуальных интересов, единство прав и обязанностей, гарантированность прав и свобод. Равноправие граждан провозглашалось как один из важнейших принципов правового положения человека. В том или ином виде этот принцип закреплен практически во всех современных конституциях, содержащих постановления о правовом положении граждан.

 

Юридическое содержание этого принципа заключается в  признании равенства всех граждан  перед законом и судом. Все  граждане должны быть наделены одинаковыми  правами, в равной степени отвечать перед законом за совершенные  правонарушения. Равноправие означает равенство всех граждан перед  законом, но не тождество самих граждан. Равноправие не устраняет различий между отдельными гражданами, в чем  проявляется их индивидуальность, а  устанавливает единую мерку для  отличающихся друг от друга лиц. Равноправие  подразумевает не только то, что  гражданину принадлежит такой же объем прав, как и любому другому  гражданину, но и то, что объем  обязанностей всех граждан одинаков.

 

Равноправие граждан  независимо от национальности и расы, как правило, проявляется в доступе  в соответствии со своими заслугами  и способностями к любым должностям и постам в государстве, в производственной сфере и сфере услуг, в получении  равной платы за равный труд и т. д. Большое значение имеет равноправие  женщин и мужчин во всех областях хозяйственной, политической, культурной жизни. Осуществление подлинного равноправия женщин и мужчин возможно лишь на основе специальных законодательно зафиксированных гарантий: государствен­ной охраны интересов матери и ребенка, заботы о состоянии их здоро­вья, предоставления женщине при беременности и после родов отпусков с сохранением содержания и т. п.

 

Данные гарантии не являются особыми привилегиями для  женщин, а необходимы для обеспечения  действитель­ного равноправия в связи с особенностямиженского организма и выпол­нением женщинами функций в обществе. В 1979 г. была принята Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». В международно-правовых документах наряду с обеспечением равноправия мужчин и женщин в целом специальное внимание уделяется и га­рантиям женщин в отношении отдельных групп прав. В частности, была принята Конвенция ООН «О политических правах женщин» в 1954 г.

 

Равноправие женщин и мужчин сегодня признается почти  во всех странах. Равноправие граждан  независимо от отношения к религии  также является важной гарантией  равноправия. В настоящее время  равные права и обязанности за гражданами независимо от того, являются ли они ве­рующими или нет, и от того, какую религию они исповедуют, закрепле­ны в большинстве стран. Кроме того, законодательство большинства государств закрепляет равноправие граждан независимо от социального происхождения и положения, материального положения, образования и профессии. Принцип равноправия не означает, что все лица, находящиеся на территории данной страны, имеют одинаковый статус.

 

В любой стране встречаются  три основные категории лиц, чей  статус различается. Во-первых, это - граждане (подданные) данной страны, во-вторых, лица без гражданства (апатриды), в-третьих, иностранцы. Вторым принципом правового положения личности является сочета­ние общественных и индивидуальных интересов. Практически во всех современных конституциях, а также в законодательстве можно най­ти отражение сочетания общественных и индивидуальных интересов. Это выражается в закреплении обязанностей как со стороны государства в отношении отдельных лиц, так и со стороны отдельных лиц в отноше­нии государства и других лиц.

 

Законодательно устанавливаются  рамки использования прав и свобод. Ни одно право или свобода не могут  использоваться таким образом, что  это приведет к нарушению прав и сво­бод других лиц, к подрыву общественного порядка, к политической дестабилизации и т. д[6]. В связи с сочетанием общественных и личных интересов надо остановиться на так называемых коллективных и индивидуальных правах. Часто возникает вопрос об их взаимосвязи, о том, какое право и при ка­ких обстоятельствах имеет приоритет.

 

В современных условиях индивидуальные права являются первичными, а коллективные права представляют собой, по сути, особую форму реализации некоторых индивидуальных прав. То есть существуют такие индивидуальные права, реализовать которые каждый человек может только в совместной деятельности с другими. Например, права  нацио­нальных меньшинств вытекают из права каждого человека на определен­ную национальную принадлежность, из его права сохранять и развивать родной язык, свою культурную самобытность и т. п. Право на объедине­ние (которым обладает каждый человек) может быть реализовано, если есть несколько человек, готовых объединиться друг с другом.

 

Следующим принципом  является единство прав и обязанностей. Данный принцип тесно связан с  предыдущим. Именно необходимость сочетания  общественных и индивидуальных интересов  требует установ­ления единства прав и обязанностей. Формула «нет прав без обязанно­стей» получила международное признание. Так, в ст.

 

29 Всеобщей декла­рации прав человека 1948 г. указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». В большинстве новейших конституций закрепляются не только права и свободы, но и обязанности граждан, хотя регламентация прав и свобод полнее и детальнее, а перечень их более обширен, чем перечень обязанностей. Расширение прав с неизбежностью влечет за собой повышение ответственности и увеличение обязанностей для носителей этих прав. Так, демократизация общества заключается не только в предоставлении больших прав гражданам, но и в повышении требовательности к их действиям по реализации этих прав, поскольку такие действия имеют серьезные последствия для судьбы страны, да и самих граждан тоже.

 

  2.2. Конституционные  гарантии прав и свобод человека  и гражданина В конституции США статьи, разделы, поправки не имеют наименований и права закрепляются беспорядочно, не по группам прав. Конституция Французской республики не статьи содержат разделы (как в конституции США), а статьи включены в разделы, которые имеют свое наименование. Это позволяет говорить о наличии элементов логики, структурной четкости конституции Франции, что имеет немаловажную роль в понимании, толковании норм права. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и в Преамбуле Конституции Франции 1946 права личности закреплены, как можно предположить, по степени важности для законодателя.

Информация о работе Гражданство в зарубежных странах