Гражданство в зарубежных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:37, реферат

Описание работы

Гражданство в Зарубежных странах- актуальный вопрос в современном мире. Особенно он интересен в демократическом государстве. Для того, чтобы понять и разобрать проблему гражданства,необходимо сначала уяснить сущность понятия термина гражданства. Под гражданством понимается политико-правовая связь государства и личности, в соответствии с которой у каждой из этих сторон появляются разнообразные права и обязанности

Работа содержит 1 файл

гражданство в зарубежных странах.docx

— 80.58 Кб (Скачать)
 
 

Гражданство в зарубежных странах

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

 Гражданство,  как правило, харак­терно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью ак­тивно участвовать в реализации государственной власти.  

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются  в конституциях, подробное регулирование  осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных  норм о гражданстве. Например, Конституция  Италии; гражданство этой страны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с  изменениями и дополнениями и  Положением о гражданстве 1983 г. А  Конституция Кубы, на­пример, имеет  целую главу о гражданстве, где  подробно регламентируются данный институт.

 

Конституция США 1789 г. была первой конституцией этого государства  и является действующей до сих  пор. Конституция США включает три  компонента: преамбулу, семь статей и  двадцать шесть поправок. Конституция  США первоначально почти не содержала  положений о правах и свободах граждан, хотя ряд важных норм можно  найти и в тексте конституции. Права и свободы граждан в  основном закреплены в первых десяти поправках, точнее - дополнениях, получивших название Билль о правах, принятых первым конгрессом в 1789 г.

 

Что касается характера  закрепленных прав и свобод, то они  относятся лишь к политическим и  личным, и среди них почти целиком  отсутствуют социально-экономические  права и свободы. Нынешняя конституция  Франции была принята и утверждена на референдуме в 1958 г. Конституция  Франции 1958 г. - это всего лишь часть  действующего основного закона. В  соответствии с преамбулой акта 1958 г.

 

его составной частью является Декларация прав человека и  гражданина 1789 г. и преамбула конституции 1946 г., главным образом провозглашающие  права и свободы граждан. Особенностью действующего основного закона Франции  является его структура и порядок  закрепления провозглашаемых прав и свобод граждан. Конституция Италии вступила в силу с 1 января 1948 г.

 

Демократизм итальянского основного закона выразился в  закреплении обширного круга  демократических прав и свобод. Около  третьей части конституции составляют статьи отличные от классического перечня  прав и свобод, заметно выделяются социально-экономические права и  свободы. Но до сих пор некоторые  положения конституции остаются декларативными, желаемыми, не всегда практикуемыми, особенно это касается статей, регулирующих права и свободы  граждан. Конституционные права  можно классифицировать на индивидуальные и коллективные, основные и дополнительные, но наибольшее значение имеет классификация  прав по содержанию: личные (гражданские), социальные (экономические и культурные), политические. Цель курсовой работы рассмотреть  регулирование вопросов гражданства  в зарубежных странах.

 

Глава 1. Основные вопросы  правового статуса личности в  зарубежных странах   1.1. Гражданство (подданство): понятие, порядок приобретения и утраты   Гражданство (подданство) означает правовую принадлежность лица к данному государству. Гражданство  и подданство равнозначны в том  плане, что и на гражданина и на подданного распространяется суверени­тет государства (т.е. лицо пользуется со стороны государства защитой прав и свобод как внутри страны, так и за ее пределами). Понятие «под­данство» традиционно относится к государствам с монархической фор­мой правления.

 

Подданство в первоначальном смысле означает личную верность монарху  данного государства. Гражданство, как правило, харак­терно для республик. Оно подразумевает связь человека и государства, т. е. гражданин - это лицо, которое обладает правом и обязанностью ак­тивно участвовать в реализации государственной власти[2].

 

Основные принципы гражданства, как правило, устанавливаются  в конституциях, подробное регулирование  осуществляется обычными законами. Есть конституции, которые не содержат специальных  норм о гражданстве. Например, Конституция  Италии; гражданство этой стра­ны регулируется Законом о гражданстве 1912 г. с изменениями и допол­нениями и Положением о гражданстве 1983 г. А Конституция Кубы, на­пример, имеет целую главу о гражданстве, где подробно регламентиру­ются данный институт.

 

Институт гражданства  включает нормы, регулирующие правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов), беженцев. Тесно связаны с институтом гражданства вопросы предоставления политического убежища, выдача человека другому государству (экстрадиция), возможность высылки из страны. В  государствах с унитарной формой правления существует единое гражданство, а во многих федеративных государствах наряду с общефедеральным существует еще и гражданство субъектов (штатов, земель и т. д.).

 

Каждый человек  считается в таком государстве  гражданином союза и одновременно - субъекта федерации. Практическое значение та­кого положения обусловлено  тем, что в федеративных государствах су­ществует разделение компетенции между союзом и субъектами федера­ции, вследствие чего имеются некоторые различия в правовых нормах между субъектами одной и той же федерации. Институт гражданства постоянно развивается. Одной из последних новелл является учреждение гражданства Европейского Союза, которое распространяется на всех граждан государств - членов ЕС и способству­ет существенному расширению их прав и свобод. Существует несколько способов приоб­ретения гражданства (подданства).

 

Подавляющее большинство  людей приобретает гражданство  по рождению. Такой способ называется филиа­цией. Гражданство приобретается на основе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство ро­дителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становит­ся гражданином того государства, на территории которого родился, неза­висимо от гражданства родителей. В большинстве стран законодательст­во предусматривает оба основания приобретения гражданства по рожде­нию: и права крови, и права почвы.

 

Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства  является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация  может иметь место после опре­деленного срока проживания иностранца на территории данного государ­ства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет, Республики Чад - 15 лет). Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является зна­ние языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить.

 

Предъ­является также требование к состоянию здоровья данного лица (напри­мер, отсутствие заболевания СПИДом), наличие дееспособности. В боль­шинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации. В отдельных арабских государствах (Кувейт, ОАЭ и др.) в гражданст­во могут быть приняты только мусульмане. Вступление в брак, как правило, не влечет автоматического предоставления гражданства, хотя и облегчает процедуру его получения.

 

Наряду с двумя  указанными повсеместно распространенными  способами приобретения гражданства  существуют и менее распространенные[3]. Гражданство может быть приобретено  путем оптации, т. е. выбора гражданства  одного из двух государств, при изменении  границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства.

 

Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязатель­ную смену гражданства при изменении границ двух государств. Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т. е. восстановления раннее утраченного гражданства. Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гражданство

 

Важнейшей юридической  предпосылкой правового положения  личности в обществе является состояние  гражданства, то есть политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между  личностью и государством. Конституционное  право связывает с гражданством целый ряд важнейших правовых последствий, главным из которых  является то, что физические лица могут быть субъектами государственно-правовых отношений только обладая правовым статусом гражданина данной страны. (Следует оговориться, что термин "подданство", фактически равнозначный гражданству, применяется только в странах с монархической формой правления.)

 В унитарных  государствах существует единое  гражданство, так как гражданин  вступает в отношения только  с одним государством, существующим  на данной территории. В странах  с федеративной формой государственного  устройства, как правило, наличиствует гражданство союза и гражданство субъекта федерации. Во многих случаях провозглашение гражданства субъекта федерации остается чистой декларацией. Гражданином субъекта федерации считается каждый гражданин союза, постоянно проживающий на территории данного субъекта. Переезд, например, в США из одного штата в другой на постоянное жительство автоматически влечет изменение гражданства штата.

 Известны два  основных способа приобретения  гражданства: лицо становится  гражданином страны либо в  силу происхождения, либо путем  натурализации. Вопросы приобретения  гражданства регулируются национальным  зако¬нодательством и целым рядом международных конвенций.

 Гражданство в  силу происхождения приобретается  по рождению помимо воли индивидуума.  В этом случае применяются  два основных принципа, которые  могут выступать либо в чистом  виде, либо комбинироваться. Согласно "праву крови" гражданами  данного государства являются  все лица, рожденные от граждан  этого государства; согласно "праву  почвы" гражданами данного  государства явля¬ются все лица, рожденные на его территории.

 Гражданство в  силу натурализации приобретается  лицом по его воле, выраженной  в соответствующем ходатайстве  перед уполномоченным на то  компетентным государственным органом.

 Практика знает  и другие способы приобретения  гражданства, в числе которых

 Современный Гуманитарный  Университет

36

 можно назвать  вступление в брак, оптацию, занятие  определенных должностей. Сам способ  приобретения гражданства может  оказать определенное влияние  на последующий правовой статус  индивидуума, причем, как правило,  это влияние сводится к определенным  ограничениям правоспособности  тех лиц, которые приобрели  гражданство путем натурализации.  Так, в Конституции США сказано: "Ни одно лицо, кроме гражданина  по рождению или гражданина  Соединенных Штатов на момент  принятия настоящей Конституции,  не подлежит избранию на должность  Президента" (ст. II, разд. 1).

 Иногда натурализация  обусловливается рядом сложных  требований, в том числе имущественного  характера. Например, статья 75 Конституции  Восточной Республики Уругвай  постановляет: "Право на гражданство  по закону имеют: мужчины и  женщины-иностранцы, пользующиеся хорошей  репутацией, имеющие на территории  Республики семьи, владеющие капиталом  в деньгах или имуществом в  стране, либо занимающиеся наукой, искусством или ремес¬лом, и в течение трех лет имеющие постоянное местожительство в стране".

 Различного рода  политические, экономические, религиозные,  расовые и другие ограничения  натурализации предусматриваются  законодательством многих стран.

 Утрата гражданства  может иметь место в результате  выхода из гражданства соответствующей  страны (например, при натурализации). Любое лицо может быть лишено  гражданства по приговору суда  в силу совершения определенных  уголовных или политических преступлений. Лишение гражданства может быть  осуществлено на основе административного  акта в отношении лиц, занимающихся  нежелательной для правительства  политической деятельностью. Так,  Верховный Суд США в 1958 г.  поддержал федеральный закон,  по которому предусматривалась  утрата гражданства за "участие  в голосовании на выборах в  иностранном государстве".

 Состояние гражданства  предполагает как определенные  права, так и обязанности. Гражданство  представляет собой одновременно  и политическую принадлежность  к данному государству, и состояние  подвластности, поскольку на гражданина  распространяется суверенная власть  государства как на территории данной страны, так и за ее пределами. С другой стороны, из состояния(гражданства вытекает право гражданина на защиту его прав и законных интересов со стороны соответствующих органов того государства, к которому он принадлежит.

Информация о работе Гражданство в зарубежных странах