Воспитательная работа с юными волейболистами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Воспитательная работа с юными спортсменами является составляющей частью психологии. Существует различные виды психологии, и в первую очередь к ней относится психология физического воспитания и спорта.
Психологическая подготовка- это система психологических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов, свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, надежного выполнения в них.
Психологическая подготовка помогает создать такое психическое состояние, которое способствует, наибольшему использованию физических и технических сторон подготовки, а так же противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением и т. д.).
Следует отметить, что при рассмотрение вопросов по подготовке, часто уделяют внимание физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Для тренера по волейболу должна оставаться и психологическая подготовка, так как волейбол имеет обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм и т. д. Что все это может привести к падению спортсмена, а так же команды.

Содержание

Введение
Глава 1 «Анатомо-физиологические основы в воспитательной работе с юными спортсменами»
1.1 Возрастная периодизация
1.2 Физиология нервной системы
1.3 Особенности высшей нервной деятельности человека
1.4 Возрастные особенности условных рефлексов
1.5 Вывод
Глава 2 «Воспитательная работа с юными волейболистами в предсоревновательный и соревновательный периоды (психологический аспект)».
2.1 Игра в волейбол как активное средство воспитательной работы с юными спортсменами
2.2 Психологические особенности тренера
2.3 Психология личности спортсмена
2.4 Социальная психология спортивной группы
2.5 Предсоревновательные психические состояния
2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

           К. К. Платонов, анализируя общую систему личности, справедливо разделил все ее особенности и черты на четыре группы, образующие основные стороны личности: 1) социально- обусловленные особенности; 2) биологически обусловленные особенности; 3) опыт; 4) индивидуальные особенности различных психических процессов.

           Позиция, статус и социальные  функции, ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация  поведения,- все это качества личности, характеризующие ее мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности реализуется в поведении, образует характер. В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени обуславливают поведении, отношения с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает  в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. В структуре характера человека можно выделить: а) направленность; б) особенности взаимодействия с окружающим миром; в) уровень активности и устойчивости при выполнение различных видов деятельности; г) эмоционально- волевую динамику; д) уровень интеграции различных свойств личности.

           Характер человека приобретает свою социальную направленность в соответствии разноуровневым целями его основных видов деятельности. Социальная направленность личности находит свое выражение в отношении:

  1. к другим людям (доброта, отзывчивость, уважение, симпатия);
  2. к своим видам деятельности (добросовестность, трудолюбие, ответственность);
  3. к своей Родине (патриотизм, героизм, преданность идеалам);
  4. к самому себе (достоинство, гордость, скромность, самолюбие);
  5. к природе, вещам, различным явлениям (бережливость, аккуратность).

           Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определенной целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определенных черт характера, а воля осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера. В стрессовых ситуациях проявляется установка у волейболиста на достижение успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижение успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Волейболисты, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискуют.

           Спорт, по сути своей, хорошее  средство для воспитания личностных  качеств. Роль спортивной деятельности  в формировании характера заключается в том, что образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальных особенностей, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надежными, они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований волейболист проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки  без длительного размышления и колебаний. 

            2.4 Социальная психология спортивных групп.

           Спортивная команда- это всегда  спортивная группа. Спортивной группе  присуще все те социально- психологические  закономерности, которые свойственны  малым группам. Психология и  поведения отдельного человека  ка личности существенно зависят от  социальной среды. Социальная среда сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные разнообразные, более или менее устойчивые соединения- группы. Существуют понятия большие и малые группы. Спортивная волейбольная группа- это одна из разновидностей малых групп. В состав такой группы входят не менее 2-х и не более 25 человек, объединенных общими целями спортивной деятельности, выполняемой под контролем тренера, инструктора, судьи. Эта деятельность характеризуется как индивидуальные, так и совместными физическими усилиями, направленными на достижение высоких личных и командных результатов, которые регламентированы временем, полом, возрастом,  правилами и нормами.

           Волейбольная группа является  сложным в социальном отношении структурным образованием, состоящим из ряда подструктур: ранговой,  ролевой, общения, взаимодействия, соподчинения, межличностных отношений по вертикали (тренер- спортсмен) и по горизонтали (спортсмен- спортсмен), сплоченности и согласования. Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов обычно осуществляется через руководителей, назначенных официально, так и через не официальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Старательность и исполнительность на тренировочных занятиях, настойчивость, быстрота восприятия нового в элементах техники, дисциплинированность, умение заставить себя работать с полной отдачей сил- эти качества у лидеров на достоверном уровне, оцениваются группой и тренером выше, нежели аутсайдеров ( категория занимающихся имеющих низкий статус), однако самооценки этих качеств у аутсайдеров не уступали самооценкам у лидеров, за исключением такого качества, как умение заставить себя тренироваться с полной отдачей сил.

           Социально-психологический климат- степень удовлетворенности основных социальных потребностей членов спортивного коллектива. Социально- психологическую атмосферу определяет прежде своего характер, нигде не зафиксированных, но достаточно высокий требований, предъявляемым коллективом к личности, содержание нравственных критериев, которыми коллектив регулирует поступки своих членов. Другими словами, в каждой группе существует коллективное мнение, которое призвано поощрять дисциплинированных, работоспособных, отзывчивых, инициативных спортсменов и осуждать ленивых, искоренять антиобщественные проявления, сплачивать коллектив. Тренеру следует контролировать коллективное мнение. Благоприятный социально- психологический климат группы складывается из:

  • наличие уз товарищества;
  • взаимопонимания;
  • доброжелательности и поддержки;
  • строгого соблюдения этических норм поведения;

           Размышления о социально- психологическом  климате группы, нетрудно заметить, что многое в этой сложной  системе зависит от взаимоотношений. В волейбольной команде различают два вида взаимоотношений: «спортсмен- спортсмен» и «тренер- спортсмен». Каждый из этих видов взаимоотношений делится на формальный и неформальный.

           Формальные отношения в системах  «спортсмен- спортсмен» и «спортсмен- тренер» заранее запрограммированы и обусловлены требованиями деятельности, подчинены ее задачам.

           Отношения в неформальной сфере  проходят и развиваются спонтанно,  поэтому их значительно труднее  предугадать. Такие взаимоотношения  складываются на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений. 

          2.5 Предсоревновательные психические  состояния.

         Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование таких психических состояний, как психическое напряжение, эмоциональные возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Эти состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Как уже отмечалось ранее, в основе психического напряжения лежит взаимодействие видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый поражает переживание, второй - волевое усилие. Часто переживание спортсмена, возникающие перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют его, сводя к минимуму волевые усилия. В то же время любое  волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны. Предсоревновательное эмоциональное напряжения регулируется целенаправленным волевым усилием. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяет экономичность использования этой энергии. История спорта не знает мало примеров, когда рекордные достижения становилась результатом эмоций, управляемых волей. Рассмотрим спортсмена в период, предшествующий старту, и  в момент старта. В обыденной жизни, при отсутствии экстремальных ситуаций, уровень психического напряжения находятся в пределах нормы. Его колебания соответствуют состояниям человека, начиная от дремотных до активных, рабочих. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Если он остается таким до старта, то спортсмен находится в состоянии стартового безразличия. В этом случае можно говорить уверенно, что этот спортсмен на соревнованиях продемонстрирует достигнутый уровень подготовленности, но его резервные возможности не реализуются. Обычно с приближением соревнований напряжение возрастает. Спортсмены, неустойчивые эмоционально, испытывают его за неделю и больше, эмоционально устойчивые- чаще всего только в день старта.

           Наиболее благоприятным случаем  считается тот, когда оптимальный  уровень напряжения совпадает  со временем старта. Возникающие  в таких случаях состояние  называют состоянием боевой готовности. Тогда на соревнованиях спортсмен  максимально реализует свою подготовленность при большом воодушевление и подъеме, используя все резервные двигательные, волевые и интеллектуальные возможности. Оптимальный уровень психического напряжения может не совпасть со временем старта. Однако сохранить оптимальный уровень готовности к деятельности длительное время практически невозможно. В этих случаях психическое напряжение усиливается,  переходя в напряженность, так что в результате спортсмен оказывается в состоянии стартовой лихорадки. В этом состоянии его нервная система находится на грани возможностей выдерживать концентрированное возбуждение. Некоторые спортсмены, способны продолжительное время находится, в этом состоянии без ущерба для спортивного результата. Но есть и другие, которые быстро обнаруживают в поведении элементы торможения. Однако, как это уже доказано наукой, в любом случаи состояние стартовой лихорадки снижает надежность спортсмена и вероятность достижения им высокого результата, хотя и не обязательно результат должен быть низким. Существуют отдельные случаи, когда спортсмен, находясь в состоянии стартовой лихорадки, показывает очень высокий результат. Но определяется это особенностями непосредственной подготовки к выполнению действия.

           Наихудший вид предстартового  состояния возникает, когда уровень психического напряжения резко падает, - это состояние стартовой апатии. Этот период обычно краток по времени. Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является следствием острого перенапряжения в предсоревновательной ситуации. Стартовая апатия- это снижение мотивации деятельности, волевой активности и чувства ответственности. Она не позволяет спортсмену реализовать даже достигнутый уровень подготовленности. 

          2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность спортивной деятельности.

           Особое внимание в психологии  и спорта уделяется исследованию деятельности, протекающий в экстремальных условиях ( предельные психические и физические напряжения, риск, дефицит времени). Такие условия спортивной деятельности создают для человека значительные трудности, эффективное преодоление которых невозможно без волевых усилий, без сознательной мобилизации всех сил, без необходимой регуляций действий и состояний. Цели, стоящие перед спортсменом, соотносятся с достижением определенного спортивного результата. Другими словами, с реализацией его возможностей. Действия, связанных с достижением целей, всегда осуществляется в определенных эмоциональных условиях и за счет волевых усилий. Всякие трудности вызывает у спортсменов сильные переживания, которые могут оказать отрицательные влияния на деятельность его результатов. Неслучайно исследователи психолого- педагогических проблем спорта особенно выделяют задачи, направленные на изучение и анализ разнообразных психических состояний спортсменов во время осуществления соревновательной деятельности, где особое место занимают вопросы преодоления экстремальных ситуаций соревновательного характера (ЭССХ). При определении экстремальных ситуаций широко используются и « объективные» показатели состояния человека, устанавливаемые на основе регистрации физиологических процессов. Воздействие, обуславливающие критические состояния, всегда сопряжены с физиологическими изменениями в состоянии человека. Степень влияния ЭССХ на состояние спортсменов зависит от «величины препятствий» и «трудности препятствий». Величина препятствий характеризуется как явление объективное, не зависящее от спортсмена. Она определяется размерами физических и психических усилий, необходимых для определения предстоящих трудностей.

           Трудность препятствия - явление субъективное, производное от величины препятствия и возможностей спортсмена. Она выражается отношением величины препятствия к реальным возможностям индивида. Деятельность любого спортсмена в ЭССХ связано либо  с реализацией принятого решения, так как в одной и той же деятельности эти явления возникают последовательно. Можно выделить два основных вида трудностей, связанных с ЭССХ:

  1. трудности выбора оптимальных решений, соответствующих возникающим экстремальным ситуациям.
  2. трудности в реализации принятых значимых решений.

           Величина препятствий его трудность  определяют психическое состояние  спортсмена во время выполнения  спортивной деятельности. Вся спортивная деятельность (тренировочная и соревновательная) направленная на достижение наивысшего результата. Тренировочная деятельность осуществляется с целью подготовки спортсменов к выступлению на соревнованиях, поэтому она имеет наименьшую динамичность проявления психических состояний и эмоций. Другими словами, тренировочная деятельность не отличается непредсказуемостью развития событий. Соревновательная деятельность, напротив, отличается обилием критических ситуаций. Известно, что у спортсмена, участвующего в соревнованиях, эмоции всегда имеют и ярко выраженное возбуждение, и высокую степень переживания. Человек находится в состоянии напряженности. Состояние напряженности в первую очередь затрудняет сложные действия и интеллектуальные функции. Сокращается объем внимания, нарушаются процессы восприятия и мышления, появляются лишние, ненаправленные действия, сокращается объем памяти. Все это отрицательно сказывается на осуществление не только спортивной, но и любой другой деятельности.

           Для достижения высокого результата в спортивной деятельности у спортсмена должен быть выработан оптимальный уровень психофизиологических реакций, который понадобится только при несколько повышенном нервном возбуждении, а не в состояние покоя, привычном для обычных, ежедневных дел. В психологии способность спортсмена сохранять оптимальное эмоциональное состояние называют эмоциональной устойчивостью. Эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные эмоции, а в том, что эти эмоции в определенные моменты соревновательной борьбы достигают оптимальной степени интенсивности, но при этом отличаются стабильностью определенных качественных особенностей и всегда направлены на решение спортивных задач.

Информация о работе Воспитательная работа с юными волейболистами