Воспитательная работа с юными волейболистами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Воспитательная работа с юными спортсменами является составляющей частью психологии. Существует различные виды психологии, и в первую очередь к ней относится психология физического воспитания и спорта.
Психологическая подготовка- это система психологических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов, свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, надежного выполнения в них.
Психологическая подготовка помогает создать такое психическое состояние, которое способствует, наибольшему использованию физических и технических сторон подготовки, а так же противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением и т. д.).
Следует отметить, что при рассмотрение вопросов по подготовке, часто уделяют внимание физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Для тренера по волейболу должна оставаться и психологическая подготовка, так как волейбол имеет обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм и т. д. Что все это может привести к падению спортсмена, а так же команды.

Содержание

Введение
Глава 1 «Анатомо-физиологические основы в воспитательной работе с юными спортсменами»
1.1 Возрастная периодизация
1.2 Физиология нервной системы
1.3 Особенности высшей нервной деятельности человека
1.4 Возрастные особенности условных рефлексов
1.5 Вывод
Глава 2 «Воспитательная работа с юными волейболистами в предсоревновательный и соревновательный периоды (психологический аспект)».
2.1 Игра в волейбол как активное средство воспитательной работы с юными спортсменами
2.2 Психологические особенности тренера
2.3 Психология личности спортсмена
2.4 Социальная психология спортивной группы
2.5 Предсоревновательные психические состояния
2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

           Предыгровая апатия представляет  собой состояние, противоположное  состоянию предыгровой лихорадки.  Это понижение возбудимости выражается  в вялости всех психических  процессов, сонливости, отсутствие  участвовать в игре, в упадке  сил и неверии в свои силы, в ослаблении процессов восприятия, внимания, мышления, скованности движений, замедленности реакций, в угнетенности, необщительности. Внешнее состояние проявляется в снижении мышечного тонуса, бледности лица, в изменение ритма дыхания, одышке, появляется холодный пот, пересыхает рот и т. п.

           Состояние самоуспокоенности характеризуется  отсутствием готовности к волевым  напряжениям, переоценкой своих  сил и возможностей, недооценкой  сил соперника, важности игры  и т. д. Имеется ещё множество  промежуточных предыгровых состояний. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний и их регулирование могут быть осуществлены при помощи специальных приемов, которые сводятся к следующему:

  • учащийся не должен внешне выражать сильное волнение, неуверенность; наоборот, мимикой, движениями он должен стараться выразить состояние уверенности, бодрости и т. п.;
  • применение в разминке специальных упражнений, различных по скорости, темпу, амплитуде, мышечному напряжению, которые могут снизить излишнее возбуждение или снять состояние подавленности;
  • произвольная регуляция дыхания при помощи специальных дыхательных упражнений различных по глубине, интенсивности, частоте, ритму, продолжительности;
  • применение специальных приёмов массажа и самомассажа, оказывающего на спортсмена успокаивающее или возбуждающие воздействие; в одних случаях музыкальное сопровождение способствует бодрому, веселому настроению, повышает эмоциональный тонус, в других - воздействует успокаивающе;
  • воздействие при помощи слова; большую роль играет применение самоприказа, самоободрения, самопобуждения (« я выиграю», «я добьюсь», « я должен» и т. д.).

           Успех выступления команды в  соревнованиях во многом зависит  от умелого управления командой.

           Режим в период тренировочной  работы и соревнований имеет  большое значение. Свободный от игр день надо максимально использовать для отдыха и восстановления, в игровой день надо избегать каких- либо напряженных действий, долгого лежания, провести легкую тренировку с мячом.

           Разминка имеет большое значение, как для регуляции неблагоприятных эмоциональных состояний, так и для формирования готовности к игре и ускорению врабатываемости. Разминку спортсмены должны проводить самостоятельно, исходя из индивидуальных особенностей. Так, например, инертному игроку нужно готовить себя к игре 20- 30 мин., другому- 10 мин. Обязательно в разминку несколько групповых упражнений. Закончить разминку необходимо за 5- 8 мин. до игры. Очень важно собрать всех игроков вместе и провести 2- 3 минутную беседу, в которой напомнить основные положения об игре, сказать что-нибудь одобряющее, мобилизующее.

           В процессе игры возникают  множество моментов, ситуации, которые  требует оперативного вмешательства  тренера: внести некоторые коррективы  в действия игроков команды, которые почему-либо отходят от принятых установок или не учитывают игры соперника; акцентировать внимание спортсменов на определенные действия игроков соперника, как в защите, так и в нападении и т. п. Для этого тренер использует замену игроков и перерывы, предусмотренные правилами игры и другие приемы « психологической защиты» в игре.

           Замены могут быть произведены  и по различным причинам - для отдыха игроков, для увеличения или сбивания темпа игры, для смены тактических действий, при не уверенной игре спортсмена, при неоднократных ошибках и т. д. Но при этом необходимо соблюдать следующее: не следует злоупотреблять заменами и проводить их без основания, тренер должен хорошо знать своих игроков и особенности их поведения в различные периоды игры и в различных ситуациях, никоим образом недопустима замена при однократных ошибках, это может вызвать у спортсмена состояние неуверенности, нервозности и т. п.

           Перерывы необходимо использовать  для отдыха, для изменения тактического  рисунка игры, при потере инициативы  или растерянности игроков, для поднятия морального духа и т. д. Во всех случаях разговор тренера со спортсменами, его указания должны быть лаконичными, краткими и яркими, тон должен быть уверенный и спокойный. Тренеру никогда не следует кричать на игроков команды, давать им нагоняй, особенно во время игры. Спокойное, ровное, уверенное поведение тренера является одним из важных моментов, направленных на создание психологической мобилизации команды к предстоящей игре, а также в процессе самой игры.

           В заключение следует отметить, что вся психологическая подготовка  должна проводится с учетом  индивидуальных особенностей волейболистов. 

          2.2 Психологические особенности  тренера.

           В основе воспитательного процесса  в системе отечественной школы  физического воспитания и сорта  лежат определенные мотивы. К  мотивам занятий спортом относятся  такие, как стремление к всестороннему  развитию личности, полноценной подготовке к труду и защите Родины, желание внести свой вклад в развитие спорта, спортивное общество. Эти мотивы проявляются и раскрываются в процессе занятий спортом, а это вызывает необходимость разрабатывать и соблюдать специальные нормы спортивной этики; развивать способность преодолевать специфические трудности на пути к спортивном достижениям, воспитывать спортивное трудолюбие, сильную волю и другие личностные качества и свойства спортивного характера. Сама по себе спортивная деятельность не воспитывает позитивных личностных качеств, так как при определенных условиях у юных волейболистов могут сформироваться отрицательные черты характера, если этому не противостоит систематическое целеустремленное нравственное воспитание и самовоспитание спортсмена. Задачи нравственного воспитания в процессе воспитания стоят прежде всего перед тренером. Как любой педагог и тренер по волейболу призваны решать задачи по всестороннему развитию личности воспитываемых. Воспитательные функции такого специалиста не исчерпываются руководством физическим образованием и развитием физических способностей. Чтобы успешно осуществлять процессы воспитания, обучения и развития, ему необходимо знать как присущие человеку социально обусловленные черты, так и свойства личности. В условиях спорта такие педагогические процессы имеют ряд особенностей. Тренер по волейболу, осуществляя учебно-воспитательную работу, выполняет следующие основные функции: 1) управленческую; 2) формирующую; 3) гностическую; 4) регулирующую; 5)воспитательную.

           Для решения воспитательных задач  тренер по волейболу должен  сформировать сплоченный дружный  коллектив, в котором каждый  отдельный его член ощущает  общую поддержку, заботу, учится  подчинять свои интересы к  интересам коллектива, понимать  и чувствовать радость от общей деятельности ит. д. Тренер по волейболу обязан обладать качествами и навыками, необходимыми для педагогической деятельности и тренерской в частности для подготовки высококвалифицированных волейболистов.

           Общие педагогические требования:

  • высокий уровень нравственного самозоснания
  • педагогическое образованием
  • широкий идейно- политический кругозор
  • устойчивые морально- волевые качествами
  • интерес к современным достижениям в педагогике, психологии и биологии
  • высокий общий культурный уровень
  • хорошие организаторские способности
  • умение руководить коллективом и пользоваться авторитетом у своих учеников.

           Специальные требования к тренерской  деятельности:

  • значение теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля
  • умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно- методических достижений по своему виду спорта
  • умение выбрать наиболее способных к данному виду спорта лиц
  • способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности
  • умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом
  • способность подготовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях.

           Тренер по волейболу - это глубоко творческая личность. Анализ деятельности тренеров по волейболу показывает, что для тренера- творца характерны прежде всего: идейность в видении учебно- воспитательного процесса, желание экспериментировать и накапливать новый опыт, свобода от самоограничений, гибкость и независимость мышления и действий, высокая творческая энергия, способность концентрировать свои творческие усилия, стремление решать все более трудные педагогические задачи.

           Следует выделить особенности  личности тренера- творца: он способен  гибко реагировать на запросы  практики, жизни, не придерживаться  догм, каким бы авторитетными  они ни были, видеть неполноту  своих знаний, стремиться к самоусовершенствованию. Тренеру по волейболу- это творец, исследовать: из лучших образцов передового опыта он извлекает идею и трансформирует ее, приближая к конкретным условиям. Его отличает умение самостоятельно перерабатывать учебный материал, умение управлять деятельностью воспитанников, особенно познавательной и общественной, развивать их творческое мышление. Он в постоянном поиске новых путей, способов и приемов изложения и показа учебного материала. Ему присуще стремление использовать все закономерности познавательного процесса обучаемых для глубокого  усвоения и осмысление ими системы знаний и выработки    прочных навыках и умений. У него сильно развито умение видеть перспективы развития и находить верные пути для решения возникающих проблем. Он добивается того, чтобы в ходе учебного процесса были с наибольшей эффективностью учтены и реализованы все важнейшие принципы педагогики и психологии, и, наконец, ему свойствен постоянный творческий рост, он инициативен в самосовершенствовании.

          

                    2.3 Психология личности спортсмена.

           Личность- понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» обычно включают свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значение для людей поступки. Итак, личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Структуру личности составляют: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

           Способности - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

           Темперамент-  качества, от которых  зависят реакции человека на  других людей и социальные  обстоятельства.

            Характер - качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

            Волевые качества - специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.

           Эмоции и мотивация-  переживание  и побуждение к деятельности.

           Социальные установки- убеждения  и отношения людей.

           Психология личности, как известно, соотносится с учением о способностях, типах темперамента и их свойствах,  типологии характеров и их  формировании, теории воли и волевой  регуляции поведения и развития  воли у человека, психологической  теории эмоций и роли эмоций в жизни человека, психологической теории мотивации и мотивах деятельности. Любая частная ветвь науки опирается в своих изысканиях и решениях на фундаментальные положения общих основ научной мысли, теории и практики, так и в решении психологических задач, касающихся личности волейболиста,  невозможно обойтись без знания психологических основ личности в целом. Личность- продукт социально- исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определенные функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижения успеха возможно лишь при правильном учете индивидуальных особенностей личности волейболиста и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности. Лишь зная индивидуальные особенности личности волейболиста, можно наиболее полно развивать и эффективно использовать его возможности. Личность характеризуется определенной систематичностью, единством и устойчивостью своих качеств. 

Информация о работе Воспитательная работа с юными волейболистами