Воспитательная работа с юными волейболистами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Воспитательная работа с юными спортсменами является составляющей частью психологии. Существует различные виды психологии, и в первую очередь к ней относится психология физического воспитания и спорта.
Психологическая подготовка- это система психологических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов, свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, надежного выполнения в них.
Психологическая подготовка помогает создать такое психическое состояние, которое способствует, наибольшему использованию физических и технических сторон подготовки, а так же противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением и т. д.).
Следует отметить, что при рассмотрение вопросов по подготовке, часто уделяют внимание физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Для тренера по волейболу должна оставаться и психологическая подготовка, так как волейбол имеет обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм и т. д. Что все это может привести к падению спортсмена, а так же команды.

Содержание

Введение
Глава 1 «Анатомо-физиологические основы в воспитательной работе с юными спортсменами»
1.1 Возрастная периодизация
1.2 Физиология нервной системы
1.3 Особенности высшей нервной деятельности человека
1.4 Возрастные особенности условных рефлексов
1.5 Вывод
Глава 2 «Воспитательная работа с юными волейболистами в предсоревновательный и соревновательный периоды (психологический аспект)».
2.1 Игра в волейбол как активное средство воспитательной работы с юными спортсменами
2.2 Психологические особенности тренера
2.3 Психология личности спортсмена
2.4 Социальная психология спортивной группы
2.5 Предсоревновательные психические состояния
2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

           Н. И. Красногорский, изучая  высшею нервную деятельность  ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношения коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте:

  1. Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстры тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют  хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
  2. Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активной стоики при выполнение сложных заданий.
  3. Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки не устойчиво. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.
  4. Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.

           Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой при образования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, корригирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.

         В зависимости от взаимодействия, уравновешенности сигнальных систем И. П. Павлов наряду с 4- мя общими для человека типами выделил специально человеческие типы высшей нервной деятельности:

  1. Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над  второй. К этому типу относятся люди, непосредственно воспринимающие действительность, широко пользующиеся чувственными образами, для них характерно образное, предметное мышление.
  2. Мыслительный тип. Эти люди с преобладанием второй сигнальной системы, «мыслители», с выраженной способностью к абстрактному мышлению.
  3. Большинство людей относятся к среднему типу с уравновешенной деятельностью двух сигнальных систем. Им свойственны как образные впечатления, так и умозрительные  заключения.

           Врожденные свойства нервной  системы не являются неизменными.  Они могут в той или иной  мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

           Пластичность нервной системы  И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и детей неуравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.  

          1.4 Возрастные особенности условных       рефлексов.

           Приспособительные реакции родившегося  ребенка на внешние воздействия  обеспечиваются ориентировочными рефлексами. Условные рефлексы в период новорожденности носят очень ограниченный характер и вырабатываются только на жизненно важные стимулы. С середины первого месяца жизни возникают условные рефлексы на различные первосигнальные стимулы: свет, звук, обонятельные раздражения. Скорость образования условных рефлексов на первом месяце жизни очень мала и быстро увеличивается с возрастом. С первых дней жизни ребенка появляется безусловное торможение. Условное торможение вырабатывается позже. Первые проявления дифференцировок двигательных условных рефлексов отмечены к 20- му  дню жизни, зрительные и слуховые наблюдаются в 3- 4 месяца. Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов.

           В процессе развития ребенка  в выработке новых реакций  все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте, особенно прочны  и сохраняют свое значение в течение всей жизни.  Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условнорефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

           В дошкольном возрасте очень  велика роль подражательного  и игривого рефлекса. Дети копируют  взрослых, их жесты, слова, манеры.

           К концу дошкольного периода  происходят существенные перестройки  во взаимодействии возбудительных  и тормозных процессов. По мере  развития коры больших полушарий  снимается постепенно генерализация  возбудительного процесса. Формируется  и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному  и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов. Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка - все это игрушки, а мебель, посуда - это вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

           К 6- 7 годам улучшается реактивность  на словесные стимулы. Изменятся  характер взаимодействия первой и второй сигнальной систем. У 3- 4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6-7 лет усиливающая активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

            В младшем школьном возрасте  по мере прогрессивного  созревания  коры больших полушарий совершенствуются  сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Развитие процессов коркового торможения создает условия для быстрого и дифференцированного формирования условных связей. Формированию связей в высших отделах ЦНС способствует интенсивное созревание в этом возрасте внутрикорковых ассоциативных путей, объединяющих различные нервные центры. В процессе обучения письму и чтению продолжает интенсивно развиваться обобщающая функция слова. Возрастает значение второй сигнальной системы.

           Некоторые изменения условнорефлекторной  деятельности отмечаются в подростковом возрасте. Начинающееся половое созревание характеризуется повышенной активностью гипоталамуса. Это вызывает изменения баланса корково-подросткового взаимодействия, следствием чего является усиление генерализованного возбуждения и ослабление внутреннего торможения. В сравнении с предыдущей возрастной группой в подростковом периоде затрудняется образование временных связей. Уменьшается скорость образование условных рефлексов как на первосигнальные, так и на второсигнальные раздражители. Особенности высшей нервной деятельности подростков требуют внимательного к ним отношения, продуманной организации учебно-воспитательного процесса.   

                                                

          1.5 Вывод

            Из всего написанного выше, можно  сделать вывод, что если тренер не будет знать анатомо-физиологические особенности спортсменов, то спортсмен и тренер не найдут общего языка. Что, в конечном счете,  может привести  к разладу, и это будет говорить о том, что тренер из него вышел никудышный. И в процессе тренировок тренер не должен заострятся на технической и тактической подготовки, но и на психической (т. е  он должен хорошо знать какой у каждого спортсмена темперамент).

         Глава 2. « Воспитательная работа с юными  спортсменами волейболистами в предсоревновательный и соревновательный периоды  (психологический аспект)».   

          2.1 Игра волейбол как активное  средство воспитательной работы  с юными спортсменами.

           Волейбол - коллективная игра, и успешность действий достигается совместными усилиями всех членов команды. Задачи действия каждого спортсмена диктуются функциями его в команде, но подчинены общим задачам коллектива. Такие понятия, как взаимосвязь, взаимозависимость, взаимопонимание, взаимостраховка, определяют не только степень сыгранности отдельных игроков, звеньев и всей команды в целом, но в известной степени характеризуют и моральные качества спортсменов.

           Психологическая подготовка волейболистов  к предстоящим соревнованиям  или игре осуществляется на  базе общей психологической подготовки  и связана с решением задач, встающих перед спортсменами в конкретном соревновании. К их числу относится:

  1. осознание игроками задач на предстоящую игру;
  2. изучение конкретных условий предстоящих соревнований ( время и место игр, освещенность, температура и т.п. );
  3. изучение сильных и слабых сторон соперника и подготовка к действиям с учетом этих особенностей;
  4. осознание и оценка своих собственных возможностей в настоящий момент;
  5. преодоление отрицательных эмоций, вызванных предстоящей игрой;
  6. формирование твердой уверенности в своих силах и возможностях в выполнение поставленных задач в предстоящей игре.

           Каждый волейболист испытывает  перед игрой, да и во время игры сложные эмоционально- волевые состояния, которые определяются перестройкой  психологических и физиологических процессов в организме. Одни волейболисты испытывают эмоциональный подъём, уверенность в своих силах. Это повышает готовность организма к выполнению предстоящих спортивных действий. У других игроков возникает перевозбуждение или апатия, неуверенность, боязнь поражения- всё это ухудшает готовность организма, снижает возможности спортсмена.

           Одни волейболисты в процессе  тренировки демонстрирует высокое  мастерство, а во время игры  их порой трудно узнать. Различают  четыре вида эмоциональных, предсоревновательных  состояний: 1) состояние боевой готовности; 2) предсоревновательная лихорадка; 3) предсоревновательная апатия; 4) состояние самоуспокоенности.

           Состояние боевой готовности  является самым благоприятным  и характеризует высокую степень  готовности спортсменов к игре. Для данного состояния характерны следующие особенности: общий эмоциональный подъём, бодрость, воодушевление, внутренняя собранность и сосредоточенность на предстоящей спортивной борьбе, наличие активного стремления к достижению победы, уверенность в своих силах, обострение процессов восприятия, внимания, мышления, памяти, соображения и представления.

           Предыгровая лихорадка характеризуется  преодолением процессов возбуждения,  что проявляется в сильном  волнении, неустойчивом эмоциональном  состоянии, быстрой смене одних эмоций другими, совершенно противоположными по содержанию, в отсутствии сосредоточенности, в рассеянности, импульсивности, раздражительности. Внешне данное состояние проявляется в дрожании рук и ног, потливости, повышенной речевой активности и другое.

Информация о работе Воспитательная работа с юными волейболистами