Воспитательная работа с юными волейболистами

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Воспитательная работа с юными спортсменами является составляющей частью психологии. Существует различные виды психологии, и в первую очередь к ней относится психология физического воспитания и спорта.
Психологическая подготовка- это система психологических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов, свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям, надежного выполнения в них.
Психологическая подготовка помогает создать такое психическое состояние, которое способствует, наибольшему использованию физических и технических сторон подготовки, а так же противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность в своих силах, страх перед возможным поражением и т. д.).
Следует отметить, что при рассмотрение вопросов по подготовке, часто уделяют внимание физической, технической и тактической подготовке спортсмена. Для тренера по волейболу должна оставаться и психологическая подготовка, так как волейбол имеет обилие разнообразных тактических комбинаций, эмоциональность борьбы, коллективизм и т. д. Что все это может привести к падению спортсмена, а так же команды.

Содержание

Введение
Глава 1 «Анатомо-физиологические основы в воспитательной работе с юными спортсменами»
1.1 Возрастная периодизация
1.2 Физиология нервной системы
1.3 Особенности высшей нервной деятельности человека
1.4 Возрастные особенности условных рефлексов
1.5 Вывод
Глава 2 «Воспитательная работа с юными волейболистами в предсоревновательный и соревновательный периоды (психологический аспект)».
2.1 Игра в волейбол как активное средство воспитательной работы с юными спортсменами
2.2 Психологические особенности тренера
2.3 Психология личности спортсмена
2.4 Социальная психология спортивной группы
2.5 Предсоревновательные психические состояния
2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности.
Заключение
Приложение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

                                          Содержание:

         Введение

         Глава 1 «Анатомо-физиологические основы в воспитательной работе с юными спортсменами»

           1.1 Возрастная периодизация

               1.2 Физиология нервной системы

               1.3 Особенности высшей нервной  деятельности человека

               1.4 Возрастные особенности  условных  рефлексов

               1.5 Вывод

           Глава 2 «Воспитательная работа  с юными волейболистами в предсоревновательный  и соревновательный периоды (психологический  аспект)».

               2.1 Игра в волейбол как  активное  средство воспитательной    работы с юными спортсменами

                  2.2 Психологические особенности  тренера

                  2.3 Психология личности спортсмена

                  2.4 Социальная психология спортивной  группы

                  2.5 Предсоревновательные психические  состояния

                  2.6 Экстремальные ситуации соревновательного характера как фактор, снижающий результативность в спортивной деятельности.

              Заключение

              Приложение 

              Список используемой литературы 
     
     
     
     
     
     

         Введение

           Воспитательная работа с юными  спортсменами является составляющей частью психологии. Существует различные виды психологии, и в первую очередь к ней относится  психология физического воспитания и спорта.

            Психология физического воспитания  и спорта- это та отрасль психологической  науки, которая изучает закономерности проявления, развитие и формирование психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно- тренировочной и соревновательной деятельности. Физическое воспитание является важнейшим элементом  в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущи педагогическому процессу. В физическом воспитание четко определена роль педагога- специалиста, место и функции воспитываемых, их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера. 

         Цель  всех воспитательной работы педагога, тренера- обеспечение в конечном счете формирование гармонически развитого юного спортсмена. Необходимо, чтобы эта цель выражала определённую совокупность качеств его личности, формирование которых не дублировалась бы другими образовательно-воспитательными процессами в общественных организациях, а дополняло их воспитательное влияние.

         Система спортивной тренировки- понятие значительно  более широкое  по глубине и  содержанию, чем спортивная тренировка и представляет собой совокупность различных знаний, методов, средств, организационных форм и условий  взаимодействия между собой на основе определённых принципов, правил и обеспечивающая наилучшую степень готовности спортсмена к достижениям.

         Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях  и достижение высоких спортивных результатов возможно при условии  всех сторон подготовки.  Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно только высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности. А чтобы добиться полного успеха в соревнованиях, тренеры очень хорошо изучают психические особенности спортсменов. И поэтому тема «Психологические особенности спортсменов» очень актуальна в настоящие время, так как в предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психологические процессы и состояния, возрастает значение  психологических факторов.

         Цель  моей работы, изучить как психологические  особенности тренера, психологическая  подготовка и другие особенности  влияют на воспитательную работу с  юными волейболистами. Это нужно  мне для того чтобы лучше понять всю систему различных сторон подготовки юных волейболистов, в том числе хорошо изучить и их психические состояния. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Глава 1. Анатомо-физиологические основы в                      воспитательной работе с юными спортсменами.

                     1.1 Возрастная периодизация.

           Физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений  и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого является схема соотношения возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания (приложение, схема 1: Соотношение возрастных периодов индивидуального физического развития (в онтогенезе) и доминирующих форм (видов и разновидностей) многолетнего процесса физического воспитания).

           В процессе онтогенеза отдельные  органы и системы созревают  постепенно и завершают своё  развитие в разные сроки жизни.  Эта гетерохрония созревания  обуславливает особенности функционирования  организма детей разного возраста. Гетерохрония  созревания органов и систем в постнатальном онтогенезе определяет специфику функциональных возможностей детей разного возраста, особенности его взаимодействия с внешней средой. Периодизация развития детского организма имеет важное значение для педагогической практики и охраны здоровья ребенка.

           Распространенная в настоящие  время возрастная периодизация  с выделением периода новорожденности,  ясельного, дошкольного и школьного  возраста, подразделяющегося в свою очередь на младший, средний и старший школьный возраст, отражает скорее существенную систему детских учреждений, нежели системные возрастные особенности. В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Симпозиум по проблеме возрастной периодизации, предложили следующую схему, которое имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

                      I новорожденный- 1- 10 дней;

                      II грудной возраст- 10 дней- 1 год;

                      III раннее детство- 1-3 года;

                     IV первое детство- 4- 7 лет;

                     V второе детство- 8-12 лет мальчики, 8- 11 девочки;

                     VI подростковый возраст- 13- 16 лет  мальчики, 12- 15 лет девочки;

                     VII юношеский возраст- 17- 21 год юноши, 16- 20 девушки.

           Критерии такой периодизации  включали в себя комплекс признаков,  расцениваемых как показатели  биологического возраста: размеры  тела и органов, массу, окостенение  скелета, прорезывание зубов,  развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. В этой схеме учтены особенности мальчиков и девочек. Однако вопрос о критериях биологического возраста, в том числе выявление наиболее информативных показателей, отражающих функциональные возможности организма, которые могли бы явится основой возрастной периодизации, требует дальнейшей разработки.

           Каждый возрастной период характеризуется  своими специфическими особенностями.  Переход от одного возрастного  периода к последующему обозначают  как переломный этап индивидуального развития, или критический период.

           Продолжительность отдельных возрастных  периодов в значительной степени  подвержена изменениям. Как хронологические  рамки возраста, так и его характеристики  определяют, прежде всего, социальными факторами.

            Также для каждого возрастного  периода характеристиками имеются  индивидуальные особенности развития. Они варьируют и зависят от  состояния здоровья, условий жизни, степени развития нервной системы. 

                        1.2  Физиология нервной системы.

           Значение нервной системы: нервная система, основными функциями которой является быстрая, точная передача информации и её интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействия с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к  изменяющим условиям внешней и внутренней. С помощью нервной системы осуществляется приём и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций - осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь. Все эти сложные функции осуществляется огромным количеством нервных клеток- нейронов, объединенных в сложнейшие нейронные цепи и центры.

           Строение нервной системы состоит  из спинного и головного мозга. Спинной мозг представляет собой длинный тяж. Он заполняет полость позвоночного канала и имеет сегментарное строение, соответствующие строению позвоночника. В спинном мозге находятся рефлекторные центры мускулатуры туловища, конечностей и шеи. С их участием осуществляется сухожильные рефлексы в виде резкого сокращения мышц, рефлексы растяжения, сгибательные рефлексы, разные рефлексы, направленные на поддержание определенной позы. Деятельность спинного мозга у человека в значительной степени подчинена координирующим влиянием вышележащих отделов ЦНС.

           Обеспечивая осуществление жизненно  важных функций, спинной мозг  развивается раньше, чем другие  отделы нервной системы. Когда  у эмбриона головной мозг находится  на стадии мозговых пузырей, спинной мозг достигает уже значительных результатов. На ранних стадиях развития плода спинной мозг заполняет всю полость позвоночного канала. Затем позвоночный столб обгоняет в росте спинной мозг, и к моменту рождения он заканчивается на уровне третьего поясничного позвонка. У новорожденных длина спинного мозга 14- 16 см, к 10 годам она удваивается. В толщину спинной мозг растет медленно. На поперечном срезе спинного мозга детей раннего возраста отмечается преобладание передних рогов над задними.

           Спинной мозг непосредственно переходит в стволовую часть головного мозга, расположенную в черепе. Прямым продолжением спинного мозга является продолговатый мозг, который вместе с мостом мозга (варолиев мост) образует задний мозг. Его нервные клетки образуют нервные центры, регулирующие рефлекторные функции сосания, глотания, пищеварения, сердечно- сосудистой и дыхательной систем, а также ядра V- XII пар черепных нерв и  парасимпатических нервных волокон, идущих в их состав. Необходимость реализации перечисленных жизненно важных функций с момента рождения ребёнка определяет степень зрелости структур продолговатого мозга уже в период новорожденности. К 7 годам созревания ядер продолговатого мозга в основном заканчивается.

           В процессе развития ребенка  усиливаются влияние высших отделов ЦНС, соответственно совершенствуется приспособительный регулирующий характер воздействия вегетативной нервной системы на деятельность внутренних органов. Все отделы вегетативной нервной системы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенном в промежуточном мозге. К центрам вегетативной нервной системы приходят импульсы от ретикулярной формации ствола мозга, мозжечка, подкорковых ядер и коры больших полушарий. 

         1.3 Особенности высшей нервной деятельности           человека.

           Условнорефлекторная деятельность зависит от индивидуальных свойств нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены наследственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типом высшей нервной деятельности. Формирование индивидуально- типологических особенностей в процессе онтогенеза определяется постепенностью созревания высших нервных центров. Как будет показано ниже, в процессе развития ребенка происходит изменение  взаимоотношений коры больших полушарий и подкорковых структур. Это обуславливает особенности возбудительного и тормозного процессов в детской возрасте, а следовательно, и специфику проявления типологических особенностей.

Информация о работе Воспитательная работа с юными волейболистами