Формирование системы спортивного образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в области детско-юношеского спорта в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 1507-р) Целью настоящего документа является совершенствование государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......2 1.Формирование системы спортивного образования в РФ………………….…..4
1.1.Первые спортивные образовательные учреждения в России………..…..….4
1.2.Развитие спортивного образования в СССР …………………………….…11
2. Современная система спортивного образования в РФ ..…………………... 15
2.1.Структура современной системы спортивного образования РФ………….15
2.2 ГОСТЫ и образовательные программы спортивного образовани.………..26
Заключение………………………………………………………..……………… 33
Список использованных источников и литературы………………….……...... 35

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 59.61 Кб (Скачать)

      Сами же дети все более настойчиво  заявляют о своих правах, интересах,  нуждах; и не только заявляют, но и находят пути их удовлетворения. Одновременно дети отмечают обострение  противоречий между различными  возрастными категориями, обращают  внимание взрослых на то, что  им плохо живется в ситуации  общего цинизма, агрессии, жестокости.

       Вполне благополучные, на первый  взгляд, современные дети испытывают  страх перед своим будущим,  боятся стать взрослыми, болезненно  переносят обман, предательство,  одиночество, в основном надеются  только на себя и частично  на родителей; не доверяют политическим  лидерам; имеют собственное мнение  о переустройстве общества; хотят  заработать деньги, дабы иметь  при вхождении во взрослую  жизнь «обеспеченный» тыл; отстаивают  право на раннюю экономическую  самостоятельность; изъявляют желание  заниматься искусством, бизнесом; не  считают нужным для себя служить в армии; осознают свое бесправное положение в обществе; признают драку вполне цивилизованным способом борьбы за свои права.

      И в этой связи возрастает  роль дополнительного образования  детей. Дополнительное образование  формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной  личности, здесь ребенок может  избавиться от привычки действовать  только по подсказке. Он удовлетворяет  свои творческие потребности,  развивает интересы, усваивает знания  в том темпе и объеме, которые  ему позволяют его индивидуальные  способности.

      Известно, что Закон РФ «Об  образовании» не определяет дополнительное  образование детей как действующее  в рамках стандартов. Содержание  дополнительного образования не  стандартизируется — оно безбрежно:  работая с ребенком в соответствии  с его интересами, его выбором,  мы можем идти и вширь, и  ввысь, и вглубь.

      Но действие Закона РФ «Об  образовании» распространяется  и на дополнительное образование,  а, следовательно, должны быть  определены требования, некие правила,  которыми руководствуются и работники  дополнительного образования от  педагога до руководителя. В законе  есть статья о содержании образования,  она приемлема к любому его  виду, формирует определенные государственные  требования, при этом мы хотим  выявить особенность, специфику  содержания дополнительного образования  детей.

      Один из главных вопросов для  нас: насколько городская система  дополнительного образования детей  в Москве готова подчиняться  общим требованиям к системе  образования? Какой должна быть  наша образовательная программа?  Как должен выглядеть наш учебный  план?

      Сегодня мы можем сказать, что  прошедшие восемь лет не прошли  даром, в результате экспериментальной  деятельности, а то и методом  «проб и ошибок» мы нашли  основания для построения образовательной  программы, что может изменить  отношение к содержанию дополнительного  образования детей.

      Главная ценность для нас —  личностная. Мы имеем дело со  свободным ресурсом ребенка. Сформированная  в соответствии с Законом Российской  Федерации «Об образовании» система  дополнительного образования детей  в Москве адекватна требованиям,  предъявляемым к этому виду  образования на федеральном уровне.

      Дополнительное образование в  Москве доступно всем детям  и каждому ребенку. Его качество  гарантируется образовательными  программами, выполнение которых  отслеживается окружными управлениями  образования и Московским комитетом  образования. Образовательный процесс  организуется в соответствии  с выстроенными в педагогически  целесообразной логике требованиями  и нацелен на развитие у  детей мотивации к познанию  и творчеству.

      Комитет образования совместно  с окружными управлениями и  образовательными учреждениями  города последовательно проводит  работу по развитию городской  системы дополнительного образования  детей.

     Опыт организации процесса становления  и развития московской городской  системы дополнительного образования  детей позволяет признать, что  предпринятые Московским комитетом  образования меры для целенаправленного  оформления различных педагогических  инициатив по использованию в  интересах личности, общества и  государства процессов воспитания  и обучения детей Москвы в  образовательную систему обеспечили  позитивные результаты. Удалось  не только сохранить материальную  основу системы дополнительного  образования, но и заметно нарастить  интеллектуально-творческий и программно-методический  потенциал, способный при определенных  условиях решать во взаимосвязи  и взаимозависимости задачи воспитания  и обучения московских детей.  По состоянию на 01.01.01 основные  показатели, характеризующие состояние  системы дополнительного образования  детей, не претерпели негативных  изменений в сравнении с 1995 годом. Стабильность сети, контингента  обучающихся, количество объединений  по основным видам деятельности  в системе дополнительного образования подтверждает востребованность этого вида образования, его современный статус, а также правильность действий, предпринятых Московским комитетом образования.

      Вопросы развития системы дополнительного  образования детей («Инновационная  деятельность Московского городского  Дворца творчества детей и  юношества в контексте реализации  программы «Столичное образование» (1995), «О результатах проверки  учреждений дополнительного образования  детей» (1999)), рассматривались на  коллегиях Комитета, городской инспекцией, контрольно-ревизионным управлением,  в ходе комплексных проверок  окружных управлений образования.

      Основными факторами, определившими  развитие системы дополнительного  образования детей в Москве, стали:  развитие системы дополнительного  образования детей во всех  типах и видах образовательных  учреждений; повышение эффективности  и качества работы образовательных  учреждений дополнительного образования  детей; укрепление связи науки  и практики; взаимодействие учреждений  дополнительного образования детей  с учебными учреждениями среднего  и высшего профессионального  образования; распространение передового  педагогического опыта; информационное  обеспечение системы дополнительного  образования детей через телевидение,  радио, прессу; организация программно-методической  службы; создание системы предъявления  результатов образовательной деятельности  детей в Москве (фестивали, выставки, конкурсы и т.д.); обеспечение межведомственного  подхода в области реализации  интересов детей, создания социокультурной  инфраструктуры детства в Москве.

      Свыше 35% обучающихся занимаются  в свободное время разными  видами образовательной деятельности. Наибольшее число учащихся Москвы  занимается в учреждениях дополнительного  образования детей Восточного, Северо-Восточного, Юго-Восточного, Центрального, Южного  учебных округов. В 121 образовательном  учреждении дополнительного образования детей реализуется более 3 тыс. программ дополнительного образования.

      Образовательный процесс оснащен  разноуровневыми образовательными  программами. Расширена сеть образовательных,  учреждений дополнительного образования  детей, за последние 5 лет открыто  11 новых учреждений. Сохранено видовое  многообразие учреждений дополнительного  образования детей. Наиболее активно  развивалась сеть учреждений  дополнительного образования детей  в Северо-Западном, Северо-Восточном,  Северном, Юго-Западном учебных округах.  Проведены три Московских региональных  конкурса авторских образовательных  программ, что позволило зарегистрировать, провести экспертизу и сертифицировать  более 200 образовательных программ, которые соответствуют нуждам, потребностям  и возможностям конкретных детей,  семей, общностей

      Смысл развития городской системы  дополнительного образования детей  состоит, прежде всего: в сохранении  и культивировании уникальности  каждого московского ребенка  в постоянно меняющемся социальном  окружении; в удовлетворении естественной  потребности детей в познании  себя, осмыслении себя в окружающем  мире, обретении способности сохранять  свою свободу, не мешая другим; в формировании устойчивой сопротивляемости  развивающейся личности разрушительным  воздействиям.

      Расширена сеть образовательных  учреждений дополнительного образования  детей. В 2000/2001 учебном году, по  статистическим данным (на 1.10.2000), в  Москве действуют 123 учреждения  дополнительного образования детей  (в 1995г. — 108) с контингентом  обучающихся 218 644 (1995 — (без спортивных  школ) 156 041).

      В целях дальнейшей рационализации  сети образовательных учреждений  к 2000/2001 учебному году открыты  учреждения дополнительного образования  детей в Северном, Юго-Западном, Северо-Восточном  округах. Благодаря целенаправленной  работе управления образования Зеленограда, бывшие 5 филиалов Дворца творчества перешли в статус самостоятельных учреждений дополнительного образования.

      Анализ контингента обучающихся  в учреждениях дополнительного  образования показывает, что в  большей степени услугами учреждений  данного типа пользуются подростки  11-15 лет (в учреждениях городского  подчинения — 51,8%).

      Занятия в учреждениях проводятся  в основном во второй половине  дня. Более 60% детей занимается  в основных зданиях. Стремясь  оказать более широкий спектр  услуг, учреждения открывают объединения  на базе других образовательных  учреждений, максимально приближая  их к месту жительства детей.

      Содержание дополнительного образования  детей обусловлено функциями  свободного времени детей и  содержит: рекреативно-оздоровительное  развитие ребенка; организацию  социального опыта; психолого-педагогическую  помощь детям в индивидуальном  развитии; персонификацию объемов  и темпов усвоения программ  дополнительного образования. 

      В городе обеспечено научное  сопровождение системы дополнительного  образования. В 1999 году в структуре  МИПКРО создан Центр социализации  и методики дополнительного образования,  в августе 2000 года сформированы  два временных творческих коллектива  для разработки теоретико-методологических  и методических основ дополнительного  образования. К разработке проблемы  дополнительного образования привлечено  более 20 докторов наук и более  60 кандидатов наук. На разных этапах  приняли участие, внесли свой  вклад:

      На планово-системной основе создан  и функционирует экспертный совет  по дополнительному образованию  детей, регулярно проводятся проблемные  семинары для директоров учреждений  дополнительного образования, организационно-деловые  игры. Организована деятельность 5 экспериментальных  городских площадок по проблемам  дополнительного образования («Экология  детства» на базе трех учреждений  дополнительного образования городского подчинения: Центра дополнительного образования «Россия», Центра внешкольной работы и Центра творчества детей и юношества Южного округа), что позволяет проверять в экспериментальном режиме инновационные идеи, разрабатывать и реализовывать образовательные программы, формировать комплект образовательных программ и методических материалов к ним.

      Обновлению содержания дополнительного  образования детей, развитию творческого  потенциала и повышению профессиональной  квалификации педагогов, выявлению  и распространению передового  педагогического опыта способствуют  конкурсы авторских образовательных  программ. Авторами программ являются  педагоги дополнительного образования,  методисты. Проведено три московских  конкурса авторских образовательных  программ. На конкурс были представлены  программы по основным направлениям  деятельности, что позволило, провести  экспертизу и сертифицировать  более 200 авторских — оригинальных  и модифицированных — образовательных  программ дополнительного образования  детей.

      Традиционной стала городская  научно-практическая конференция  «Развитие личности. Опыт. Проблемы, Поиск», организуемая на базе  учебных округов (Южный, Восточный,  Юго-Западный, Северо-Западный, Зеленоград).

      Развитие системы дополнительного  образования детей в городе  обеспечивается при поддержке  префектур административных округов  и управление муниципальных районов.

      Управление системой дополнительного  образования детей осуществляется  Московские комитетом образования,  специалистами по вопросам воспитания  и дополнительного образования  в окружных управлениях, городскими  учреждениями дополнительного образования.

      Управление социального воспитания, международных и межрегиональных  программ Комитета образования  обеспечивает единство требований  к организации образовательного  процесса.

Информация о работе Формирование системы спортивного образования в РФ