Формирование системы спортивного образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в области детско-юношеского спорта в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 1507-р) Целью настоящего документа является совершенствование государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......2 1.Формирование системы спортивного образования в РФ………………….…..4
1.1.Первые спортивные образовательные учреждения в России………..…..….4
1.2.Развитие спортивного образования в СССР …………………………….…11
2. Современная система спортивного образования в РФ ..…………………... 15
2.1.Структура современной системы спортивного образования РФ………….15
2.2 ГОСТЫ и образовательные программы спортивного образовани.………..26
Заключение………………………………………………………..……………… 33
Список использованных источников и литературы………………….……...... 35

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 59.61 Кб (Скачать)

План: 

Введение………………………………………………………………………......2 1.Формирование системы спортивного образования в РФ………………….…..4

1.1.Первые спортивные  образовательные учреждения в  России………..…..….4

1.2.Развитие спортивного образования в СССР …………………………….…11

2. Современная система спортивного образования в РФ ..…………………... 15

 2.1.Структура современной системы спортивного образования РФ………….15

2.2 ГОСТЫ и образовательные программы спортивного образовани.………..26

Заключение………………………………………………………..……………… 33

Список использованных источников и литературы………………….……...... 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение 

     1.Актуальность  темы:  Общеизвестно, что физкультурно-спортивное  движение, составной частью которого  является детско-юношеский спорт  - это наиболее универсальный  способ физического, духовного  развития и оздоровления личности, однако его возможности используются  не в полной мере.

     2.Проблема: Проблема детского и юношеского  спорта в РФ, это главным образом   недостаточное пропагандированние  здорового образа жизни и ценностей  детско-юношеского спорта (ДЮС); ухудшается  состояние здоровья населения;  отмечаются слабые физическая  подготовленность и физическое  развитие подрастающего поколения;  реальный объем двигательной  активности детей, подростков  и учащейся молодежи не обеспечивает  полноценного гармоничного развития  и укрепления здоровья; финансирование  сферы ФКС не обеспечивает  развития массового спорта и  спорта высших достижений; многократно  повысилась стоимость физкультурно-спортивных  услуг; не используются возможности  спорта высших достижений в  решении экономических и социальных  проблем;  физическое воспитание  и спорт слабо используются  для воспитания и оздоровления  подрастающего поколения. Сведена  к минимуму физкультурно-оздоровительная  работа по месту жительства. Не  проявляется забота о создании  материально-технической базы для  занятий молодежи физкультурой  и спортом во дворах и микрорайонах. Стали недоступны для проведения  массовых занятий

    3. Цель и конкретные задачи, формулировка  объекта:

Государственная политика в области детско-юношеского спорта в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в   Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 1507-р)  Целью настоящего документа  является совершенствование государственной  политики, направленной на повышение  роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях.

    Основными задачами в сфере развития физической культуры и спорта являются: обеспечение  гражданам Российской Федерации  возможности заниматься физической культурой и спортом; формирование у населения, особенно у детей  и молодежи, устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой  и спортом, здоровому образу жизни, повышению уровня образованности в  этой области; разработка и реализация федеральных и региональных нормативных  правовых актов, целевых программ, направленных на создание необходимых условий  для развития физической культуры и  спорта; улучшение качества физического  воспитания населения, проведение мониторинга  физической подготовки и физического  развития детей и молодежи; совершенствование  деятельности спортивных клубов и создание молодежных центров досуга; укрепление материально-технической базы для  занятий физической культурой и  спортом, особенно в общеобразовательных  школах и других учебных заведениях; создание условий для развития спорта высших достижений и профессионального  спорта; создание эффективной системы  подготовки спортивного резерва..

    4. Предмет: Общеизвестно, что физкультурно-спортивное  движение, составной частью которого  является детско-юношеский спорт  - это наиболее универсальный  способ физического, духовного  развития и оздоровления личности, однако его возможности используются  не в полной мере, что обусловлено  следующими обстоятельствами:  недостаточно  ведется пропаганда здорового  образа жизни и ценностей детско-юношеского  спорта (ДЮС); ухудшается состояние  здоровья населения; отмечаются  слабые физическая подготовленность  и физическое развитие подрастающего  поколения; реальный объем двигательной  активности детей, подростков  и учащейся молодежи не обеспечивает  полноценного гармоничного развития  и укрепления здоровья; финансирование  сферы ФКС не обеспечивает  развития массового спорта и  спорта высших достижений; многократно повысилась стоимость физкультурно-спортивных услуг; не используются возможности спорта высших достижений в решении экономических и социальных проблем;  физическое воспитание и спорт слабо используются для воспитания и оздоровления подрастающего поколения. Сведена к минимуму физкультурно-оздоровительная работа по месту жительства. Не проявляется забота о создании материально-технической базы для занятий молодежи физкультурой и спортом во дворах и микрорайонах. Стали недоступны для проведения массовых занятий многие физкультурно-спортивные сооружения, бассейны, стадионы.

    5. Исследование: Специалистами установлено,  что объем двигательной активности, необходимый для улучшения уровня  здоровья и физической подготовленности  молодого организма, составляет  лишь 25% от необходимого, что неизбежно  ведет к уменьшению продолжительности  жизни. 

    Отсутствие  государственной системы мониторинга  и коррекции физической подготовленности детей, подростков и молодежи привело  к резкому снижению управляемости  процессом физического воспитания и спортивной подготовки.

    6.Определение  степени изученности проблемы (вопроса): Важнейшим компонентом процесса  развития массовых форм физкультурно - спортивной деятельности является  участие в нем средств массовой  информации. Однако, несмотря на  то, что в рейтинге молодежных  интересов занятия спортом занимают  одно из ведущих мест, СМИ, и  прежде всего государственные,  неадекватно реагируют на эти  вопросы. Системная работа по  пропаганде и популяризации детско-юношеского  спорта не ведется. 

    Успешность  развития физической культуры и массового  детско-юношеского спорта во многом определяется эффективностью процесса физического  воспитания в дошкольных и общеобразовательных  учреждениях на основе увеличения физической активности обучающихся путем расширения учебных и внеучебных форм физического  воспитания, физкультурно - оздоровительной  и спортивно-массовой работы, развития сети спортивных школ как центров с привлечением финансовых и материальных средств муниципалитетов, спонсоров и других источников финансирования.

    Основополагающую  роль в подготовке спортивного резерва  в сборные команды России по видам  спорта играют, как и прежде, спортивные школы. Система подготовки спортивных резервов, созданная более полувека назад, зарекомендовала себя своей  устойчивостью. Тенденция к замедлению роста числа спортивных школ, наметившаяся в середине 90-х годов, сменилась  в последние годы стабилизацией  и некоторым их ростом, а также  количеством занимающихся в них.

    7.Методологические  приемы решения поставленных  задач: несмотря на то, что сегодня  дополнительное образование детей  несет на себе отпечаток прошлого  отношения к нему, в нем появляются  совершенно новые черты.

    Во-первых, развернулась целая сеть учреждений дополнительного образования детей, и появилось бесчисленное множество  дополнительных образовательных услуг.

      Во-вторых, дополнительное образование  детей приобрело гибкость, невероятную  для такой консервативной сферы,  как образование и педагогика.

    В-третьих, отмечается явная тенденция к  дальнейшему интенсивному развитию и экстенсивному росту сферы  действия дополнительного образования  детей. Городская система дополнительного  образования детей в Москве —  явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом  качеств, которых нет (или они  слабо выражены) у основного: личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; многофункциональность; разноуровневость.

    Разнообразие  содержания, форм, методов образования  как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования  как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции  обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Дополнительное образование детей — составная часть образовательной системы Москвы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Формирование системы  спортивного образования  в РФ

     1.1.Первые  спортивные образовательные  учреждения в России

       

    Начиная с 90-х гг. в России формируется  национальная система управления физической культурой и спортом (ФКС), по сути подразумевающая разделение массового  спорта и спорта высших достижений. Следует отметить, что, сравнивая  практику управления ФКС в России и за рубежом, можно проследить стремление соединить в отечественной системе  управления некоторые достижения зарубежного  опыта, которые способствовали значительному  развитию сферы спорта. Однако на практике попытка разделить компетенцию  государственных органов управления как по вертикали, так и по горизонтали  в отношении массового спорта и спорта высших достижений не принесла ожидаемых результатов. В действующей  системе управления сохраняются  черты централизованной системы, которая  не способна удовлетворить существующие социальные запросы, а также быстро и эффективно реагировать на их изменения. Поэтому следует согласиться  с мнением многих специалистов о  том, что управление сегодня не выполняет  возложенных на него функций и  не способствует развитию ФКС в стране. Таким образом, необходимо создание такой научно обоснованной системы  управления массовым спортом в рамках ФКС, которая способствовала бы его  развитию в соответствии с интересами государства и требованиями общества и функционирование которой позволило  бы сочетать достижение экономической  эффективности и социальный характер в деятельности организаций и  учреждений массового спорта.

    По  нашему мнению, необходимо признание  отраслевого статуса ФКС. В данных условиях основную управляющую и  координирующую функцию должен выполнять  орган федерального управления - условно  назовем его Министерство мосспорта  РФ, в состав которого входят два  направления - массовый спорт и спорт  высших достижений, включающий, в свою очередь, любительский и профессиональный спорт. На Министерство совместно с общественными организациями в соответствии с зарубежным опытом следует возложить всю компетенцию по управлению спортом высших достижений, с тем, чтобы освободить региональные и местные органы управления от финансирования и организационной поддержки любительского и профессионального спорта. Причем развитие массового спорта должно стать обязанностью региональных органов управления, а участие в развитии спорта высших достижений может иметь статус компетенции. Органы местного управления должны принимать участие в разработке всех решений по развитию массового спорта, исходящих из федерального уровня управления.

    В связи с этим все финансовые ресурсы  региональных и местных органов  управления по статье "Отрасль ФКС" будут направляться преимущественно  на массовый спорт. При этом необходимо разработать систему контроля действий органов управления по финансированию массового спорта.

      Обеспечение общедоступности ряда  услуг требует нормирования выделения  и распределения средств. Данную  задачу решает система государственных  минимальных социальных стандартов.

      Большую роль в развитии массового  спорта должно сыграть стимулирование  вовлеченности юридических и  физических лиц в массовый  спорт. Как показывает зарубежная  практика, большое значение для  развития массового спорта имеет  экономическая заинтересованность  людей в занятиях спортом. Так,  к примеру, во многих странах  платежи за спортивные занятия  детей вычитаются родителями  из суммы доходов, подлежащих  обложению подоходным налогом.  Поскольку подобная практика  существует в России в отношении  некоторых расходов, целесообразно,  по нашему мнению, распространить  ее и на спортивную сферу.  Также значительную роль играет  отношение работодателей к спортивным  занятиям сотрудников. Количество  спортивных залов и групп при  предприятиях постепенно увеличивается,  работодатели понимают, какой экономический  эффект может оказать спорт  на работоспособность персонала. 

Информация о работе Формирование системы спортивного образования в РФ