Формирование системы спортивного образования в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Государственная политика в области детско-юношеского спорта в соответствии с Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 1507-р) Целью настоящего документа является совершенствование государственной политики, направленной на повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни граждан и достойное выступление российских спортсменов на Олимпийских играх и других международных соревнованиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......2 1.Формирование системы спортивного образования в РФ………………….…..4
1.1.Первые спортивные образовательные учреждения в России………..…..….4
1.2.Развитие спортивного образования в СССР …………………………….…11
2. Современная система спортивного образования в РФ ..…………………... 15
2.1.Структура современной системы спортивного образования РФ………….15
2.2 ГОСТЫ и образовательные программы спортивного образовани.………..26
Заключение………………………………………………………..……………… 33
Список использованных источников и литературы………………….……...... 35

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 59.61 Кб (Скачать)

      Прогрессивные идеи в области  физического воспитания детей  начинают активно воплощаться  в жизнь во второй половине XIX-начале XX в., когда в России начинают  создаваться опытные частные  школы для детей – новый  тип учебных заведений. Большое  значение для развития физической  культуры имело возникновение  в это время нового типа  организаций – общественных физкультурно-спортивных  организаций. Они пропагандировали  здоровый образ жизни, занятия  гимнастикой, спортом и туризмом  для широкого круга населения,  готовили актив энтузиастов, преподавателей. Таких организаций в России  к 1914 году было создано около  360[1]. Спортивные организации (союзы)  не обладали правами юридического  лица, не могли приобретать и  отчуждать недвижимое имуществ, образовывать капиталы, заключать  договоры, вступать в обязательства, а также искать и отвечать на суде. Цели их были исключительно неимущественные.

      Как видно, до революции развитие  физической культуры и спорта  шло преимущественно под управлением  Министерства народного просвещения  и Военными министерствами.       

      Двумя годами позже, в 1913 году  была создана Канцелярия главного  наблюдающего за физическим развитием  народонаселения Российской империи.  Канцелярия стала первым органом  государственного управления по  развитию физической культуры  и спорта.

      При всем внимании государственным  органов к развитию спорта  в стране, он занимал весьма  скромное место в общественной  жизни. Предпосылки для дальнейшего  развития спорта, безусловно, созданы  были, однако физическое воспитание  и спорт существовали благодаря  энтузиазму и меценатству прогрессивных  слоев русской интеллигенции. 

      Первая мировая война и революционные  перемены на десятилетия отлучили  нашу страну от олимпийского  движения. После 1917 года олимпийский  комитет был упразднен «за  ненадобностью». И лишь когда  в послевоенном Советском Союзе  наладилась мирная жизнь, стал  возрождаться большой спорт, руководство  страны приняло решение вступить  в олимпийскую семью.

      Однако неучастие молодого советского  государства в международных  играх не повлияло на развитие  спорта внутри страны – здесь  все шло достаточно интенсивно. Гражданская война диктовала  свои условия развития физической  культуры – физическая культура  должна была способствовать подготовке  физически развитых бойцов. Для  достижения этой цели в 1918 году  было образовано Главное управление  всеобщего военного обучения  и формирования резервных частей  Красной Армии, имевшее в своем  составе отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в армии и допризывников.

   27 июня 1923 г. был принят Декрет  ВЦИК РСФСР «Об образовании  высшего и местных советов  физической культуры трудящихся  РСФСР». На них возлагалось стратегическое  управление в сфере физического  воспитания трудящихся. В 1930 г.  Высший совет физической культуры (ВСФК) был переименован во Всесоюзный  совет физической культуры при  Правительстве СССР. 21 июня 1936 г.  Совет Народных Комиссаров подписал  постановление «Об образовании  Всесоюзного комитета по делам  физической культуры и спорта  при СНК СССР» (ВКФКС), на который  дополнительно были возложены  функции управления в спорте. В 1953 г. Спорткомитет ввели  в структуру Министерства здравоохранения,  но через девять месяцев вернулись  к прежней системе управления, а в период 1960—1968 гг. в стране  функционировал Центральный совет  Союза спортивных обществ и  организаций СССР — общественный  орган управления. Однако такая  система управления была признана  нецелесообразной. Практика выявила  ошибочность подобного подхода  к руководству физкультурно-спортивным  движением.

      В 30—50-е гг. советская физическая  культура и спорт становятся  частью идеологии тоталитарного  режима. Научно-методическое обеспечение  физического воспитания и спорта  в довоенное время осуществлялось  в основном в шести имеющихся  институтах физической культуры (ИФК) и в созданном в 1933 г.  Центральном научно-исследовательском  институте физической культуры  и спорта. Основные усилия науки  в СССР были направлены на  развитие спорта высших достижений, который рассматривался как средство  демонстрации преимущества социалистической  системы над капиталистической.

      Программной и нормативной основой  советской системы физического  воспитания в период 30—80-х гг. являлся Всесоюзный физкультурный  комплекс «Готов к труду и  обороне СССР» (ГТО), который отражал  уровень физической подготовленности  различных групп населения страны, определял нормативы в сфере подготовки спортсменов. Изменения его прикладного содержания были обусловлены в основном спецификой того или иного исторического этапа развития государства.

      Нормативной основой физической  подготовленности в сфере спорта  в СССР являлась «Единая всесоюзная  спортивная классификация» (ЕВСК), которая  была создана в 1935—1937 гг. Она  отражала развитие спортивной  направленности в системе физического  воспитания в СССР и регламентировала  выполнение спортивных разрядов  и званий по отдельным видам  спорта.

      После Великой Отечественной  войны в СССР, а также и в  других мировых державах приоритетное  развитие получил спорт высших  достижений. В него вкладывались  основные материально-технические  и финансовые средства. Спорт  высших достижений стал своеобразным  полигоном соперничества двух  идеологических систем — социалистической  и капиталистической. Следствием  этой конкуренции и являлось  то, что львиная доля средств  в СССР шла именно на спорт  высших достижений, а массовая  физическая культура была на  «голодном пайке».

      Важными моментами развития спорта  высших достижений в нашей  стране стали вступление советских  спортивных организаций в международные  спортивные федерации (МСФ) и  начало участия в Олимпийских  играх, чемпионатах мира и Европы. В 1951 году был создан Национальный  олимпийский комитет СССР, его  председателем был избран один  из руководителей Всесоюзного  комитета по делам физической  культуры и спорта, Константин  Андрианов. 

      Однако на этот раз создание  национальной олимпийской организации  со столь громким названием  ничего не меняло и не гарантировало  возможности принимать участие  в Играх. Последнее слово оставалось  за членами МОК. 28 голосами «за»  против 18 Российский НОК был признан  МОК, а, следовательно, отныне  СССР мог принимать участие в мировых олимпийских турнирах. Начался новый отсчет отечественной олимпийской истории.

      В 30-50-х гг. в СССР были созданы  всесоюзные секции по большинству  видов спорта, получивших развитие  в стране (в 1959 преобразованы в  спортивные федерации). Всесоюзные  спортивные федерации организуются  при Комитете по физической  культуре и спорту при Совете  Министров СССР и ЦК ДОСААФ  для содействия им в массовом  развитии физической культуры  и спорта и повышении мастерства  спортсменов. В состав всесоюзных  спортивных федераций входят  представители соответствующих  республиканских спортивных федераций,  спортивных обществ, министерств  и ведомств, профсоюзных и комсомольских  организаций, работники физической  культуры и спорта, спортсмены, спортивные  журналисты и др. Всесоюзные спортивные  федерации направляют работу  республиканских спортивных федераций,  а также секций спортивных  обществ и ведомств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Современная система  спортивного образования  в РФ

     2.1.Структура  современной системы  спортивного образования  РФ

      

      Система дополнительного образования  детей возникла в Москве в  1992 году. Она явилась преемником  внеклассной и внешкольной работы, внешкольного воспитания. Это тот  базис, на котором выстраивается  система, получившая в законодательстве  название — дополнительное образование  детей. Главное принципиальное  отличие его от своего предшественника  в том, что это образование  ведется так же, как другие  типы и виды образования, —  по конкретным образовательным  программам.

      Дополнительное образование детей  — необходимое звено в воспитании  многогранной личности, в ее образовании,  в ранней профессиональной ориентации. Дополнительное образование детей  многообразно, разно направлено, наиболее  вариативно.

      Ценность дополнительного образования  детей в том, что оно усиливает  вариативную составляющую общего  образования и помогает ребятам  в профессиональном самоопределении,  способствует реализации их сил,  знаний, полученных в базовом  компоненте.

      Дополнительное образование детей  создает юному человеку условия,  чтобы полноценно прожить пору  детства. Ведь если ребенок  полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное  поле деятельности, то у него  будет гораздо больше возможностей  достичь в зрелом возрасте  больших результатов, сделать  безошибочный выбор.

      Основное содержание дополнительного  образования детей — практико-ориентированное,  деятельность: здесь ребенок действует  сам в ситуации поиска, получает  знания из взаимодействия с  объектами труда, природы, с  культурными памятниками и т.  д.; создаются ситуации, когда ребенку  нужно самому извлечь знания  из окружающего мира. Дополнительное образование детей — исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь.

      Дополнительное образование детей  дорожит индивидуальным творчеством  ребят: ведь все эти знания  для школьников личностно значимы.  Через это открытие они открывают  мир и находят свое место  в нем.

      Дополнительное образование детей  оказалось значительно сильнее  и шире, чем задумывалось при  создании.

      Несмотря на то, что сегодня  дополнительное образование детей  несет на себе отпечаток прошлого  отношения к нему, в нем появляются  совершенно новые черты.

      Во-первых, развернулась целая сеть  учреждений дополнительного образования  детей, и появилось бесчисленное  множество дополнительных образовательных  услуг.

      Во-вторых, дополнительное образование  детей приобрело гибкость, невероятную  для такой консервативной сферы,  как образование и педагогика.

      В-третьих, отмечается явная тенденция  к дальнейшему интенсивному развитию  и экстенсивному росту сферы  действия дополнительного образования  детей. Городская система дополнительного  образования детей в Москве  — явление уникальное, имеет многоярусную, многоуровневую структуру. Дополнительное  образование детей как педагогическое  явление обладает целым рядом  качеств, которых нет (или они  слабо выражены) у основного:

   личностная  ориентация образования;

   профильность;

   практическая  направленность;

   мобильность;

   многофункциональность;

   разноуровневость;

    разнообразие  содержания, форм, методов образования  как следствие свободы педагога, работающего в такой системе; индивидуализация методик образования  как необходимое условие спроса; реализация воспитательной функции  обучения через активизацию деятельности учащихся; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. Дополнительное образование  детей — составная часть образовательной  системы Москвы, подчиняющаяся общим  законам, закономерностям и государственным  требованиям, одним из которых, как  известно, является ответственность  за качество образования детей.

         Современным детям уже не требуется  объяснять, что изменились представления  о монополии школы на формирование  личности ребенка; растет престиж  учреждений дополнительного образования  детей, расширяется их образовательный  потенциал; появляются новые экологические  ниши, в которых находят себя  «неудобные» (нестандартные) дети.

Информация о работе Формирование системы спортивного образования в РФ