Баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.

Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

Работа содержит 1 файл

курсовик оля.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

  

В баскетболе существует неоспоримое правило: «Кто выигрывает щит, тот выигрывает игру».  
 
Для успешного овладения мячом при отскоке (взятие отскока) защитник, прежде чем идти на подбор, обязан
преградить путь опекаемому нападающему. Для этого он вправе избрать два варианта действий: 1) не дожидаясь начала движения соперника, может сблизиться с ним в момент выпуска мяча при броске, выполнить упреждающее блокирование и устремиться к щиту для овладения мячом; 2) может занять выжидательную позицию на расстоянии одного шага от соперника, а с началом его движения определить направление перемещения, выполнить блокирующий поворот на ближней к нему ноге и мгновенно направиться на подбор мяча.  
 
Результативность блокирования при борьбе за взятие отскока зависит от нескольких факторов. Прежде всего, защитник должен занимать выгодную исходную позицию — находиться между подопечным и корзиной. В момент броска мяча необходимо быстро реагировать на начало движения опекаемого нападающего блокирующим поворотом на ближней к направлению его перемещения ноге, прийти в устойчивое положение готовности к активному контактному противоборству с соперником. Затем мгновенно идти на подбор мяча с поднятыми вверх руками, не позволяя противнику оттеснить или опередить себя. Решающее же значение имеют точный расчет в действиях и предугадывание направления отскока по месту выброса и траектории полета мяча, которые в сочетании с хорошими физическими данными защитника и высоким прыжком могут обеспечить ему устойчивое преимущество в борьбе за подбор мяча в каждом единоборстве с подопечным нападающим.  
 
Обучение индивидуальным тактическим действиям против нападающего без мяча.  
1. Объяснение и показ изучаемого тактического действия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.  
2. Противодействие выходу нападающего без мяча в ситуации 1 х 1 при передвижении игроков вдоль площадки от одной лицевой линии до другой в заданном коридоре:

    при пассивных  действиях нападающего, перемещающегося зигзагом: нападающий поочередно имитирует выход то вправо, то влево;

    в условиях активного  единоборства с выполнением защитником установки: «Не пропусти нападающего  за спину».

3. Многократная  смена защитной стойки и позиции  относительно неподвижного опекаемого нападающего в ответ на перемещение мяча по периметру расстановки атакующих в ситуации 1 х 1: последовательно на ближней и на дальней от мяча стороне площадки в конкретной игровой ситуации (при опеке центрового, форварда или защитника).  
4. То же, но противодействуя выходу нападающего для получения мяча в ограниченную (трехсекундную) зону: .

  • при пассивных действиях нападающего;
  • в условиях активного противоборства 1x1.

5. То же, но  чередуя позиции нападающих на  площадке относительно щита и направление их выхода для получения мяча.  
6. Выполнение блокирования пассивного нападающего без мяча в ситуации борьбы за отскок после броска другого нападающего:

  • при бросках с различных позиций;
  • варьируя начальное расположение противоборствующей пары по отношению к мячу и корзине.

 
7. То же, но в условиях активного  противоборства.  
8. Воспроизведение сочетаний изученных индивидуальных тактических действий защитника против нападающего без мяча в условиях игрового противоборства: игровые задания типа «1x1 с промежуточным».  
9. То же, но в двусторонних учебных играх с установкой педагога.  
 
Организационно-методические указания.  
1. Индивидуальные тактические действия защитника изучать, варьируя начальные позиции игроков и мяча, а также чередуя направления развития атаки.  
2. Широко использовать упражнение «1 x 1 с промежуточным» с акцентом на изучаемые индивидуальные защитные действие в различных позициях относительно мяча и обороняемой корзины.  
3. Останавливать соперников по ходу противоборства, анализировать складывающуюся на площадке игровую ситуацию и своевременно вносить коррективы в защитные действия; добиваться осмысленного отношения к изучаемому материалу.  
4. Активность нападающих увеличивать и постепенно приближать к игровому уровню по мере приобретения занимающимися элементарных умений игры в защите.  
5. При
выполнении контрдействий против нападающего без мяча своевременно реагировать сменой позиции и защитной стойки на передвижение мяча и соперника.  
6. При
держании нападающего на стороне мяча:

  • активно противодействовать возможной передаче опекаемому нападающему и его выходу на свободную позицию;
  • при опеке соперника в позиции форварда или центрового находиться в закрытой защитной стойке — одной рукой преграждать путь мячу, другой контролировать расположение своего подопечного;
  • выдвигаться на линию возможной передачи на полкорпуса (в Углу площадки или в средней позиции форварда, в нижней или верхней позиции центрового) либо на три четверти корпуса (в средней позиции центрового); занимать позицию перед нападающим в средней и нижней позициях центрового, если мяч находится в одной передаче от него;

при опеке соперника  в позиции игрока задней линии  нападения располагаться в открытой стойке, сместившись в сторону  мяча и собственной корзины, в  готовности оказать помощь партнеру и моментально вернуться к опекаемому нападающему.  
6. При
держании нападающего на дальней стороне от мяча:

  • занимать позицию так, чтобы не терять из виду своего подопечного и мяч — находиться внутри «игрового защитного треугольника» с вершинами: подопечный, мяч, корзина;
  • постоянно сохранять позицию между подопечным и мячом;
  • отступать в сторону своей корзины и мяча; быть готовым к оказанию помощи партнерам, перехвату навесных передач и противодействию выходу своего подопечного в направлении мяча — формировать плоский «игровой защитный треугольник» с вершинами: защитник, подопечный, мяч.

7. При держании нападающего в ограниченной зоне (трехсекундной трапеции):

  • располагаться лицом к мячу;
  • жестко встречать соперника выставленным навстречу предплечьем руки, согнутой в локте (без встречного ее разгибания);
  • удерживать нападающего за спиной в случае попытки прорваться к корзине; контролируя его положение отведенной назад-вниз рукой;
  • теснить противника спиной в сторону лицевой линии и «выдавливать» его за пределы ограниченной (трехсекундной) зоны жестким предплечьем ближней к сопернику руки, согнутой в локтевом суставе;
  • быстро восстанавливать защитную позицию в соответствии с положением мяча и новым расположением подопечного, когда тот покидает ограниченную (трехсекундную) зону.

8. При борьбе за взятие отскока на своем щите:

  • вначале «отсекать» подопечного нападающего, а затем устремляться к мячу;
  • опережать начало движения нападающего на подбор за счет быстрого сближения с ним и своевременных блокирующих действий в момент выпуска соперником мяча при броске;
  • выполнять блокирующий нападающего поворот на ближней к направлению его движения на подбор ноге; занимать устойчивую позицию на широко расставленных ногах с поднятыми руками в готовности овладеть мячом;
  • быть в готовности к противодействию агрессивному давлению в спину со стороны атакующего игрока;
  • быстро переходить от блокирования нападающего к взятию отскока.

9. Не выключаться  из игры после успешного индивидуального  тактического действия, отыгрывать («терпеть») в защите с момента начала атаки соперника до установления контроля над мячом своей командой.  
10. В игровых заданиях и двусторонних играх концентрировать внимание каждого игрока на грамотности индивидуальных защитных действий в конкретных игровых эпизодах; поощрять успешные действия игроков.  
 
Основные ошибки при выполнении индивидуальных тактических действий против нападающего без мяча.  
1. Неэффективная и. п.
при опеке игрока на стороне мяча:

  • защитник располагается за спиной подопечного или на почтительном расстоянии от него — невозможно воспрепятствовать получению мяча нападающим;
  • в закрытой стойке при опеке форварда или центрового опущены руки, отсутствует выставление ноги или выдвижение туловища со стороны мяча — нападающий получает позиционное преимущество;
  • в открытой стойке при опеке игрока на задней линии нападения отсутствует смещение в сторону мяча и своей корзины или оно чрезмерно — защитник не готов оказать помощь партнеру при проходе соперника или испытывает трудности с восстановлением рациональной позиции относительно своего подопечного в случае необходимости.

2. Нерациональная  позиция при опеке игрока на дальней от мяча стороне площадки:

  • обороняющийся игрок находится за пределами «игрового защитного треугольника» — опекаемый нападающий имеет возможность беспрепятственно выйти на свободную для получения мяча позицию;
  • защитник плотно опекает своего подопечного — не готов оказать помощь партнерам на стороне мяча;
  • защитник слишком удален от своего нападающего или чрезмерно сместился к щиту — не успевает предотвратить выход подопечного или адресованную ему навесную голевую передачу «перекидку»).

3. Потеря зрительного  контроля над игровой ситуацией:  защитник поворачивается спиной  к мячу либо к подопечному  — «выключается» из командной игры или совершает «зевок» подопечного.  
4. Непродуктивная
опека нападающего в ограниченной зоне (трехсекундной трапеции):

  • защитник пропускает нападающего перед собой: оказывается дальше от мяча, чем его подопечный, — потеря возможности воспрепятствовать получению результативной передачи;
  • защитник, находясь перед опекаемым нападающим, слишком выдвинут вперед по отношению к нему: не контролирует его расположение — потеря возможности помешать получению навесной атакующей передачи;
  • отсутствует напор и жесткость в позиционной борьбе за выгодную позицию в ограниченной зоне, слабое давление на подопечного — проигрыш места под своим щитом.

5. Запоздалое  реагирование на начало движения  опекаемого нападающего: защитник  уступает инициативу — подопечный  беспрепятственно получает мяч в выгодной позиции.  
6. Отсутствие блокирующего действия при борьбе за взятие отскока на своем щите: защитник при броске смотрит на мяч — потеря опекаемого нападающего.  
7. Неэффективное
блокирование нападающего, идущего на подбор или добивание мяча:

  • нерациональное исходное расположение: защитник находится дальше от корзины, чем его подопечный, — нападающий получает позиционное преимущество;
  • отсутствие сближения с соперником перед выполнением блокирующего поворота — подопечный легко обходит преграду;
  • поспешный блокирующий поворот до начала движения подопечного — нападающий без труда оббегает защитника и беспрепятственно проходит к щиту;
  • блокирующий поворот выполнен на дальней по отношению к направлению движения соперника ноге — нападающий свободно проходит мимо защитника;
  • замедленные, нерешительные действия, отсутствие агрессивности — активный нападающий опережает защитника или оттесняет его от мяча;
  • после блокирующего поворота защитник остается на месте вместо быстрого движения в сторону отскока — соперник оказывается первым у мяча.

8. «Выключение»  защитника из игры после успешного  индивидуального тактического действия: защитник не отрабатывает игровой  эпизод до его завершения —  вероятен «провал» в обороне  при достаточной активности подопечного нападающего.

3.2. Командные тактические  действия

Теоретические предпосылки.  
Согласованные действия всех игроков команды в защите обеспечивают надежную оборону своей корзины и создают хорошую основу для успешной игры в нападении.
Структурными компонентами командных действий являются рациональные индивидуальные и групповые действия, объединенные единой тактической задачей. Пути решения этой задачи могут различаться. В связи с этим командные действия в защите подразделяются на т р и вида: концентрированная, рассредоточенная и смешанная защиты.  
Отличительной особенностью
концентрированной защиты является ее направленность на предотвращение результативных атакующих действий вблизи своей корзины. Активные защитные действия при этом организуются на ближних подступах к корзине, вынуждая противника к дистанционным броскам с удаленных позиций.  
В зависимости от принципа построения концентрированной защиты команда может использовать личную или зонную систему игры.  
Личная система защиты организуется по принципу «игрок против игрока», т.е. каждому защитнику поручается опека конкретного нападающего, которому он противодействует на любом участке площадки, не удаляясь далеко от корзины. При потере мяча в нападении защитники обязаны как можно быстрее вернуться к своему щиту и «разобрать» соперников в районе трехочковой линии при их приближении.  
Основные преимущества такой организации командных действий заключаются в возможностях:

Информация о работе Баскетбол