Баскетбол

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Баскетбол - универсальное средство физического воспитания, которое широко представлено в физическом воспитании, в учреждениях общего и профессионального образования.

Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.

Работа содержит 1 файл

курсовик оля.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Глава 2 Методы обучения

С большим эффектом в условиях школы можно использовать практику проведения соревнований по так называемому уличному баскетболу: 3 х 3 на одну корзину до 15 очков или продолжительностью до 20 мин. Игры проводят в основном на открытой площадке. Демократичность правил и непритязательность требований к условиям игрового противоборства делают этот вид состязаний доступным для широкого круга любителей баскетбола.  
 
Следует отметить, что, несмотря на всю привлекательность игрового и соревновательного методов, их применение требует определенной подготовленности занимающихся в плане обучения и овладения основами техники и тактики игры. Продолжительность игровых заданий и игр должна быть нормирована, так как наибольший эффект достигается при концентрации времени, отводимого на решение конкретной задачи.  
 
На начальном этапе обучения необходимо отдавать предпочтение индивидуальным состязаниям на точность и качество выполнения заданий. И только по мере повышения уровня технико-тактической подготовленности смещать акценты: переходить к командным видам соревнований, стимулировать быстроту и результативность действий в условиях возрастающей активности противоборства.  
 
Эффект педагогических воздействий на уроках по баскетболу всецело зависит от профессионального мастерства педагога, его умения взаимосвязанно и рационально использовать комплекс средств и методов, соответствующих возрасту и подготовленности занимающихся, а также сложности изучаемого материала. Современный специалист физической культуры должен иметь глубокие общие и специальные знания и в совершенстве владеть методологией и технологией профессиональной деятельности.  
 
Теоретическая подготовка требует, прежде всего, умения ориентироваться в специальной терминологии, разбираться в сущности базовых понятий. В этой главе даны краткая характеристика-дидактических принципов, средств и методов, описание закономерностей обучения основным техническим приемам игры в баскетбол.  
 
Процесс обучения опирается на некоторые общие положения — принципы, которые отражают закономерности педагогического процесса и в связи с этим носят обязательный характер при решении образовательных и воспитательных задач. К основным принципам обучения относятся: принцип сознательности и активности, принцип наглядности, принцип доступности и индивидуализации, принцип постепенности, принцип систематичности и последовательности.  
 
Принцип сознательности и активности при обучении навыкам игры в баскетбол подразумевает:

  • осмысление и понимание занимающимися сущности и сложной структуры изучаемого технического приема или тактического действия;
  • самоанализ качества решения двигательной задачи с последующей корректировкой своих действий при их повторном воспроизведении.

Результативности  обучения способствует активное, заинтересованное отношение занимающихся к расширению своего двигательного потенциала. Видимых успехов может достичь только тот ученик, который знает, чего хочет, и целенаправленно стремится к этому. Следовательно, задача педагога — разбудить у своих воспитанников потребность к физическому совершенствованию.

Эффективность процесса обучения определяется уровнем  его организации. На занятиях по баскетболу можно использовать несколько методов  организации занимающихся: фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод  круговой тренировки и индивидуальных заданий.  
 
При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.  
 
Поточный метод также предполагает выполнение одного и того же задания всеми участниками, но поочередно — один за другим.  
 
Проходной метод объединяет в себе некоторые черты двух предыдущих и заключается в выполнении упражнений при передвижении занимающихся одновременно или поочередно шеренгами, используя всю площадь зала.  

2,1. Последовательность  обучения технике игры

Эффективность процесса обучения технике игры в  баскетбол в значительной мере зависит  от умения педагога выстроить весь материал в определенной последовательности, соблюдая принципы преемственности в обучении и учета возрастных особенностей учащихся.

Технике игры в  баскетбол целесообразно обучать  в следующей последовательности:

1) обучение стойкам  и передвижениям;

2) обучение технике  владения мячом в нападении;

3) обучение технике  противодействия и овладения  мячом в защите;

4) обучение игровым  действиям (сочетанию приемов) в нападении и контрдействиям в защите.  

Это, безусловно, не означает, что приемам игры в  защите следует обучать только когда  освоена вся техника нападения. Принципиальным является, что обучению конкретному контрприему должно предшествовать овладение соответствующим атакующим действием. 
В процессе обучения технике игры необходимо постоянно помнить о неразрывной взаимосвязи между двумя его сторонами — образованием и воспитанием, стремиться к ее реализации на каждом занятии. Здесь имеется в виду взаимосвязь между формирова¬нием двигательных навыков и воспитанием {развитием) двигательных способностей. Так, например, на первых уроках при изучении передач мяча параллельно с освоением правильной структуры движения логично будет использовать задания для развития скорост-но-силовых качеств верхних конечностей (метание набивных и теннисных мячей и т.п.). Это создаст предпосылки для дальнейшего сопряженного совершенствования данного технического приема и специфического для него физического качества на последующих занятиях. 
Такая же двуединая связь при обучении технике игры в баскетбол должна прослеживаться между техническими и тактическими аспектами игровых приемов. Эта взаимосвязь определяется специфи¬кой самой игры, где игровые действия применяются исключительно в определенных игровых ситуациях. 
Следовательно, параллельно с изучением рациональной техники приемов необходимо осваивать индивидуальные тактические действия. Как только сформирована основная структура двигательного действия и учащиеся овладели правильным ее выполнением на фоне проявления необходимого физического качества, целесообразно создавать условия ситуационного обучения. Подразумевается дальнейшее совершенствование технического приема в наиболее типичных для него, искусственно созданных ситуациях игрового противоборства. Например, на этапе совершенствования при обучении ведению мяча в упражнения вводится защитник, вначале неподвижно обозначающий заданную позицию, а затем пассивно сопровождающий дриблера, отступая приставными шагами спиной вперед. Цель — научить нападающего укрыванию мяча и стремительному уходу, используя слабые стороны стойки за-щитника. 
Сочетанию приемов — игровым действиям и адекватным им контрдействиям — обучают по мере расширения арсенала изученных отдельных элементов техники нападения и защиты. Причем взаимосвязь между освоенными одиночными навыками должна фор¬мироваться в соответствии с внутренней логикой игры в баскетбол. Так, например, приемы «ведение мяча» и «ловля мяча» по¬следовательно объединяют с остановкой двумя шагами и прыжком, а затем с разновидностями бросков в движении и в прыжке.  
А защитные передвижения приставными шагами — с выбиванием мяча при ловле и ведении мяча, или накрывание мяча при броске — с отблокированием нападающего и взятием отскока и т.п. 
На завершающей стадии овладения техническим приемом или технико-тактическим действием предлагают его использование в соревновательных условиях, будь то соревнование в точности, быстроте его выполнения и т. п. или в эффективности его приме¬нения в двусторонних учебных играх. Для акцентированного со¬вершенствования конкретного навыка игры здесь возможно использование специальных методических приемов, принуждающих к многократному повторению данного игрового действия или к воспроизведению его в более сложной, экстремальной обстановке: 
- уменьшение или увеличение размеров площадки, количества игроков, времени игры; 
- введение в игру второго мяча; 
- наложение ограничений на выполнение определенных приемов (запрещение ведения, строгий лимит количества передач определенным способом или их количества до завершающего броска, завершение атак только указанным способом и др.); 
- усложнение или упрощение условий выполнения игровых при-емов (игра облегченным или утяжеленным мячом, применение на кольцах приспособлений, затрудняющих попадание в корзину, и т.п.). 
Спортивные состязания любого ранга являются основным критерием успешности предшествующего этапа обучения, позволяют сделать необходимые коррективы и дают толчок к дальнейшему углубленному освоению навыков игры в баскетбол.

     2,2 причины обучения 

     Проблема  подготовки спортивных резервов важна  для всех видов спорта, в том  числе и для баскетбола. Необходимость  ее решения объясняется рядом  причин. Первая заключается в том, что в баскетболе за последние годы заметно выросли объемы соревновательных и тренировочных нагрузок, что повлекло за собой усиление требований со стороны тренеров к уровню физической, технической и тактической подготовки игроков. Вторая причина заключается в том, что из-за предельных физических нагрузок получаемых баскетболистами сокращается срок пребывания игроков в командах. Третья причина - баскетбол заметно "помолодел" и в настоящее время для занятий этим видом спорта привлекают детей с 7-8 лет, вместо 10-11 лет как было в 80-90-е годы. Определение возрастных границ различных этапов многолетней подготовки баскетболистов выявляет лишь общую тенденцию не обозначая стандартных условий для особо одаренных спортсменов, что заставляет тренеров искать, опробовать и научно обосновывать применение тех или иных методов их обучения.

     Исследуя  формирование скоростных действий с  помощью различных методик установлено, что репродуктивное обучение имеет  особую направленность состава ориентировочной  основы действия (ООД). В нашем эксперименте тренер, с помощью этой методики, имел возможность объяснять и показывать выполнение изучаемого двигательного действия. Затем юные баскетболисты выполняли показанное практически, а тренер наблюдал, вмешиваясь в ход событий в случае допуска ими ошибок. При этом, вся деятельность занимающихся ориентировалась на скорейшее овладение необходимым минимум двигательных умений, а тренер - на время изложения материала. Юные баскетболисты были заинтересованы в быстрейшем овладении двигательными действиями, которые давали им возможность участвовать в игровой деятельности. Это привело к тому, что часть необходимой информации подавалась в виде устных указаний и последовательности описания выполнения движений, а часть - вообще не выделялась и поэтому не воспринималась занимающимися. В связи с этим, способ усвоения материала, как и качество его воспроизведения, формировался в значительной мере стихийно. Основное требование начального этапа обучения, чтобы скорость выполнения изучаемых действий была оптимальной. Требование ее увеличения или уменьшения на этом этапе вызывает увеличение количества ошибок и ухудшение оценок за технику выполнения двигательных действий.

     Глава 3, методика обучения тактическим приемам

   Обучение  рациональной технике основных игровых  приемов на учебных занятиях по баскетболу не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игровом противоборстве с соперником. Наряду с уровнем владения техникой игры не менее важным представляется еще один аспект подготовленности занимающихся-тактическая выучка. 
Каждый технический прием или сочетание приемов в игре применяется в конкретной ситуации: на определенном участке плсг-щадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевременность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членами команды — командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом. 
Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодействий игроков-партнеров в каждый игровой момент обусловлены изменяющимися условиями их выполнения, а осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры. 
Тактика игры — это рациональное, целенаправленное использование способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры. 
Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным или конкретным противником. 
Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В то же время, чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики. 
Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характеристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие — технико-тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков. 
Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как тактическое взаимодействие. 
А при характеристике целостных командных действий используется термин система игры, подразумевающий специфическое вза-иморасположение и взаимодействия всех игроков команды, объединенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т. п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность дей¬ствий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры. 
Структурной единицей командных действий в нападении является комбинация — это заранее разученные и целенаправленные взаимодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных условий для завершения атаки. 
Существует также термин форма ведения игры — это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных так -тических задач. Форма ведения игры может быть активной или пассивной, что проявляется в наступательном или оборонительном характере действий команды. Примером активной формы ведения игры в защите могут служить агрессивные действия по всей площадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прессинг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперника с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей организацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последующей организацией скоростной атаки. При пассивных формах ведения игры в защите команда предоставляет соперникам свободу действий за пределами возможных прицельных бросков мяча, а в нападении предпочитает длительный розыгрыш мяча с использованием многоходовых комбинаций. 
Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и команды в целом. По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий: индивидуальные, групповые и командные. 
Индивидуальные действия — это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера. 
Групповые действия — это взаимодействия двух или трех игроков в рамках выполнения командной задачи. 
Командные действия подразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры. 
В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет несколько видов,  способов и их вариантов, которые определяются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых действий и особенностями выполнения. 
Необходимость эффективной организации действий команды требует распределения функций между игроками. Тем самым кон¬кретизируются задачи и роль каждого находящегося на площадке игрока при организации атакующих и защитных действий. 
В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям (амплуа): защитники, форварды, центровые. 
Основные обязанности защитников — четкое руководство действиями партнеров в нападении, а также готовность к завершению атаки позиционным броском или стремительным прохо¬дом к корзине; в обороне — сдерживание быстрой контратаки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубеже защиты у своей корзины. 
Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умением результативно атаковать с дальних и средних позиций, обострять игру вблизи корзины соперников за счет собственного скоростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные действия на своих позициях и обеспечивать вместе с центровым подбор мяча на обоих щитах. 
Центровые — наиболее высокорослые и мощные игроки в команде, призваны таранить оборону соперников на ближних подступах к их щиту, а также «цементировать» оборону собственной корзины: они играют основную роль при борьбе за отскок, при добивании мяча и накрывании бросков соперников. 
Количество игроков по функциям на площадке в ходе игры может меняться в зависимости от избранной командой системы игры и складывающейся в матче ситуации. 
Развитие баскетбола требует постоянной универсализации игроков различного амплуа. Что и наблюдается в игре спортсменов высокого класса. Так, современные центровые не только достаточно уверенно чувствуют себя вблизи от чужой корзины, но и успешно завершают атаки дистанционными бросками, достаточно хорошо владеют ведением мяча и острыми атакующими передачами. В то же время защитники кроме выполнения своих традиционных обязанностей способны атаковать через высокорослых игроков броском мяча из-под кольца после скоростного («кинжального») прохода, а также активно и небезуспешно бороться за отскок и добивание мяча у щита соперников. Форварды при необходимости могут с успехом выполнять некоторые функции как защитников, так и центрового. 
В связи с этим наблюдается тенденция дифференциации функций внутри традиционных игровых амплуа. Так, среди защитников стали выделять разыгрывающего (первого номера), т. е. дирижера или главного диспетчера (плеймейкера) команды, и атакующего защитника (второго номера), основного поставщика трехочковых попада-ний. Среди нападающих — легкого форварда (третьего номера — игрока «периметра»), более склонного к активной игре на дальних подступах к корзине соперника; и тяжелого форварда (четвертого номера), больше тяготеющего к игре на позиции центрового, но выгодно отличающегося от него высокой маневренностью. В свою очередь, центровые (пятые номера) кроме выполнения своих основных, традиционных функций способны также эпизодически сыграть на любой из вышеперечисленных позиций, если того требует складывающаяся игровая ситуация. 
Благодаря данной тенденции современная игра отличается высокой зрелищностью и повышенной динамичностью. 
И все же полная универсализация в баскетболе не возможна в силу кардинального различия функциональных и психофизиологических особенностей игроков разного роста, а соответственно разных игровых функций, их индивидуальных способностей к решению конкретных задач соревновательного противоборства. Только рациональное сочетание игровой специализации и универсализа¬ции создает предпосылки эффективной командной игры.

                     3.1. Обучение индивидуальным  тактическим действиям

Успешная игра в защите во многом определяет итог спортивного соперничества баскетболистов. В современном баскетболе для  достижения победы недостаточно только результативно атаковать. Важно также надежно обезопасить свою корзину, своевременно подавлять атакующую инициативу противников, разрушать их привычные взаимосвязи и тем самым диктовать свои условия ведения борьбы.  
Хорошую защиту отличает не пассивное реагирование на действия атакующих, а активное упреждающее применение контрдействий с постоянным «давлением» на мяч и готовностью к стремительному переходу в контратаку.  
Как и тактика нападения,
тактика защиты строится на индивидуальных, групповых и командных действиях, которые в свою очередь представлены несколькими разновидностями. 
Начинают обучение тактике защиты с освоения индивидуальных тактических действий.  
Индивидуальные действия это базовые компоненты тактики игры в защите. Эффективная оборона корзины не может быть организована без рациональных действий каждого игрока на своей позиции.  
 
Для результативной, тактически грамотной игры в защите необходимы, прежде всего, хорошее владение техникой защитных приемов и определенный уровень развития специфических физических и личностных качеств.  
 
Защитник должен быть быстр и ловок, умен и агрессивен, иметь реактивные ноги и руки, обладать высокой степенью интуиции. В то же время все свои действия необходимо уметь соизмерять с конкретной игровой ситуацией. И наконец, главное — это желание работать в защите. В связи с этим трудно переоценить значимость обучения основам тактики индивидуальных защитных действий.  
 
Индивидуальные действия в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеющего мячом.  
 
Различия обусловлены степенью потенциальной опасности каждого из них для корзины защищающейся команды.

 

 Действия  против нападающего без мяча

Теоретические предпосылки.  
Действия защитника против нападающего без мяча предопределяются решением двух основных задач: 1) не позволить сопернику выгодно открыться для получения мяча или для взятия отскока; 2) быть готовым оказать помощь партнеру на опасном участке обороны.  
 
Опекая игрока без мяча, защитник должен руководствоваться собственной позицией, местоположением мяча, расстоянием до корзины и уровнем технико-тактического мастерства опекаемого. Обороняющийся игрок обязан постоянно держать в поле зрения мяч и своего подопечного. Классическим для защитника в данной ситуации является расположение внутри так называемого «игрового защитного треугольника», условными вершинами которого являются мяч, корзина и опекаемый нападающий (рис. 126).  
 
Избранная защитником стойка и характер его действий могут претерпевать существенные изменения в зависимости от занимаемой на площадке позиции, а также места нахождения мяча и соперников. Так, например,
опекая нападающего в позиции игрока задней линии атаки на стороне мяча, защитник смещается в сторону игрока с мячом настолько, чтобы сковать его действия и в то же время успеть мгновенно возвратиться к своему подопечному, если тому последует передача. При этом он находится в открытой стойке: одна рука указывает на мяч, а другая — на подопечного.  
 
При держании игрока в позиции форварда или центрового на стороне мяча защитник использует закрытую стойку и выдвигается на линию возможной передачи: одну руку вытягивает перед подопечным, преграждая полет мяча, а другую — у него за спиной для контроля над возможными передвижениями соперника. Причем степень выдвижения защитника варьируется в зависимости от расположения мяча и опекаемого соперника. Если мяч находится на периметре атаки под углом к корзине, то в позиции на линии штрафного броска и в углу площадки требуется смещение на полкорпуса со стороны мяча, а на боковой линии трехсекундной трапеции — на три четверти корпуса. При держании высокорослого центрового в средней позиции результативным в некоторых случаях является также выдвижение защитника перед соперником с поднятой вверх одной рукой и отведенной назад-вниз другой. Особенно эффективны такие действия в случае перемещения мяча вдоль боковой линии или в угол площадки. Спереди по отношению к своему подопечному защитник должен оставаться в данной ситуации и в средней, и в нижней позиции центрового. В верхней позиции по-прежнему требуется выдвижение на полкорпуса со стороны мяча.  
При опеке нападающего на дальней от мяча стороне площадки защитник, находясь в любой позиции, должен руководствоваться одним общим правилом — необходимо сместиться в сторону мяча внутри «игрового защитного треугольника» и тем самым сформировать другой, плоский треугольник, вершинами которого будут сам защитник, его подопечный и игрок с мячом. В данной ситуации первоочередными задачами для защитника являются: обеспечить перехват дальних навесных передач в направлении опекаемого нападающего, а при необходимости оказать активную помощь в защите своей корзины партнерам на стороне мяча.  
 
При попытке любого нападающего совершить выход для получения мяча в ограниченную зону области штрафного броска (трехсекундную трапецию), т.е. открыться в непосредственной близости от корзины, опекающий его защитник обязан действовать быстро и решительно. Необходимо сохранить позицию между мячом и подопечным и не позволить ему свободно пройти перед собой. Соперник жестко встречается выставленной вперед согнутой в локтевом суставе рукой с одновременным шагом вперед одноименной ногой. А при передвижении нападающего под щит он удерживается защитником за спиной с контролем совершаемых им передвижений отведенной назад-вниз рукой. По возможности следует спиной оттеснить его в направлении лицевой линии или, перехватив согнутой в локте другой рукой, выдавить за пределы ближайших границ трехсекундной трапеции.  
 
Важным элементом тактики индивидуальной игры в защите является блокирование нападающего при борьбе за взятие отскока на своем щите.

Информация о работе Баскетбол