Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая работа 3 курса.с изменениями.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

В целях оказания помощи иностранным студентам, аспирантам, стажерам, докторантам Ассоциация организует и осуществляет:

— информирование учащихся об их правах и обязанностях в период проживания в России;

— создание консультативных  советов по различным проблемам (проведение социологических опросов о положении иностранных студентов; выявление наиболее острых проблем, с которыми они сталкиваются; выявление наиболее нуждающихся с целью оказания им помощи);

— информирование представительств зарубежных стран в РФ, вузов, Минобразования России о проблемах иностранных учащихся в целях поиска совместных решений по их решению;

— взаимодействие с государственными и общественными организациями  для решения социальных вопросов иностранных учащихся (Росзарубежцентр, Фонд Евразия, Экилибр, Каритас России, MOM, Инкорвуз, Сангар — Межрасовый ребенок и др.);

— содействие обеспечению  благоприятных условий проживания иностранных 

39

учащихся совместно  с вузами во время пребывания их в городах России (с целью обеспечения безопасности), а также оказания им психологической помощи (так, например, на базе Донского государственного технического университета создан психотерапевтический центр для оказания помощи иностранным студентам);

— материальную поддержку  талантов (премии, повышенные стипендии, льготы, и т.д.);(32)

— проведение совместно  с Минобразованием России, вузами, посольствами зарубежных стран, землячествами  иностранных студентов, правоохранительными  органами работы по профилактике правонарушений иностранных учащихся и усилению борьбы с распространением наркотиков и наркоманией в их среде, а также информированию иностранных учащихся о поведении в случае совершения в отношении их противоправных действий;

— опровержение провокационных статей с помощью средств массовой информации;

— отправку иностранных граждан, окончивших обучение или не имеющих возможности его продолжить, на родину. Ассоциацией проводится определенная работа по оказанию помощи иностранным учащимся, имеющим проблемы с выездом в страны своего проживания: так, при активном содействии Ассоциации более 650 иностранных граждан отправлено на родину с помощью международной организации по миграции (MOM);

— создание банка данных о студентах, их землячествах, государственных  и общественных организациях и объединениях; проведение работы по координации осуществляемой ими деятельности;

— проработка совместно  с вузами, государственными и общественными 

40

организациями вопросов, касающихся создания рабочих мест иностранных  студентов. ( Приложение 3)

2. Организация и проведение внеучебной работы с иностранными учащимися.

  Следует отметить, что с 1992 года резко снизился  уровень воспитательной работы, организуемой и проводимой с  иностранными учащимися как в  масштабе страны, так и в образовательных  учреждениях. В СССР такую работу  успешно выполняли вузы, Общесоюзный  и городские советы по делам иностранных учащихся. После распада СССР Общесоюзный Совет прекратил свое существование. Сегодня, когда эти советы упразднены, их функции, хотя и очень слабо, совместно с вузами, выполняет Ассоциация иностранных студентов, пытаясь восполнить пробелы в воспитательной работе, организуя фестивали студенческой молодежи, конкурсы, выставки, концерты, олимпиады, спортивные соревнования, экскурсии и т.д.(32) (см. Приложение 1,2)

3. Образование. 

  Предоставлена объективная  информация в другие страны мира об образовательных услугах, предоставляемых вузами РФ. Содействие организации набора студентов по гослинии и на контрактной основе. По итогам работы межведомственной комиссии 2008/2009 учебного года рассмотрено  115 документов. Из них представлено в Минобразование — 62, рассмотрено на комиссию — 43 (где 7 отказано, 36 принято). Оказание помощи Минобразования и вузам в решении проблем, возникающих в процессе учебы иностранных граждан (отправка на родину отчисленных, материальная помощь, разрешение конфликтных ситуаций).

  Следует отметить, что за последние годы между  Ассоциацией, Управлением подготовки  специалистов для зарубежных  стран и вузами установлены  тесные деловые и творческие  взаимоотношения.(32)

41

4. Работа с выпускниками.

 Выпускники работают во всех сферах хозяйственной и административной деятельности зарубежных стран. Они являются важным капиталом для делового сотрудничества. Ассоциация старается активизировать свои связи и контакты с выпускниками и использовать их возможности в:

— оказании помощи в наборе абитуриентов для обучения в российских вузах в их странах;

— оказании спонсорской  помощи в проведении различных мероприятии  в России;

— проведении работы, направленной на ориентирование интересов их стран  на Россию;

— проведении работы, направленной на распространение российской культуры в их странах.

Установление более  тесных связей и контактов с государственными, политическими и экономическими деятелями зарубежных стран из числа  выпускников советских вузов  — вот один из важнейших приоритетов работы Ассоциации.

Ассоциация старается  оказывать помощь Минобразования России и образовательным учреждениям  в проведении следующей работы:

— проведение переписи всех выпускников, получение информации о занимаемых ими должностях и  налаживании конструктивных связей и контактов с ними;

— привлечение их к  проведению научно-исследовательской  работы в России с 

42

целью совместной разработки и осуществления различных проектов.

5. Работа с филиалами.

На сегодняшний день созданы 8 филиалов АИСР, которые успешно справляются с поставленными задачами Ассоциации: Иваново, Ростове-на-Дону, Твери, Ульяновске, Белгороде, Волгограде, Курске, Санкт-Петербурге. Филиалы в этих городах тесно сотрудничают с администрацией города, комитетом по делам молодежи, правоохранительными органами, профкомами российских студентов и получают от них поддержку.(32)

6. Достоинства Ассоциации. Ассоциация смогла за эти годы:

— объединить вокруг себя огромное количество иностранных студентов  из разных стран мира;

— стать связующим  звеном между руководством вузов, администрацией органов управления образования в РФ и иностранными студентами и их общественными организациями. Смогла предотвратить и вовремя погасить многие нежелательные эксцессы и правонарушения со стороны иностранных учащихся, придерживаться своих уставных задач, несмотря на многие попытки со стороны изменить ее цели и облик.

— сохранить свою демократичность, объединив студентов разных стран, вероисповеданий, национальностей.

— получить признание  и повысить свой авторитет не только в России, но и далеко за ее пределами.(32)

 

 

 

43

Заключение:

  Межнациональный характер современного общества ставит перед

образованием задачу воспитания уважительного отношения  людей к межкультурным различием  народов, проживающих по всему миру, а также формирование у студентов навыков эффективной межкультурной коммуникации как особого типа культуры, характеризующегося взаимодействием культур и стремлением к межнациональному согласию во всех сферах общения. В условиях демократизации общества особую актуальность приобретают задачи подготовки молодёжи к жизни в гражданском поликультурном обществе. Человек, находясь на рубеже культур, решает для себя две важных задачи:

  • сохранение своей культурной идентичности;
  • возможность гармоничной адаптации в поликультурной среде;

  Проблема реализации всех компонентов поликультурного образования становятся чрезвычайно важной в связи с возрастающей динамикой

миграционных процессов  в современном Российском обществе.

    Результаты изучения международного опыта организации социально – педагогической поддержки мигрантов показывают, что в США и Великобритании эта работа осуществляется в рамках государственной политики в форме специальных программ, финансирующихся правительством, общественными организациями и частными фондами (например, ориентация на различные группы мигрантов с учётом возраста; уровня их владения английским языком; индивидуальные или групповые виды работы; формам обучения – очная/ заочная).   

   Сегодня некоторые материальные льготы предоставляются тем, кто сможет подтвердить своё право на них в соответствии с самооценкой своего благосостояния. К тому же разграничиваются понятия « бесплатность» и

 « доступность»  образования. Учитывая, что имеющиеся законы, прежде

всего, Конституция РФ 1993г. и закон «Об образовании» 1992г.,  не содержат

44

раскрытия данных понятий, считаем, целесообразным принять специальные  правовые акты, разъясняющие населению, какие услуги будут бесплатными, а какие – платные, и каковы конкретные обязанности государства  по обеспечению доступности образования.

  Во-первых, «доступность» может трактоваться достаточно широко: легкость зачисления в учреждения общего, начального или среднего профессионального специального образования; «доступность» с точки зрения расположения образовательных учреждений или умеренности взимаемой платы за обучение; «доступность» с позиции предъявляемых к обучающимся требований.

  Во-вторых, если разговор заходит об оказании адресной социальной поддержки, чаще всего за основу предлагается брать « критерий нуждаемости» (среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума). Но, подтягивая уровень потребления одних групп, превращая их в постоянных «клиентов» государства, мы не регулируем развитие ответственности за учёбу в студенческой среде.

  Одним из способов компенсации возможных рисков, связанных с получение профессионального образования, может стать социальное страхование (например, для лиц, несущих службу в вооружённых силах, детей – инвалидов, детей – сирот), осуществляемое за счёт привлечения средств как государственных, так и потенциальных работодателей, финансирующих таким образом подготовку нужных им кадров. Реализация подобной меры с необходимостью предполагает улучшение работы по профориентации молодёжи. Перспективным направлением считаем также введение именных накопительных выплат, когда государство открывает счёт на каждого родившегося ребёнка и перечисляет часть доходов, например, рентных на его будущее профессиональное обучение.

  Мы высказали предложения, направленные на усиление эффективности социальной поддержки учащейся молодёжи. Проблема заслуживает внимания

учёных разных специальностей, в том числе и социологов. Социальная

45

практика показывает, что те или иные ограничения доступа  образования оборачиваются для  общества серьёзными социальными издержками – криминализацией части молодёжи, взяточничеством, протекционизмом и.т.д. Эффективность новаций, осуществляемых ныне в сфере образования, во многом будет зависеть от того, сможет ли государство обеспечить доступность образования для всех групп молодёжи и способствовать минимизации социального неравенства в обществе.

  Становиться очевидным потребность в изучении и описании опыта организации социально – педагогической поддержки студентов – мигрантов в адаптивном образовательном пространстве и в изучение комплексного подхода направленного на выделение основных социально – педагогических характеристик субъектов образовательного процесса и факторов, обеспечивающих успешную адаптацию студентов – мигрантов в поликультурном образовательном пространстве вуза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

Литература

 

  1. Андреева Д.А. Проблемы адаптации студентов – В кн.: Молодёжь и образование. М., 1972.
  2. Андреева Д.А. Влияние адаптации студентов на учебную активность – В кн.: Проблема активности студентов. Ростов-на-Дону, 1975.
  3. Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности (Социальные исследования). М., 1970.
  4. Аргументы и факты 2002. №50.
  5. Арефьев А.Л. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства М., 2007.
  6. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М., 2007 с.178.
  7. Баянова Л.Ф. Социально- педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Бирск: БирГСПА, 2006.
  8. Бедность помолодела // Российская газета. 2004. 10февраля.
  9. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995.
  10. Бондаревская Е.В. Воспитание как встреча с личностью. Ростов-на-дону: Изд-во РТМУ, 2006.
  11. Бородина Л.Н., Вишневский Ю.Р., Дидковская Я.В. Адаптация первокурсника: проблемы и тенденции // Университетское управление: практика и анализ. М., 2001, №4(19).
  12. Витенберг Е.В. Социально- психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям. СПб, 1995 с.23.  
  13. Вишневский Ю.Р., Ковалёва А.И. Практикум по социологии молодёжи. М.: Социум, 2000.

 

 

47

  1. Вражнова М.Н. Система профессиональной адаптации студентов вузов в условиях взаимодействия ( вуз-предприятие). Казань, 2005.
  2. Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Социальная поддержка молодёжи в контексте модернизации образования // Социологические исследования – 2004. №10.
  3. Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х. М.: Гелиос АРВ, 2000.
  4. Гонтмахер Е., Трубин В. Эволюция системы социальной поддержки населения //Общество и экономика. 2000. №9-10.
  5. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Нестабильная идентичность как норма современных обществ // Социологические исследования – 2004. №10.
  6. Добреньков В.И., Харчева В.Г., Слепенков И.М. и др. Социальная защита населения РФ: анализ результатов социологического опроса // Вестник Моск. ун-та. Сер 18. Социология и политология. 1996. №3,4.
  7. Добрынина В.,Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодёжи: особенности и тенденции // Alma mater. Вестник высшей школы. 2003. №2.
  8. Доморовская О.Г. Социально – педагогические условия адаптации студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза. Ростов – на Дону, 2007.
  9. Э.В. Дубинина. О специфике социальной защиты студенчества // Социологические исследования – 2006. №10.
  10. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс. М., 2001. №9.
  11. Т. Емчура. Современная молодёжь и каналы её социализации // Вестник Мос. ун-та сер. 18.Социализация и политология – 2006. №3.
  12. Зубок Ю.А. Проблема риска в социологии молодёжи. М.,: Изд-во Московской гуманитарно- социальной академии, 2003.

Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов