Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая работа 3 курса.с изменениями.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию РФ

Ульяновский государственный  университет

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра педагогики профессионального  образования и социальной деятельности

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Влияние социальной среды  на адаптацию студентов-мигрантов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Студентки: Усовой Е.И.

 

                                                                         Курс, группа:  3, СР- 31(заоч.уск.)

 

                                                                  Научный руководитель:

     кандидат психологических наук,

доцент Овсяник О.А.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2010г.

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…..3-8

Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9

1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11

1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17

Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18

2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ  В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26

3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27

3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28

3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29

ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

……………………………………………………………………………………30-31

4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36

ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37

5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38

5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43

Заключение...................................................................................................44-46

Литература……………………………………………………………………47-50

Приложение

 

 

Введение

 

   На современном  этапе высшее образование в  России претерпевает качественные  изменения, которые выражаются  в реформах, связанных как с  социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

   Миграционные  процессы, в том числе и нелегальные,  являются реальностью не только  для нашей страны, но и для  всего мира. Вхождение России  в международный рынок труда  положило начало развитию процессов внешней международной трудовой миграции, когда процессы привлечения иностранной рабочей силы сопровождаются незаконным трудоустройством иностранцев.

Их неконтролируемая деятельность оказывает существенное влияние на состояние рынка труда, сферы предоставленных платных услуг, уровень сбора налогов, что, в свою очередь, приводит к росту социальной напряжённости в стране. При этом наблюдается нарушение прав и самих трудовых мигрантов.

   Юридическую, социальную, психологическую помощь и поддержку  мигрантам  в разных странах оказывают такие межгосударственные структуры как Организация по защите прав человека при ООН, ЮНЕСКО, Фонд защиты прав детей ЮНИСЕФ и др. Особую роль играет государственная политика, регулирующая миграционные потоки в стране.

  Правительства многонациональных государств, в том числе и РФ, вынуждены пересматривать свою политику на предмет её поликультурности.

 

3

  Поликультурная политика для них  - это цивилизованный способ выражения уважения к представителям различных культур и национальностей, проживающих на территории одного государства, обеспечение законодательной и социально – технической базы их достойной жизнедеятельности. (21)

  И мировой практике приоритетными направлениями социальной политики, имеющей своей целью удовлетворение культурных потребностей всех членов общества, являются свободный доступ к рынку труда и жилья, доступный социальный пакет, равенство граждан перед законом, недопустимость дискриминации по половому, национальному или расовому признаку, обеспечение права голоса и участия в политической жизни страны, этнический мониторинг. Поликультурная политика государства заключается также и в общественном признании, необходимости удовлетворения религиозных потребностей всех членов общества, предлагающем проявления лояльности по отношению к религиозным концессиям, предоставление права проведения ритуальных церемоний.

  В области образования  особое внимание уделяется дискриминации  по национальному или расовому  признаку образовательных программ, адекватных современным социально – культурным условиям, изучению мигрантами родного языка. Реализация этих целей предполагает обращение поликультурного образования и воспитания, способствующего российскими учащимися знаний об иных культурах, традициях, образе жизни народов, воспитанию у молодёжи чёткой гражданской позиции.

  Адаптация становится  актуальной социальной проблемой,  обусловленной социокультурным  и психолого – педагогическим  своеобразием иностранных студентов.  Это сложный процесс изменения  структуры личности, её встраивания в новый социум. Социальная адаптация подразумевает такой тип взаимодействия личности или группы с социальной средой, в ходе которого осуществляется согласование требований и ожиданий социальных субъектов с

4

их возможностями и  реальностью социальной среды. Сущность социальной адаптации иностранцев временно проживающих в стране заключается в возможности сохранять и поддерживать привычный образ жизни, если он не входит в противоречие с существующим укладом, в принятии чужой культуры, не в ассимиляции, а именно в принятии, уважении к чужим традициям, ценностям, нормам.(11)    

Тем самым, Объект курсовой работы – влияние социальной среды на адаптацию студентов – мигрантов.

Предмет – социально – педагогические условия адаптации студентов – мигрантов в пространстве вуза.

Цель – выявить социально – педагогические условия адаптации студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза.

Задачи:

  • Определить условия и показатели успешной социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза;
  • Выявить основные социальные и психолого – педагогические характеристики личности студента как субъекта образовательного процесса и составление социально – педагогического портрета студентов – мигрантов Российского вуза;
  • Содействие иностранным студентам в их профессиональной подготовке, представительство и защита прав и интересов иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации;
  • Способствовать укреплению и углублению взаимопонимания между иностранными студентами образовательных учреждений РФ, их общественными организациями и администрацией, органами управления образованием, российскими гражданами, в т.ч. студентами и аспирантами;

 

5

  • Оказание содействия образовательными учреждениями РФ в осуществлении набора иностранных граждан для обучения и повышения квалификации в образовательных учреждениях РФ на компенсационной основе; содействие в укреплении дружбы между народами;

 Гипотеза – социально – педагогическая адаптация студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза будет более успешной при условиях:

    1. Осознание всеми субъектами образовательного процесса необходимость проведения работы по социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов (бесед, анкетирования, общественного наблюдения);
    2. Разработка системы средств и создания условий на основе междисциплинарного подхода и обучении предметам социально –

гуманитарного цикла  и внеаудиторной воспитательной работы, с учётом личного опыта, национальных и культурных особенностей студентов – мигрантов;

    1. Использование рефлекторных и портфельных методов оценки;

 Методы:

  • теоретически – сравнительный анализ философской, социологической, психолого – педагогической литературы по теме;
  • вторичный анализ данных;
  • опрос / анкетирование;

  Вследствие быстро изменяющегося мира проблема адаптации студентов – мигрантов в пространстве вуза стоит наиболее остро и имеет место в большом количестве работ.

 Одним из подходов к решению проблем поликультурного развития является гражданское образование и воспитание, теория, которая разработана ещё в начале 20 века немецким учёным Г. Кершенштейнером. В российской педагогике цели и задачи воспитания и образования нашли отражения в трудах

6

В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, И.А. Добролюбова; значение  народности в воспитании с учётом особенностей русского развития национального самосознания, воспитания сформулировано К.Д. Ушинским. В современной, отечественной культуре такая традиция воспитания получило своё развитии у Е.В. Бондаревской, Н.М. Борытко, Т.И. Власовой, О.В. Гукаленко, Т.Е. Исаевой, Т.Н. Сапожниковой, Е.Н. Сорочинской, Л.Л. Супруновой, Л.М. Сухоруковой и др.1 Философская концепция культуры и концепция диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.А. Жданов и др.);

теория учебно – воспитательного процесса в высшей школе (Н.В. Бордовская, Ю.К. Бабанский, В.В. Краевский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин и др.); концепция личностно – ориентированного образования и воспитания (С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.Т. Фоменко); концепция поликультурного образования и организации поликультурного образовательного пространства (А.Г. Бермус, Д. Бенкс, П. Горски, Т.П. Ильевич, С. Ниетто, Р.З. Хайруллин и др.); теория исследования педагогической культуры (И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, и др); концепция гражданского и национального образования (Г.Н. Васильева, Е.Г. Крючева, Т. Маршал, В.А. Яшаева и др.); теория и практика организации социально – педагогической поддержки и защиты (Т.В. Анохина, О.С. Газман, Г.Д. Давыдов, С.В. Кульневич и др.); концепция компетентностного подхода в обучении (Г.А. Бордовский, И.А. Зимняя, А.К. Макарова, А.А. Миролюбова, О.И. Сафроненко, А.В. Хуторской и др.)2

  Данная курсовая работа имеет следующую структуру: введение, Глава 1 содержит процесс социализации, студенчества, концепцию социального

перемещения, этапы социализации. В Главе 2 излагается специфика социальной защиты студенчества, т.е. подходы, статистика и специфические черты.

___________________

 1  Доморовская О.Г. Социально- педагогические условия адаптации студентов – мигрантов в культурно- образовательном пространстве вуза: диссертация. Ростов –на- Дону, 2007 – С.4

Там же. – С.7

 

7

 Глава 3 раскрывается социально – педагогический портрет студента – мигранта, условия эффективной адаптации студентов – мигрантов, а также метод и принципы.

Глава 4 содержит мотивы приезда и перспективы трудоустройства иностранных студентов, заключение, список литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Глава 1. Социализация студенческой молодежи

 

  Кардинальные изменения в экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества неизбежно затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших сферу образования. (7) Характерной чертой социокультурных процессов, происходящих в современной России, являются новые требования к подготовке будущих специалистов для профессиональной деятельности, ориентированной на овладение не только системой знаний, но и системой умений, позволяющих успешно осваивать социальную деятельность.(3)

  В этих условиях принципиальное значение в социологической науке и практике приобретает осмысление накопленных теоретических знаний по вопросам социализации студенческой молодёжи, обеспечивающих интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций молодёжи в обществе.

 

    1. Процесс социализации.

 

  Социализация студенческой молодёжи как социологическое явление – важный процесс установление взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой) на основе реализации индивидуальной стратегии социального обучения, самопознания и самореализации личности, обеспечивающей социальное становление специалиста с высшим образованием как активного субъекта профессиональной деятельности.(9)

  Направленность и характер протекания процесса социализации студенчества как особой социально- демократической группы в определяющей степени зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. Социализация – это индивидуальный,

Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов