Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе высшее образование в России претерпевает качественные изменения, которые выражаются в реформах, связанных как с социально- политическими и экономическими изменениями, происходящими в стране, так и с подписанием Россией Болонской конвенции, с её вхождением в единое европейское образовательное пространство. Реформы среднего и высшего образования ориентированы на изменение и переосмысление содержание образования, основных форм и методов обучения. Такая направленность образования приобретает особую значимость в многонациональном государстве, каким является Россия, со всеми присущими ему социальными, экономическими и этническими особенностями, которые усиливаются в результате внутренней и внешней миграции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3-8
Глава 1. СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ..................9
1.1. Процесс социализации……………………………………………………..9-11
1.2. Студенчество………………….……………………………………………11-17
Глава 2. О СПЕЦИФИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СТУДЕНЧЕСТВА ………………………………………………………………………………………18
2.1. Авторские исследования в области социальной защиты……………..19-25
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ - МИГРАНТОВ В КУЛЬТУРНО –ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА………………………….26
3.1. Социально – психологический портрет студента - мигранта……………………..…………………………………………………..26-27
3.2. Условия эффективной адаптации студентов - мигрантов…………………………………………………………………..........27-28
3.3. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов…………………………………………………………………….….28-29
ГЛАВА 4. ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
……………………………………………………………………………………30-31
4.1.Мотивы приезда и перспективы трудоустройства…………………………………………...............................…32-36
ГЛАВА 5. АССОЦИАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ…………………………......................................................................37
5.1. Основные цели и задачи Ассоциации………………………………………38
5.2. Основные мероприятия проводимые Ассоциацией……………………38-43
Заключение.............................................................................................

Работа содержит 1 файл

Готовая Курсовая работа 3 курса.с изменениями.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

« образовательный». Однако получение его связано с преодолением ряда

ограничений. Кредит выдаётся для  оплаты обучения на дневном отделении

средних, средних специальных и  высших образовательных учреждений,

которые имеют лицензию на ведение образовательной деятельности и находятся на территории России. Чтобы получить кредит, клиент должен доказать свою платёжеспособность. Как правило, гарантами при получении кредита выступают родители выпускника. Если родители

 « неплатежеспособны», необходимо найти состоятельных  попечителей, либо предоставить  другие гарантии (например, квартиру, дачу, ценные бумаги

машину и.т.д.). (38) Кредит предоставляется на срок 10 лет, включая время обучения. Первые пять лет уплачиваются только % по кредиту (в 2002г. % ставка возврата за кредит составляла 22%годовых, в 2003г. – 16%). Погашение основной суммы осуществляется равными долями после завершения учёбы – с 1 числа месяца, следующего за месяцем окончания ВУЗА, колледжа, училища, лицея, школы. Если обучающийся переводиться на « бюджетное» обучение или

отчисляется за неуспеваемость, действие льготного периода прекращается, устанавливается новый график погашения кредита17.(15)

  Таким образом, можно предположить, что студенты готовы нести ответственность за формирование своего благосостояния. Заметим, что современное студенчество характеризуется большей интервальностью, опорой на собственные силы, конкурентоспособностью. Данные проведённого опроса подтверждают не раз отмечавшуюся социологами ориентацию большинства молодёжи на собственные силы и поддержку ближайшего окружения. Так что, видимо, студенчество несёт в себе достаточно большой потенциал субъективности. Не случайно 56,1% респондентов полагают, что активность и

_______________________

17 Выборнова В.В., Дунаева Е.А. Социальная поддержка молодёжи в контексте модернизации образования // Социологические исследования – 2004. №10 – С.137

24

организованность студенческой молодёжи будет способствовать решению её проблем.(50)

  Сохранение традиционной  модели управления, где единственным  субъектом 

социальной защиты является государство, сдерживает развитие иных

субъектов, в качестве которых выступают институты  гражданского общества. Поэтому совершенствование управления должно коснуться как расширения круга субъектов социальной защиты, так и изменения взаимоотношений между субъектами. Отношения в управлении социальной защиты студенчества могут строиться не только как субъективно- объективные, но и как субъективно- субъективные на основе применения технологии социального партнёрства между государством как основным субъектом социальной защиты и студенчеством. (15)(9)

  Существенным моментом, способным оказать положительное влияние на эффективность социальной защиты студенчества, является установление вертикали в управлении социальной защитой между федеральными органами и органами государственного управления субъектов федерации на основе координации и совместной работы в осуществлении вопросов, относящихся к совместному ведению.(48) Это в первую очередь относится к нормативно- правовому, и информационно-аналитическому обеспечению социальной

защиты студенчества. На федеральном уровне необходимо внести более точное определение понятия социальной защиты, исходя из концепции социальных прав, а также обеспечить возможность привлечения к участию в социальной защите студенчества различных субъектов - институтов гражданского общества, в том числе студенческих общественных организаций и объединений.(17)

 

 

 

 

25

Глава 3. Социально – педагогические аспекты адаптации студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза

 

  Под социально – педагогической адаптацией студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза понимается конкретное сотрудничество студентов – мигрантов, педагогов и администрации вуза направленное на принятие студентами – мигрантами новых требований принимающего общества, развитие их социально - педагогических, общекультурных, коммуникативных, профессиональных, рефлекторных, учебных компетенций, при сохранении культурной идентичности, т.е. на подготовку квалифицированного и полноправного гражданина Российского общества. (10)

 

3.1.  Социально – психологический портрет студента – мигранта.

 

Социально – педагогический портрет студента – мигранта включает следующие основные характеристики:

  1. Принадлежность к определённой социально – демографической группе (пол, возраст, социальный статус родителей, место проживания);
  2. Уровень вовлечения в образовательный процесс (предпочтение определённых форм и методов обучения, успеваемость);
  3. Ценностные ориентации (мотивы выбора определённой профессии, мотивы выбора специальности, мотивы выбора образовательного учреждения);
  4. Социальное самочувствие (понимание собственной социальной значимости, участие в политической и общественной жизни вуза и страны);

 

26

  1. Уровень терпимости по отношению к представителям других национальностей и культур;
  2. Осознание собственной культурной идентичности; (21)

 

    1. Условия эффективной адаптации студентов – мигрантов.

 

Важными условиями эффективной адаптации студентов – мигрантов является:

  • коллективное взаимодействие всех субъектов образовательного

процесса, направленное на эффективную адаптацию студентов  – мигрантов в культурно –  образовательном пространстве вуза;

  • рефлексия как основа осмысления студентами – мигрантами

преподавателями, студентами – представителями принимающего общества, причин успехов и неудач обучения, развития личности студента, осознание его творческих возможностей на фоне имеющегося культурно – исторического опыта;

  • использование социально – педагогического портрета студентами –

мигрантами, отражение  качества наиболее характерные для  представителей того или иного региона, с учётом которых выстраивается  модель, а в дальнейшем и система средств адаптации студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве вуза;(21)

  • эффективность адаптации студентов – мигрантов определяется на

основе комплексной и многоуровневой системы оценки развития их ключевых компетенций, включает оценку своего уровня развития, оценку студентов – представителей принимающих студентов- мигрантов как

полноправного субъекта студенческого общества, а также  оценку преподавателей как полноправного  субъекта образовательного процесса; (28)

  • результаты реализации системы средств социально – педагогической

адаптации студентов  – мигрантов свидетельствует  о её вариативности, гибкости в применении, поскольку учебный процесс / компонент  представлен 

27

спецкурсами, состоящий  из модулей, которые могут быть интегрированы в учебный процесс с учётом специфики вуза, уровня языковой и общей подготовке студентов, уровня профессиональной подготовки преподавателя к работе со студентами – мигрантами и личностными особенностями самих студентов – мигрантов;(21) (36)

 

    1. Метод и принципы социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов.

 

  Контакты в поликультурном  обществе призваны служить обогащению  культур представителей различных  национальностей. 

  Теория и практика  поликультурного образования и  воспитания также с основными принципами личностно – ориентированного образования и воспитания, которые не только вооружают человека необходимыми умениями

и навыками, но и помогают найти решение многих проблем  с позиции личностного опыта  участников образовательного процесса.

  Одним из основных методов проектирования и ориентированного образования применительно к миграции в многонациональном обществе является культурологический, рассматривающий образование сквозь призму культуры, и процесс, осуществляющийся в культуросообразной образовательной, составляющие которой наполнены личностными смыслами к человеку. Эффективная жизнедеятельность в новом социокультурном обществе возможна при условии адаптации мигрантов в принимающем обществе, принятие ими новых социальных и культурных требований.(24)(2)

  При реализации принципов социально – педагогической адаптации студентов – мигрантов в культурно – образовательном пространстве российского вуза возникают определённые противоречия между:

  • новой гуманистической парадигмой высшего образования

 

28

предполагающей личностно  – ориентированное взаимодействие культурно – исторического опыта  каждого участника образовательного процесса, и недостаточной практической разработанностью социально - педагогических условий для реализации такой  парадигмы; (2)

  • между происходящими процессами глобализации в сфере образования и

недостаточностью межкультурных  и сравнительно – педагогических исследований в области поликультурного, национального и гражданского образования;

  • между потребностями государства, общества и личности в социально –

педагогической поддержке  и защите мигрантов и отсутствие теоретических знаний и практических способов организации процесса адаптации  студентов – мигрантов в вузе. Теоретический анализ философского, социально – педагогического, гражданского образования; (1)

  • между потребностями государства, общества и личности в социально –

педагогической поддержке  и защите мигрантов и отсутствие теоретических и практических способов организации процесса адаптации  студентов – мигрантов в вузе.(21)(1)

  Таким образом, имеется необходимость изучения функционирования механизма социально – педагогических условий, обеспечивающих гармоничную ситуацию студентов – мигрантов в образовательном пространстве вуза, анализ международного опыта в области поликультурного и личностно – ориентированного образования. Так как особенность поликультурного образования заключается в его направленности на сохранение студентом – мигрантом собственной культурной идентичности при одновременном принятии новых социально – культурных, образовательных и воспитательных требований.

 

 

 

29

Глава 4. Иностранные студенты в российских вузах

  Последнее десятилетие поставило перед российской высшей школой сложнейшие вопросы: о ее реальном месте и роли в новой развивающейся отрасли мирового хозяйства - международном рынке образовательных услуг; об использовании имеющегося или создании нового инструментария его освоения; о фактической государственной значимости развития экспорта образовательных услуг с целью усиления влияния России на мировые события.                                                                                                                                          Деструктуризация традиционной системы российского высшего образования вызвала целый поток негативных проявлений, не только существенно пошатнувших авторитет нашей высшей школы за рубежом, но и в значительной степени ослабивших перспективы реализации возможностей такого инструмента развития и защиты геополитических интересов страны, как подготовка специалистов для зарубежных стран и формирование "института" выпускников российских вузов. Многие из них со временем занимают значимые, а иногда и ключевые, позиции в управлении этими странами, в решении вопросов экономического, политического и иных видов сотрудничества, имеющих или могущих иметь для России стратегическое значение. В связи с этим особое значение приобретает научно обоснованное управление международным образованием не столько в масштабах страны, сколько в масштабах вуза. Частным направлением управленческой работы международной службы вуза является управление процессом социальной адаптации иностранных студентов. Оптимизация взаимодействия этой социальной группы с условиями образовательной среды, являющаяся целью управления процессом социальной адаптации, в настоящее время приобретает особое значение в связи с расширением контингента иностранных учащихся в российских вузах. Повышенное внимание к теоретическим и практическим аспектам организации и регулирования процесса социальной адаптации

30

иностранных студентов  вызвано, по-нашему мнению, тремя группами причин. 

  1) привлекательность вуза для иностранных граждан естественно ведет к повышению его международного статуса, расширению международных связей. Информация о системе обучения, дающей возможность получить качественное профессиональное высшее образование, распространяется выпускниками среди соотечественников, побуждая их сделать выбор в пользу соответствующего вуза. Следовательно, задача вуза при этом состоит в том, чтобы иностранные студенты, заканчивающие российский вуз, не имели негативных примеров для отрицательной рекламы. (32)

Информация о работе Влияние социальной среды на адаптацию студентов-мигрантов