Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать влияние наследственных факторов на
развитие и социализацию школьника.
Объект - процесс развития и социализации школьника.
Предмет - наследственные факторы, влияющие на развитие и социализацию школьника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
I. Теоретическая часть………………………………………………………....5
1.1Сущность понятия «развитие школьника»…………………………….....5
1.2Факторы и уровни социализации школьника…………………………….8
1.3Влияние наследственных факторов на развитие и социализацию
школьника………………………………………………………………...12
1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника…17
II. Практическая часть……………………………………………………….18
2.1Методика для изучения социализированности личности учащегося....18
2.2Формы работы социального педагога по социализации и развитии
школьника……………………………………………………….………..18
Заключение………………………………….………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………27
Приложение ……...………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.86 Кб (Скачать)

    Основные  факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: 1) биологическая  наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.

    На  формирование личности определенное влияние  оказывают биологические факторы, а также факторы физического  окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной  социальной группе. Однако главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой  опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

    Известно, что младенец вступает в большой  мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время  ребенок становится человеческим существом  с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения  и ответственностью, а также с  неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

    Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.                 Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.                     Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

    -стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;

    - игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;

    -стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет    целая группа людей.                                                                                                          

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд

По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” – источник энергии, стимулируемый  стремлением к удовольствию; “эго”  – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго” , или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом  процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

    Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .

    Многие  психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими  моментами. 

    1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника.

     

В современном  обществе работа социального педагога нужна:                                             -вшколе, вклассе.                                                                                                                         

-в школах-интернатах, детских домах.                                                                              

-в лесных  школах, детских санаториях.                                                                            

-в социально-образовательных центрах, центрах социально- психологической помощи.                                                                                                                      Главным во всех учреждениях является работа социального педагога с семьей и ребенком. Попробуем выделить основное в деятельности социально-педагогических и учебно - воспитательных учреждений. Рассмотрим, что является общим в его работе во всех этих учреждениях. 

1.Только знание ребенка поможет социальному педагогу принять правильное решение в помощи ребенку или его перевоспитанию. Необходимо знать о его здоровье, его отношениях в семье, в школе, среди сверстников во дворе. Только составив карту личности и карту среды, педагог сможет принимать какие то решения. Знания о ребенке он получает из беседы, проведении анкетирования, анализа поведения и круга его общения.

2.Дальнейший этап работы социального педагога сводится к тому, чтобы вместе со школьником осмыслить его положение, ситуацию, в которой тот оказался.

3.Социальному педагогу необходим и педагогический такт, и мастерство соблюдению меры в общении с ребенком, дозировка своего воспитательного воздействия на него; передозировка – это уже давление, помеха общения с ребенком, а значит, и знанию его. Важно не только повлиять на ребенка подростка но скоординировать влияние семьи, школы, сверстников, в отношениях с ним. Проанализировав его небольшие успехи, поставить большую цель.

    Организаторские способности социального педагога проявляются в том, что бы убедить  школьника, что только сам он сможет изменить свою жизнь и выйти из сложившейся ситуации. Организаторская  деятельность заключается в том, чтобы добиться от ребенка стремления стать на путь самовоспитания, самоорганизации. [11;320] 

    II. Практическая часть 

    2.1Методика  для выявления уровня социализированности  личности учащихся 

    Исследования  проводились на учащихся 10 «Б»класса  МОУ СОШ №5 пгт Магдагачи Амурской области. В исследовании принимало участие 21человек: 11юношей и 10девушек. Для изучения эмпирических задач исследования проводилась методика на выявление уровня социализированности личности учащихся(составитель: М.И.Рожков).                                                                      

 Методика для изучения уровня социализированности личности учащихся  проводилась с целью выявления социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.                                 

    Учащимся  предоставляется бланк для ответов  и 20суждений, на которые они должны были ответить «всегда», «почти всегда», « иногда», «очень редко», «никогда».

    В результате интерпретации ответов удалось выявить, что уровень социальной адаптированности у 5 учащихся из 21 – высокий, у 12- средний, и у 4- низкий. Степень автономности у 4учащихся из 21 – высокая, у 15- средняя и у 2- низкая. Уровень активности у 6 учащихся из 21 – высокий, у 12-  средний и у 3 – низкий. Уровень нравственности у 6человек  из 21 – высокий, у 14 – средний и у 1 – низкий.

    Таким образом, можно сделать вывод, что  в данном классе средний уровень  социализированности учащихся. 

    2.2Формы  работы социального педагога  по социализированности и развитии  школьника 

    Внеклассное мероприятие   «Все мы разные»: урок толерантности.

Цель:   формирование гуманистических ценностей, способствовать социализации учащихся.

    Задачи:

-познакомить  учащихся с культурой ведения  дискуссии, а так же приёмами, позволяющими повысить эффективность  выступления; 

-развивать  стремление к самовоспитанию,;

-способствовать  социализации учащихся: создать  условия для формирования -терпимости  к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, национальности, мировоззрению и т.д.);

-обучающиеся  должны осознать неодинаковость  людей, научиться различия между  ними принимать как положительный  факт;

-сформулировать  принципы толерантности. 

    Предварительная подготовка:

    Начать  работу над «Книгой   моего   Я» (индивидуальная тетрадь обучающегося), заполнить страницы: «Моё имя», «Кто Я?», «Какой Я?»

    Оборудование: листы бумаги для работы в группах, коллаж из имён, жетоны трёх цветов по количеству участников занятия, листы  бумаги в форме листьев дерева, аудиозаписи, презентация по ходу урока, на которой – названия разделов занятия, портрет Талейрана (Приложение1).

                                             Ход мероприятия

    Вступительное слово учителя:

- Сегодня,  ребята, мы поговорим с вами  о том, что такое доброта,  взаимопонимание, терпение, какую  роль эти человеческие качества  играют во взаимоотношениях между  людьми.

    Если  каждый попробует задать себе вопросы: «Кто Я? Какой Я? Что делает МЕНЯ частью НАС?», то он поймет, что ответить на них не так-то легко. Поэтому мы вместе попробуем найти ответы на эти  сложные вопросы. В процессе их поиска не может быть правильных или неправильных суждений, так как каждое мнение имеет право на существование.

    1.Уникальный  мир личности: «Кто Я? Какой  Я?»

    1-й  ученик:

                      О, тоска! Через тысячу лет

                      Мы не сможем измерить души!

                      Мы услышим полет всех планет,

                      Громовые раскаты в тиши.

                      А пока – в неизвестном живём

                      И не ведаем сил мы своих

                      И, как дети, играя с огнем,

                      Обжигаем себя и других. 

                                                                        (А.Блок) 

    Учитель: С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопросы «Кто Я? Какой Я?». Это  вопрос бытия, составляющий основу самого себя, своего истинного «Я». Это вопрос уникальности каждого человека на планете  Земля. Каждый формулирует его по-разному, и в новом периоде жизни  он звучит не так, как в предыдущем. По- своему на этот вопрос отвечает и  трёхлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убелённый сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»?

    2-й  ученик: С нашего имени! Известный  античный поэт Гомер говорил:

                         Между живущих людей безыменным  никто

                         не бывает

                         Вовсе, в минуту рождения каждый  –

                         И низкий, и знатный –                                                                                            

    Имя своё от родителей в сладостный дар   получает.

1-й ученик: Статья 7 Конвенция   ООН о правах  человека закрепляет неотъемлемое  право каждого ребёнка на имя  с момента своего рождения.

    Учитель: Имя – это то, что «вкладывается» в нас, становится частью нас самих. Наше имя помогает нам понять себя, раскрывает нас для других людей.

Ваши  «Книги моего Я» тоже начинаются с  описания имени. Попытаемся выяснить, как ваше имя отражает ваши личные качества: внешние данные, черты  характера, поступки.

Информация о работе Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника