Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать влияние наследственных факторов на
развитие и социализацию школьника.
Объект - процесс развития и социализации школьника.
Предмет - наследственные факторы, влияющие на развитие и социализацию школьника.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….….3
I. Теоретическая часть………………………………………………………....5
1.1Сущность понятия «развитие школьника»…………………………….....5
1.2Факторы и уровни социализации школьника…………………………….8
1.3Влияние наследственных факторов на развитие и социализацию
школьника………………………………………………………………...12
1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника…17
II. Практическая часть……………………………………………………….18
2.1Методика для изучения социализированности личности учащегося....18
2.2Формы работы социального педагога по социализации и развитии
школьника……………………………………………………….………..18
Заключение………………………………….………………………………..26
Список используемой литературы…………………………………………27
Приложение ……...………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 59.86 Кб (Скачать)

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………….….3

    I. Теоретическая часть………………………………………………………....5

    1.1Сущность понятия «развитие школьника»…………………………….....5

    1.2Факторы и уровни социализации школьника…………………………….8

    1.3Влияние наследственных факторов на развитие и социализацию                                                                                                                   

          школьника………………………………………………………………...12

    1.4 Роль социального педагога в развитии и социализации школьника…17 

    II. Практическая часть……………………………………………………….18

    2.1Методика для изучения социализированности личности учащегося....18

    2.2Формы работы социального педагога по социализации и развитии

          школьника……………………………………………………….………..18

    Заключение………………………………….………………………………..26

    Список  используемой литературы…………………………………………27

    Приложение  ……...…………………………………………………………..29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

      Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Большую роль в развитии и социализации школьника играет семья. Типичной ошибкой во многих нынешних семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление как можно быстрее, одним махом перевоспитать их. Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание? Это конечно же наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы к тому, что эти проблемы повторятся и в их потомстве.                                                                                 

    Наследственность -  свойства организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Проблема наследственности актуальна на протяжении уже многих лет, английский психолог Д. Шаттлеворт пришел к следующему заключению, что на умственное развитие большее значение оказывает наследственный фактор 64%.                                                           

    Проблема  влияния наследственных факторов на развития и социализации изучалась  такими учеными как: А.В. Мудрик, Д.Смелзер, З. Фрейд, Ж. Пиаже, В.С. Ильин, Вильям Штерн, П.Ф.Каптерев, Д. Шаттлеворт. Каждый из них вне свой вклады в решение данной проблемы.                                                               

Цель  исследования - исследовать влияние  наследственных факторов  на          

развитие  и социализацию школьника.                                                             

Объект - процесс развития и социализации школьника.                                  

Предмет - наследственные факторы, влияющие  на развитие и социализацию школьника.                                                                                                                

Задачи:                                                                                                                                           1. Изучить процесс социализации  и развития школьника.

2.Выявить роль наследственных факторов, влияющих  на развитие и социализацию школьника.                                                                                                  

3.Изучит роль социального педагога в жизни школьника.                              4.Подобрать диагностическую методику для выявления уровня социализации школьника.                                                                                                                 Гипотеза- развитие и социализация будет успешной если будет проводиться целенаправленное работа социального педагога.                                            

Методы: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, беседа с учащимися и учителями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    I.Теоретическая часть

                

    1.1Сущность понятия «развитие школьника» 

    В философских словарях понятие “развитие” трактуется как качественные, в основном, необратимые, направленные изменения системы. Направленность изменений может иметь следующие векторы: прогрессивный, регрессивный и горизонтальный.[5:321]                                                         

    Развитие  понимается также как закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующееся  как необратимое и направленное. Одновременное наличие этих свойств  отличает развитие от других изменений. [6; 210] Развитие школьника – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего в высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик  личности.  Отечественный психолог Р.С.Немова, понимает“развитие” трактуется следующим образом. “Развитие” определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. [3; 122]    Так же понятие “развитие” трактуется как последовательные (прогрессирующие или регрессирующие), в целом необратимые количественные и качественные изменения психики; при этом старые структуры входят в новые, претерпевая изменения и реорганизацию. [4;127] По Л.И.Божович “развитие” есть возникновение системных психологических новообразований.                                                                                                 

    П.П. Блонский, Л.С. Выгодский определяли развитие, как результат сложного длительного поступательного процесса, в ходе которого изменяются  его  биологические, психические и социальные свойства. Эти изменения происходят в процессе формирования личности под  воздействием ее воспитания и образования. Воспитание оказывает определяющее влияние на развитие личности. [9;325] Таким образом, обобщая психологическое и философское понимание развития, можно сказать, что развитие есть процесс качественныхизменений,характеризующихсянеобратимостью,многомерностью,

     направленностью и возникновением качественно новых  образований. Различные органы и системы на разных этапах возрастного созревания развиваются по-разному, наблюдается известная неравномерность и нескорректированность их развития в отдельные периоды роста и взросления человека, что в свою очередь сказывается на особенностях психического развития детей разного возраста, облегчая или, наоборот, усложняя работу воспитателей.                                                                                                                 

     По мнению Ильина В.С. , существует 4 уровни развития школьника: высший, высокий, средний и низкий. Высокий уровень: «Учащиеся не проявляют высокой активности, если нет внешних стимулов, в учении, в труде, в отстаивании коллективных интересов, в определении своего жизненного пути…». И тому подобное, вплоть до недостатка устойчивости к негативным явлениям и равнодушия к общественной деятельности. Учащиеся среднего уровня, интересы личные у них превалируют над общественными . Конечно, они быстро поддаются отрицательным влияниям, знания у них фрагментарные, умения – разрозненные. Естественно, учащиеся низкого уровня охарактеризованы еще хуже. Спекулятивность этих критериев очевидна, но главный источник опасности состоит в том, что, располагая подобным описанием уровней сформированности личности, «классный руководитель использует приведенные характеристики как критерии личности каждого школьника в целом… сводит их в единую карту воспитанности… с оценками по четырехбалльной системе: высший уровень – 5, высокий – 4, средний – 3, низкий – 2. После составления карты воспитанности классным руководителем она уточняется (доводится) с учителями, работающими в классе, затем с активом класса и обсуждается в классе…».[11;332]                                                                                                   

    Почему различные люди достигают различного уровня развития?  Это зависит от взаимодействия внутренних природных сил и внешних социальных условий. Внутренние – это физиологические и психологические особенности человека, внешние – это среда. Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы и среды.                                                                                                          

    Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В процессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение его  организма, психики под влиянием его окружения. Личность развивается  как результат общения и участия  в разных видах общения и участия  в разных видах деятельности сначала  игровой, затем учебной и трудовой. В зависимости от окружения развивается  его мировоззрение, его общественная сущность.                                                                                                                               

    Большую роль в развитии школьника играет семья. Семья – это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.  Типичной ошибкой во многих нынешних семьях, где дети педагогически запущенные, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, его желание немедленно исполняется. Еще одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Что же мешает наладить эффективное семейное воспитание? Во-первых, наследственность. Если сами родители имели проблемы в детстве, они должны быть готовы к тому, что эти проблемы повторятся и в их потомстве. Во-вторых, и это уже подвластно родителям, - изменяющиеся и постоянно усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что появилось в жизни их детей. Отсюда и подавляющее большинство проблем. В-третьих, постоянно снижающаяся культура семейного воспитания, где низкая педагогическая культура родителей занимает лишь малую часть. Здесь и отход от народной педагогики, традиций и воспитания всем обществом. Семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей, несмотря на то, что переход от одних общественно-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает у многих родителей растерянность, неуверенность в своем будущем и будущем детей. 

    1.2Понятие социализация .Факторы и уровни социализации школьника 

    Рассмотрение  методологических и теоретических  аспектов проблемы социализации обнаруживает, что педагогическая характеристика этого понятия выражается, по меньшей  мере, пятью подходами.                                     

-Социологический подход. ( Л.А.Левшин, Х.И. Лийметс, Т.Н. Мальковская) Социализация рассматривается как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающих и стихийные воздействия среды и организованные – воспитание и образование.                                                                                                                              –Факторно - институциональный подход. (В.И. Генецинский, И.С Кон, А.В.Мудрик)Социализация определяется как совокупность действия факторов,институтов и агентов социализации.                                                                                                    

Информация о работе Влияние наследственных факторов на развитие о социализацию школьника