Влияние интернета на социализацию молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТАНА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Понятие и основные характеристики процесса социализации
1.2 Интернет как социальное явление
1.3 Влияние Интернета на процесс социализации

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.27 Кб (Скачать)

     По  числу пользователей лидируют Facebook (500 000 000), MySpace (255 000 000), WindowsLiveSpaces (120 000 000), HabboHotel (121 000 000), ВКонтакте (109 698 570), Friendster (Филиппины, Малайзия, Индонезия, Сингапур, 90 000 000), Hi5 (80 000 000), Tagged.com (70 000 000)[Википедия].

     Наиболее  популярными русскоязычными социальными  сетями являются «ВКонтакте» и «Одноклассники.ru».

     «ВКонтакте» — крупнейшая в рунете социальная сеть, российский аналог сервиса Facebook, по данным AlexaInternet второй по посещаемости сайт России, второй на Украине и  в Белоруссии, четвертый в Казахстане, 34-й в мире. Сайт изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов  и выпускников элитных российских высших учебных заведений, позднее  — как универсальный способ связи  для всех социальных групп и возрастов. В январе 2009 года «ВКонтакте» впервые  обогнал по посещаемости в России своего главного конкурента — «Одноклассники». А уже в апреле на сайт «ВКонтакте»  зашло 14,3 миллиона уникальных российских пользователей, тогда как на «Одноклассники»  — 7,8 миллиона, что почти в два  раза меньше. Долгое время о владельцах сайта не было точных сведений. Это обстоятельство послужило основанием для возникновения противоречивых слухов, что сайт был создан и принадлежит ФСБ, которая с его помощью контролирует его пользователей. В конце 2007 года Павел Дуров (главный администратор сайта) заявил о несостоятельности подобных слухов, однако сторонних подтверждений до сих пор не существует[Википедия]. «Одноклассники.ru» — социальная сеть, русский аналог сайта Classmates.com (англ.), используемая для поиска одноклассников, однокурсников, бывших выпускников и общения с ними. Проект был запущен 4 марта 2006 года. Автор проекта и создатель сайта — Попков Альберт Михайлович.

     Сайт  является одним из самых популярных ресурсов русскоязычного Интернета, занимая, по некоторым данным, одно из лидирующих мест по ежемесячному охвату для аудитории  российских интернет-пользователей  14—55 лет (данные на июль 2009 года), среди сайтов, не относящихся к поисковым системам и среди всех русскоязычных ресурсов. По данным собственной статистики сайта, на февраль 2010 года зарегистрировано 45 миллионов пользователей, посещаемость сайта — 10 млн. посетителей в сутки[Википедия].

     Интернет  — это не только сфера коммуникации, но и обширная библиотека, где можно  найти тексты на любую тему. При  этом Интернет предоставляет пользователю возможность самому решить для себя, какая информация ему полезна, а  какая нет. Отсутствие внешних ограничений  на получение информации (Интернет, кроме Китая, пока не контролируется Правительством или кем-либо) — вероятно, одно из самых привлекательных его  свойств. Однако бесконтрольность доступа к ресурсам Интернета таит в себе и серьезные потенциальные опасности для человека. В глобальной сети содержится большое количество ресурсов порнографического содержания, демонстрирующих и пропагандирующих различные формы насилия, популяризирующих различные методы манипуляции сознанием, насаждающих мистицизм, расизм, сексизм и пр.

     В пространстве Интернета присутствует определенная криминальная составляющая, которая включает в себя разноплановые  ресурсы: с одной стороны, — сайты  террористических организаций и  групп и различных экстремистских и радикальных движений, с другой — казино, игровые автоматы, букмекерские конторы, тотализаторы, которые в  массе своей связаны с организованной преступностью (независимые эксперты полагают, что только в России виртуальные  рулетки приносят от 200 до 500 млн. долларов США в год)[Мудрик]. 

1.3 Влияние Интернета  на процесс социализации 

     Влияние информационной компоненты на социум в целом и на процессы социализации в частности резко возросло с  момента их качественного изменения, предоставившего пользователям информации возможность активно участвовать в движении и преобразовании информационных потоков. В силу этого информация как ценность общества нового типа определяется не только и не столько ее общедоступностью, познавательным, экономическим или политическим потенциалом, сколько возможностью персонализации, определяющей новые грани самоидентификации личности. Таким образом, новая информационная среда выступает одновременно и средством, и средой социального развития личности[Социальная психология - Хрестоматия - Сост. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.].

     В настоящее время происходит интенсивное  экспериментирование с анонимностью от предельного самораскрытия с  элементами эксгибиционизма (здесь  — обнажения самых интимных чувств, поступков, переживаний и пр.) и/или  аггравации (здесь — преувеличение  своих трудностей с целью вызвать  сочувствие и пр.) до обмана, склонности к манипулированию и попыток  фактически управлять мнением о  себе (А. Жичкина, Е. Белинская).

     Так, в чате имеется возможность послать  отдельному лицу сообщение, которого группа может и не видеть, однако для  подростков особую привлекательность  представляет именно возможность группового общения. В средах мультимедийного  чата такого типа текстовые переговоры часто происходят в виртуальном  пространстве, где участники используют маленькие иконки визуализации, так  называемые аватары, чтобы представить  себя. Некоторые пользователи (особенно подростки) любят представляться вымышленными образами, изменяя имя, возраст, личность, а порой и пол. Некоторые среды  чата (например, многопользовательские  системы виртуальной реальности) представляют собой запутанный фантастический мир, в котором участники создают  всевозможные типы вымышленных ролей  и сценариев. Это напоминает живой  роман со своими персонажами и  сюжетами. Невозможность видеть и  слышать другого человека делает чат довольно неоднозначным и анонимным средством общения, тем более что люди не знают настоящих имен друг друга.

     Многими учеными в рамках вопроса интернет-коммуникаций рассматривается проблема социальнойидентичности пользователей.

     А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская считают, что чем большее местов самокатегоризации занимает социальная идентичность, тем ниже активность пользователей в Интернете. При этом идентификация с виртуальной социальной группой по своему влиянию на активность пользователя аналогична идентификации с реальными социальными группами: высокая степень идентификации и с реальной, и виртуальной социальной группой препятствует проявлению активности пользователей в Интернете.

     Говоря  о проблеме идентичности пользователей  Интернета, необходимо затронуть феномен создания «виртуальных личностей». Ему уделяют внимание такие исследователи, как Sh. Turkle, Дж. Семпси, А.Е. Жичкина, K.S. Young. Данными авторами выделяется две группы причин создания «виртуальных личностей»: мотивационные (удовлетворение уже имеющихся желаний) и «поисковые» (желание испытать новый опыт как некоторая самостоятельная ценность) причины. В первом случае создание «виртуальной личности» несет в себе компенсаторную функцию. По мнению K.S. Young, Sh. Turkle, Семпси, такая «виртуальная личность» существует как «для себя», осуществляя идеал «Я» или, наоборот, реализуя деструктивные тенденции пользователя, так и «для других» — с целью произвести определенное впечатление на окружающих.

     Во  втором случае «виртуальная личность»  создается для расширения уже  имеющихся возможностей реальной социализации, получения нового опыта. Так А.Е. Жичкина считает, что создание «виртуальной личности» не является компенсаторным стремлением по преодолению объективных  илисубъективных трудностей реального  общения и взаимодействия: довольно часто «виртуальная личность» оказываетсяне  соотносима ни с «идеальным», ни с  «реальным» Я[Солодовник].

     Электронная почта привлекает некоторых тем, что при общении собеседники  не видят и не слышат друг друга (может  иметь место полная анонимность), что выглядит особенно привлекательным  в подростковом и раннем юношеском  возрастах, когда люди часто испытывают известные трудности при установлении непосредственного контакта с другими  людьми. Кроме того, электронная  почта позволяет исключить возможность  прочтения персонального сообщения  третьими лицами, обеспечивая тем  самым интимность общения.

     Таким образом, общение посредством Интернета  создает перспективы преодоления  коммуникативного дефицита и расширения круга общения, повышения информированности  в обсуждаемых вопросах, защищенности от наиболее грубых манипулятивных действий, обмена ситуативными эмоциональными состояниями  и настроениями.

     Общение в Интернете, пожалуй, в наибольшей степени привлекательно в подростковом и раннем юношеском возрасте, когда  ищут новых друзей и новые субкультуры, пытаясь обрести чувство принадлежности к той или иной группе. В Интернете  юный человек получает возможность  общения с практически безграничным количеством людей и групп  по интересам, со всевозможными типами личностей, узнает множество историй, имеет возможность обменяться мнениями и обсудить интересующие его вопросы. Поиск собственного круга общения  идет параллельно тенденции автономизации  от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем-то своим. Сеть Интернета в этом плане особенно заманчива — она позволяет  удовлетворить потребность в  лидерстве и стимулирует предприимчивость. С другой стороны, подростки все  же боятся полной автономизации.

     Известно, что подростковый и юношеский  периоды — время стрессов и  фрустраций. Подросток, юноша, девушка  испытывают стресс везде — в школе, в семье, общаясь с друзьями. Что  делать с этим чувством неудовлетворенности, особенно когда оно связано с  сексуальностью и агрессией, и к тому же усиливается гормональными всплесками? Необходимо дать выход своим эмоциям, для чего анонимный мир киберпространства подходит как нельзя лучше (Дж. Салер).

     Факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень  анонимности общения, имеют чрезвычайно  большое значение. Новизна естественным образом привлекает молодежь, которая, согласно имеющимся данным, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, как и люди более старшего возраста, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты: действительные либо мнимые недостатки собственной  внешности, дефекты речи (например, заикание), некоторые свойства характера (застенчивость и др.) или психические  заболевания (например, аутизм). При  высокой степени анонимности  общения такого рода недостатки нетрудно скрыть, а в случае назойливых расспросов на чувствительную тему общение может  быть прервано[Мудрик].

     Степень социальной зрелости пользователей  младших возрастов, проводящих много  времени в Интернете, возрастает. Киберпространство открывает массу  возможностей удовлетворить потребность  в самовыражении, исследовании и  экспериментировании в плане  постижения собственной личности (Дж. Салер). Анонимность в интерактивном  общении поощряет их обсуждать такие  вопросы, о которых они не смогли бы поговорить в реальной жизни. Возможность  варьировать степень анонимности  в общении обладает, как показывает практика применения Интернета, большой  притягательной силой. Часто скрываются настоящее имя, возраст и социальный статус, инвертируется пол, истинные факты биографии подменяются  или дополняются вымышленными, неадекватным образом представляются сведения об опыте, компетентности, вместо реальных описываются социально одобряемые личностные качества, в том числе одобряемые лишь в узком социуме, субкультуре, андерграунде (например, киберпанков, музыкальных фанатов, игроков в компьютерные игры и т.д.). С психологической точки зрения подобная активность может быть охарактеризована, правда, с некоторыми оговорками, как позитивная. Действительно, при этом расширяется психологический опыт, развивается социальная компетентность, реализуются такие существенные потребности, как желание, с одной стороны, выделиться из толпы, быть замеченным и узнаваемым, а с другой стороны, присоединиться к референтной группе (субкультуре), спрятаться и раствориться в ней, разделив групповые ценности и почувствовав себя защищенным.

     В мире многопользовательских коммуникативных  систем подростки, юноши, девушки могут  экспериментировать с любыми типами личности, способными отразить их скрытые  желания, потребности и опасения. Персонаж, который они конструируют, дает им возможность действовать  подобно тому человеку, которым они  восхищаются. В идеальных условиях они могут и сами научиться  чему-то у своих персонажей. Возможно, они могут даже развить в реальной жизни те черты, которыми восхищаются  в своих героях. При не совсем идеальных условиях интерактивный  персонаж просто становится еще одним  способом бессознательного переживания  стрессов и конфликтов реальной жизни  — без изменения собственного характера.

     Важной  негативной стороной коммуникативного применения Интернета можно считать  интернет-аддикцию (интернет-зависимость): подобное общение способно целиком  затягивать субъекта, не оставляя ему  ни времени, ни сил на другие виды деятельности. Однако термин «зависимость от Интернета» выглядит спорным, если подходить к  нему со строгими медико-психологическими критериями: эта зависимость не упоминается  в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других человеческих увлечений (коллекционирование, страсть  к покупкам, графоманство, просмотр телепередач, гипертрофированная забота о собственном здоровье и др.), не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости. В наиболее расширительном смысле к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, т.е. опосредствованного общения, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам и аукционам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. По сравнению с другими видами зависимостей (например, от алкоголя и наркотиков), интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как и наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем, однако в действительности этих проблем не решает.

     Однако  наиболее значительный объем исследовательской  и консультативной работы в этой области выполнен на основе анализа  зависимости от опосредствованного Интернет-общения (Ю. Бабаева, А. Войскунский, О. Смыслова).

     Исследователи приводят различные критерии, по которым  можно судить об Интернет-зависимости. Так, К. Янг называет следующие четыре признака:

Информация о работе Влияние интернета на социализацию молодежи