Влияние интернета на социализацию молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТАНА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Понятие и основные характеристики процесса социализации
1.2 Интернет как социальное явление
1.3 Влияние Интернета на процесс социализации

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.27 Кб (Скачать)
 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТАНА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 

    1. Понятие и основные характеристики процесса социализации
  1. 1.2 Интернет как социальное явление
  2. 1.3 Влияние Интернета на процесс социализации

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования. Общественное развитие в современную эпоху характеризуется стремительностью и масштабностью социальных изменений, во многом — благодаря новым информационным и коммуникационным технологиям. Выявление места и роли Интернета (INTERnationalNETwork) в жизни современного общества составляет актуальную междисциплинарную научную задачу. Появившиеся и появляющиеся в последнее время работы больше посвящены отдельным аспектам этой проблемы (СМИ и Интернет, экономика и Интернет, политика и Интернет и т.д.), тогда как обобщающие и междисциплинарные труды практически отсутствуют. На сегодняшний день упоминание термина «Интернет» может содержать в себе смыслы не только компьютерной, но и социальной направленности. Международная компьютерная сеть стала новым СМИ, общедоступным средством массовой коммуникации, площадкой экономических и политических операций, местом проведения досуга и даже религиозных действий. Интернет проник практически во все сферы общества, его широкое вхождение в нашу жизнь и быт произошло гораздо быстрее массового освоения таких технических изобретений конца XIX — первой половины XX в., как телефон, радио, телевидение.

     Очевидно, что социальный спрос на Интернет оказался очень высоким. Из специализированной компьютерной сети Интернет за короткий срок приобрел черты социальной системы. Согласно отчету аналитической компании «comScore», количество пользователей Интернета  в мире достигло 772 млн. человек за май 2009 года. А в России к 2009 году по данным Фонда «Общественного мнения»  Интернетом пользуются около 29,4 млн. человек, что составляет 26% от общего населения  России. Таким образом, Интернет-аудитория  за последние 5 лет существенно выросла (на 18%). Из них около 40% респондентов «окунаются» в так называемый мир виртуальной реальности ежедневно.

     На  проходящей в Москве конференции  «РИФ+КИБ» 2010 были обнародованы данные о количестве зарегистрированных в  российском сегменте интернета почтовых ящиков как на платных, так и на бесплатных доменах. По данным специалистов, на сегодня их число превысило 160 миллионов. Кроме того, стало известно и о том, какое количество россиян  зарегистрировано в социальных сетях.

     По  данным специалистов, хотя бы в одной  из них проводит свое время 92% пользователей  российского сегмента интернета. Эксперты также сообщили о том, что на данный момент в рунете создано более 15 миллионов блогов, количество которых  продолжает стремительно расти. Увеличение сейчас происходит, по большей части, за счет создания микроблогов, таких, как Twitter.

     Проблематика  изучения интернет-коммуникаций находится  в центре внимания многих отечественных  и зарубежных исследователей, таких, как Ю.Д. Бабаева, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, А.Е. Жичкина, Д.В. Иванов, Д.И. Кутюгин, В.Л. Силаева, О.Г. Филатова, Дж. Семпси, В. Фриндте, Т. Келер, Т. Шуберт, J. Steuer,Sh. Turkle, K.S. Young и др. В этих трудах затрагиваются проблемы общения и взаимодействия пользователей в Сети; принципы самопрезентации личности в сетевом общении, выработки идентичности в виртуальном пространстве, особенности формирования складывающихся виртуальных общностей, проблема интернет-аддикций.

     Все вышеприведенное свидетельствует  об актуальности темы данной работы.

     Цель  курсовой работы — изучить влияние Интернета на социализацию молодежи.

     Объектом  исследования в курсовой работе является процесс социализации молодежи; предметом — Интернет как фактор социализации молодежи.

     Ключевая  гипотеза курсовой работы заключается в том, что влияние Интернета на процесс социализации носит двоякий характер, то есть может быть как позитивным, так и негативным.влияние интернет фактор социализация молодежь 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТАНА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ 

1.1 Понятие и основные  характеристики процесса социализации 

     В науки о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его  первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Франклин Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория  социализации» употребил его  в значении, близком к современному, — «развитие социальной природы  или характера индивида», «подготовка  человеческого материала к социальной жизни»[Подрезов].

     Однако  обращение к проблематике социализации началось задолго до широкого распространения  соответствующего термина. Вопрос о  том, каким образом человек становится компетентным членом общества, всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX в. стал интенсивно исследоваться социологами (Э. Дюркгейм) и социальными психологами (Г. Тард).

     До  оформления теории социализации в самостоятельную  научную область исследования шли  в рамках других традиционных проблем  человекознания (о задачах воспитания, формирования и развития личности и  общества, межпоколенной трансмиссии  культуры и др.). С появлением в  научном обиходе понятия «социализация» произошла переориентация этих работ  в новое русло, и к середине XX в. социализация превратилась в самостоятельную  междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или  ее отдельные аспекты изучают  философы, этнологи, социологи, психологи, педагоги, криминологи, представители  других наук.

     Необходимо  отметить, что до 60-х гг. XX в., говоря о социализации, все ученые имели  в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже на старость. Естественно, что столь недавнее обращение к изучению социализации на этих возрастных этапах не позволило накопить обширный эмпирический материал и внести соответствующие коррективы во многие концепции, построенные применительно к социализации человека в детстве, отрочестве, юности.

     Анализ  многочисленных концепций социализации показывает, что все они так  или иначе тяготеют к одному из двух подходов, по-разному оценивающим  роль самого человека в процессе социализации.Первый из них утверждает или предполагает пассивную позицию человека в  процессе социализации. Условно данный подход может быть назван субъект-объектным, где общество — субъект, а человек — объект его воздействия. К его представителям можно отнести Э. Дюркгейма, Т. Парсонса. Сторонники второго подхода (Ч. Кули, Д. Мид) исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на себя самого. Этот подход можно определить как субъект-субъектный[Подрезов].

     Опираясь  на фундаментальные принципы и первого, и второго подходов, социализацию можно определить как целенаправленный процесс передачи и усвоения человеком ценностей, культурных норм и образцов поведения, распространенных в группе и обществе, в ходе которого происходит освоение общественно-значимых социальных ролей.

     К настоящему времени в науке сложилось  достаточно большое количество подходов к анализу сущности процесса социализации. Дадим общую характеристику некоторых  из них (см. таблица 1). 

     Таблица 1 Основные концепции социализации

    Психоаналитическая

    традиция

    Социализация  — динамика взаимодействия Ид, Эго, Суперэго с постепенным обретением индивидом власти над собственной  биологической природой.
    Гуманистические концепции Содержание  процесса социализации состоит в  становлении и развитии личностных характеристик.

    Э. Фромм: социализация есть концептуализация позитивной свободы, интегрирующая личность в микро- и макросреду, не лишая ее при  этом автономии.

    А. Маслоу: социализация — самоактуализация личности. Искажение  ее практик видится следствием ориентации осуществляющих ее институтов на гедонистическое  извращение природы человека, толкование его как существа стремящегося исключительно  к удовольствиям, и нуждающегося потому в постоянном контроле, дисциплине, наказании.

    Э. Гидденс: социализация — источник процесса индивидуализации, способности независимо мыслить  и действовать.

    Диспозиционные  концепции Социализация  представляет собой процесс развития динамических черт и способностей личности.
    Когнитивная теория Дж. Келли: социализация есть формирование тезауруса личностных конструктов, навыков оперирования ими.
    Бихевиоризм Б.Ф. Скиннер: социализация — практика социального научения.
    Феноменология М. Вебер: социализация влияет на становление целерационального  характера человеческого поведения, определяя тем самым активную роль индивида в социальных взаимодействиях.

    Г. Зиммель: процесс  социализации предстает в виде развертывания  сущностных свойств человека.

    Структурный функционализм О. Конт, Г. Спенсер: человек изначально асоциален, общество создаетего как личность через систему  институционализированных воздействий.

    Э. Дюркгейм: содержание социализации заключается в дисциплинирующем воздействии общества.

    Р. Дарендорф: социализация есть ролевая адаптация.

    З.В. Сикевич:в  основе социализации лежит усвоение ценностей, верований, норм, правил и  идеалов предшествующих поколений, передача культурных норм.

    Интеракционизм Ч.Х. Кули: индивид  не имеет от рождения человеческой природы, зарождающейся в группах. Личность формируется посредством  социальных взаимодействий, через создание «зеркального Я», составляемого совокупностью  представлений о ней «обобщенного другого»: как люди нас воспринимают, реагируют на нас, определяют нашу реакцию  на их действия.
 

 

      Существуют различные подходы  к периодизации стадий или этапов социализации.В самом общем виде, учитывая ее двухсторонний характер, социализацию можно разделить на первичную и вторичную. В рамках первичной социализации происходит первое соприкосновение человека с новым для него социальным миром, что предопределяет доминирование процесса «механического» накопления определенного багажа знаний. На втором этапе более важным способом получения знаний (а так же переработки ранее приобретенных) становиться личный опыт человека, его профессиональная и творческая деятельность.

     Поскольку до 60-х гг. XX в. считалось, что процесс  социализации завершается в юности, постольку одной из типичных была периодизация, в которой выделялись три ее стадии:

     - первичная — социализация ребенка;

     - маргинальная — социализация  в подростковом возрасте;

     - устойчивая, или концептуальная (целостная), — социализация в период с  17—18 лет до 23—25 лет.

     Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев соотносят  этапы социализации с возрастной периодизацией жизни человека: младенчество (до 1 года), детство (до 3 лет), дошкольный возраст (3—7 лет), младший школьный возраст (7—11 лет), подростковый (11—14/15 лет), юношеский (14/15—17 лет). При этом критериями выделения этапов служат характеристики личностных новообразований, ведущей деятельности, социальной ситуации развития.

     Шесть этапов в процессе социализации личности выделяются в соответствии с синтетическим  подходом Л. Колберга: страха наказаний, ориентации на поощрения, ожидания социального  одобрения, осознания интересов  и правил общества, анализа нравственных убеждений, собственно этическая.

     Достоинством  данной периодизации, бесспорно, является ориентация на анализ содержания процесса интеграции индивида в общество. Слабостью  — дистанцированность от механизма  социализации, затрудненность интерпретации на ее основе содержания описываемых взаимодействий[Мудрик].

     Одним из первых усомнился в том, что  социализация заканчивается в молодости, американский ученый О.Г. Брим-младший, который в 1966 г. выступил с утверждением, что социализация происходит в течение  всей жизни.

     В отечественной науке получила определенное признание точка зрения Г.М. Андреевой, которая выделяет три стадии социализации —дотрудовую, трудовую и послетрудовую.

Информация о работе Влияние интернета на социализацию молодежи