Влияние интернета на социализацию молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ИНТЕРНЕТАНА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Понятие и основные характеристики процесса социализации
1.2 Интернет как социальное явление
1.3 Влияние Интернета на процесс социализации

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 69.27 Кб (Скачать)

     Вполне  понятно, что принципиальное значение имеют не возрастные границы различных  этапов социализации, а ведущие тенденции, характерные для каждого из них. Однако в любом случае необходимо учитывать, что социализация — процесс  непрерывный: начинаясь с рождения человека, она заканчивается моментом его смерти.

     Каждый  этап и каждая стадия имеют свою специфику содержания и протекания социализации, которая обусловлена  особенностями культуры конкретного  общества. На каждой стадии, а порой  и на каждом возрастном этапе, по-разному  складывается взаимодействие человека с теми или иными факторами  и агентами социализации, различаются  средства и механизмы социализации[Мудрик].

     Социализация  протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством  разнообразных условий, более или  менее активно влияющих на процесс  их развития. Эти действующие на человека условия принято называть факторами социализации. Стоит заметить, что степень их воздействия может варьироваться на разных этапах социализации. Условно факторы социализации можно разделить на четыре группы.

     Первая  —мегафакторы: космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другие группы факторов влияют или могут влиять на социализацию всех жителей Земли. Вторая —макрофакторы: страна, этнос, общество, государство, которые определяют специфику социализации людей, живущих в различных странах (это влияние имеет как прямой характер, так и опосредствованный другими группами факторов).

     Третья  —мезофакторы: определяют условия социализации больших групп людей, выделяемых по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок), по принадлежности к тем или иным субкультурам.

     Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так  и опосредованно через четвертую  группу —микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозные организации, различные общественные, государственные и частные организации, микросоциум.

     Микрофакторы  влияют на развитие человека через  так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен.Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят супруг (супруга), коллеги по работе и пр.

     Социализация  человека осуществляется широким универсальным  набором средств, содержательно специфических для того или иного общества, социального слоя или возраста социализируемого. К ним можно отнести:

     - способы вскармливания младенца  и ухода за ним;

     - язык и речь агентов социализации;

     - формируемые бытовые и гигиенические  умения и представления;

     - окружающие человека продукты  материальной культуры;

     - элементы духовной культуры (колыбельные  песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведения литературы  и искусства и др.);

     - стиль и содержание общения  в семье, в группах сверстников,  в воспитательных и иных организациях;

     - методы поощрения и наказания  в семье, в группах сверстников,  в воспитательных, профессиональных  и иных социализирующих организациях;

     - последовательное приобщение человека  к многочисленным видам и типам  отношений в основных сферах  его жизнедеятельности: общении,  игре, познании, предметно-практической  и духовно-практической деятельности, спорте, а также в сексуальной,  семейной, профессиональной, рекреационной,  общественной, религиозной и прочих  сферах.

     Социализация  человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации. Так, французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом социализации подражание. Американский ученый У. Бронфенбреннер — прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. Н. Смелзер считает важнейшими четыре психологических механизма — имитацию, идентификацию,чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как позитивные, а два других как негативные. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский — закономерную сменуфаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

     Обобщая имеющиеся данные, можно выделить несколько универсальных психологических  и социально-педагогических механизмов социализации. К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

     Импринтинг (запечатление, впечатывание) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

     Экзистенциальный  нажим (от лат. exsistentia — существование) —овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

     Подражание — произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемым средствами массовой коммуникации.

     Идентификация(отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

     Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

     Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие.

     Традиционный  механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и пр.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, этноконфессиональных и социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов (т.е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает «как надо» и «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Например, те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

     Институциональный механизмсоциализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а так же средства массовой информации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а так же опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и других групп. Но субкультура влияет на социализацию человека настолько и в той мере, насколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

     То  есть в русле стилизованного механизма  действуют в первую очередь подражание и идентификация.

     Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

     Социализация  человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и  социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах большую  роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо  явно действуют институциональный  и стилизованный механизмы. Для  людей явно интровертированного  типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм.

     Те  или иные механизмы играют различную  роль в тех или иных сферах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто  является стилизованный механизм, а  стиль жизни нередко формируется  с помощью как традиционного, так и стилизованного механизмов.

     Из  вышесказанного следует, что социализация человека осуществляется в процессе его взаимодействия с многообразными и многочисленными факторами, группами, организациями, агентами, с помощью  различных средств и механизмов, которые не только дополняют друг друга, но в той или иной мере рассогласованы и противоречат друг другу. Все это  объективно обусловливает определенную степень автономии человека, которая  необходима для формирования личности, способной принимать решения, противостоять  внешнему давлению и т.п. 

1.2 Интернет как социальное  явление 

     Распространение сети Интернет идет очень высокими темпами. Можно с уверенностью утверждать, что «всемирная паутина» становится неотъемлемым элементом жизни российского  общества. Количество пользователей  Интернетом растет стремительными темпами. Поэтому любые данные об их количестве устаревают раньше, чем становятся широко доступны. Распространение Интернета  в России весьма неравномерно в тех  или иных регионах. Так, если в Москве к Интернету подключены 75% школ, то по стране в среднем — лишь каждая третья, а есть регионы, где таковых  нет совсем.

     Представляют  интерес данные о том, кто является пользователем Интернета. Исследователи  делят их на несколько категорий: случайные посетители; постоянные пользователи определенных ресурсов; «работники Интернета»; те, кого можно назвать «жителями Интернета». Средний возраст пользователя Сети составляет 35,1 год.

     Пользователи  Сети отличаются высоким уровнем  образования, имеют высокий уровень  доходов. Наиболее обширной является категория  пользователей, занятых в сфере  образования, за ней следует категория  пользователей, деятельность которых  связана с компьютерами, далее  — профессионалы в различных  областях.

     Ряд специальных исследований позволил выявить доминирующую мотивацию  пользования Интернетом. На первом месте стоит познавательный мотив (его назвали 64% респондентов), позволяющий  удовлетворить потребность в  поиске и получении информации различной  направленности. Далее следует деловой  мотив — 52% респондентов обращаются к услугам Интернета для установления контактов и взаимодействия с  партнерами, для организации работы учреждений, фирм и пр. Кроме того, Интернет предоставляет пользователям  возможность реализовать свою потребность  в общении с другими людьми, найти свое место в группе, обрести  чувство принадлежности к ней. Эту  потребность реализует 51% респондентов и, таким образом, мотив аффилиации занимает третье место в мотивации  пользователей Интернета. Следующим  по значимости называется мотив самореализации (47%): поиск способов развития своих  возможностей, способов общения, формирования интересов средствами Интернета (В.В. Пустовойтов)[Мудрик].

Информация о работе Влияние интернета на социализацию молодежи