Шпаргалка по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 21:25, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социология"

Работа содержит 1 файл

политология (20-48).docx

— 77.83 Кб (Скачать)

конституционный кризис - фактическое прекращение действия Основного закона страны; социально-политический (общенациональный) кризис - включает в  себя все три вышеназванных, затрагивает  основы общественного устройства и  вплотную подводит к смене власти.

35. Социальное, государственное  и политическое управление.

Социальное  управление - предмет изучения многих наук: социальных, экономических, политических, юридических, но при этом наука социального управления не является прикладной частью ни одной из них. Опираясь на фундаментальные положения разных отраслей обществоведения, ряд прикладных отраслей, наука управления имеет свой предмет и свою проблематику исследования. Её самостоятельным предметом является управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями, которые складываются в процессе создания самой системы социального управления, её построения, функционирования и развития. Наука социального управления изучает окружающий мир в целостной системе воздействия на все его отрасли для достижения главной цели общества- повышения качества жизни его членов. «Она исследует общие закономерности, принципы социального воздействия независимо от того к какой сфере они относятся, а также закономерности и принципы создания самой системы социального управления».

Государственное управление (англ. public administration) — деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса (public policy). Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, — деятельности по формулированию политического курса.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный  служащий подчинён не столько своему руководству, сколько требованиям  правового государства и Конституции.

Согласно политическому  подходу, основной задачей государственного управления является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные  служащие должны быть политически ответственны (подотчётны), восприимчивы к текущим  интересам граждан.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах.

 

 

Управление  политическое - основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической ор­ганизации.

Политическое управление осуществляется за счет ряда мероприятий, которые подкрепляются насилием, которое может носить как актуальный, так и потенциальный характер. Это управление в общем имеет следующую структуру: принимается политическое решение, организуется его выполнение и контроль за выполнением; в случае неподчинения решению ответственные лица или структуры подвергаются наказанию, вплоть до смертной казни. Политическое решение может иметь форму либо приказа, либо закона, обязательного для тех или иных институтов.

Господство субъектов  власти бывает различным. При деспотическом  управлении обычно пользуются приказами  субъекта власти. В рабовладельческом  обществе действует, как правило, закон  для свободных граждан и приказ для рабов. В сословном обществе управляет сословное право и  приказ монарха. В условиях буржуазной демократии господствует равное отношение  всех граждан по отношению к общему праву. Организацией выполнения решений, контролем и отношением к их выполнению, как правило, занимается государственный  аппарат, который в качестве исполнительной и судебной власти имеет репрессивный институт (совокупность органов, действующих  на основании традиции или закона). В современном обществе с демократической  организацией политическое управление осуществляется в государственно-правовой форме, с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную, при высоком уровне гласности.

 

36. Эволюция науки  о государственном управлении.

 

37. Уровни и  виды государственного управления. Принятие политических решений.

Виды  государственного управления.

Государственное управление - воздействие государства на общественные процессы, управление делами всей общественной системы. Государство в данном случае выступает как основной (но не единственный) институт политической системы общества. Для государственного управления, осуществляемого  президентом, правительством и иными  органами исполнительной власти, представительными, законодательными органами и органами местного самоуправления, характерны следующие признаки:

    выполнение общезначимых функций;

    нормативно-распорядительное регулирование;

    подзаконный характер деятельности;

    использование властных полномочий.

Государственно-административное управление представляет собой вид деятельности по управлению делами государства, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть, ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном, субъектов Федерации, местном.

Государственное администрирование - практическая деятельность государственных органов, технологический процесс подготовки, принятия и исполнения управленческих решений в совокупности методов и средств, с помощью которых решаются задачи государства и его структур различного уровня, осуществляется прямое, систематическое и специализированное воздействие органов управления на подведомственные им органы и объекты на основе административной ответственности за выполнение решений.

Публичное управление - воздействие субъекта управления на общество (общественные процессы отношения) в соответствии с возложенными на него общественно-значимыми функциями и полномочиями.

 

 

 

 

Политические  решения занимают особое место как в текущей политической практике, так и в политической науке. Не случайно их значимость выделяется многими известными политическими мыслителями. Например, американский политолог Р. Макридис считал, что принятие решений — “наиболее важная социальная функция политики”, а его коллега Д. Истон даже определял политическую науку как “исследование способов, которыми принимаются решения для общества”. Предметом политологии, конечно, не может быть исключительно эта область, но ее важность тем не менее очевидна. Каждый день в любой из стран независимо от ее политической системы и режима принимаются самые различные политические решения, оформляемые в виде президентских указов, законопроектов, политических заявлений и деклараций различных политических партий и движений, наконец, отметок в избирательных бюллетенях. Степень их важности, безусловно, различна — все зависит от того, кто принимает решение и чего оно касается. Однако каждое из них в той или иной степени определяет направление развития политического процесса — ведь даже голос избирателя на выборах может привести к кардинальным изменениям в политической системе той или иной страны.

 

38. Определение  термина «социальная политика».  Республика Беларусь как социальное  государство.

Социальная  политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным. Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).

 

39. Понятие международных  отношений и их специфика.

Международные отношения — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Международные отношения – совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических и иных связей и взаимоотношений между государствами и системами государств, между основными классами, основными социальными, экономическими, политическими силами, организациями и общественными движениями, действующими на мировой арене, т.е. между народами в самом широком смысле этого слова.

Международные отношения  между их субъектами строятся на двусторонней или многосторонней основе, носят  глобальный или региональный характер.

Специфика участников. По мнению известного французского социолога Р. Арона, «международные отношения — это отношения между политическими единицами». Таким образом, для него международные отношения — это, в первую очередь, взаимодействие между государствами или «дипломатом» и «солдатом». По мнению же американского политолога Дж. Розенау, символическими субъектами международных отношений являются турист и террорист.

 

 

 

 

 

 

 

40. История становления  системы международных отношений.

Современная система международных  отношений, где субъектом является государство, инструмент - договора и  соглашения - эта система возникла в новое время. В Средние века в европейских международных  отношениях большую роль играло христианство и папский престол. Католическая церковь пыталась подчинить себе все государства. В конец ХІ века - папа Григорий УІІ отмечал, что большая часть Европы должна быть под властью Рима. Законна власть та, которая от главы церкви. Рим в праве назначать королей, князей. Папство пыталось стать наднациональной властью. В Средние века Римская империя направляла свою деятельность в трех направлениях. Во-первых, за обладание всей политической светской властью в Европе. Монарх - наместник Рима, каждый его шаг должен быть согласован с Римом. Во-вторых, огнём и мечом расширить свою власть в новых странах и регионах: в мусульманских странах и, в большей степени, в Восточной Европе (Россия). И, в-третьих, организация крестовых походов.

В ХІІІ - ХУ ст. папское влияние  ослабевает в Европе из-за укрепления монархий. Крепнут города, которые  поддерживают сильную государственную  власть. Церковь в попытке адаптироваться к новым условиям устраивает Вселенские церковные соборы, на которых разбирались  споры между государствами. На соборах (по замыслу церкви) слово папы - закон (третейский судья). Соборы длились  очень долго. Базильский собор 1431 - 1449: спор Польши и Литвы о границах, спор Англии с Францией, Бургундии с Австрией. В практике международных отношений соборы не стали инструментом мира в Европе. Продолжалось жёсткое соперничество за благосклонность папы. Интенсивно шел нарастания национально-государственных тенденций. Многочисленные споры и разногласия разрешались через вооруженные столкновения.

В исторической литературе ХУІІ ст. часто называют “веком кризиса”, подразумевая под этим неуклонно  нарастающее всестороннее разложение феодализма. Следующее столетие по праву можно считать “веком Просвещения”. Его роль в разрушении устоев “старого порядка” и в обосновании необходимости  перехода к гражданскому обществу трудно переоценить. В Средние века бесспорным арбитром в вопросах морали, этики, повседневного бытия человека выступала  церковь. Она освящала своим авторитетом  существующий правопорядок, доказывала, что политические отношения, присущие Средневековью, являются единственно  справедливыми и возможными. Иного  не дано, утверждала церковь. Все, что  не вписывалось в церковные каноны, объявлялось ересью и подвергалось жесточайшим гонениям.

Однако по мере того, как  устои средневекового общества начинали все больше колебаться под напором  новых веяний, религиозные догматы  стали постепенно утрачивать свою неоспоримость. В сфере духовной жизни образовывался  своеобразный вакуум. Вся система  отношений, на которой зиждился “старый  порядок”, лишалась одной из своих  важнейших опор. Перед обществом  во весь рост стал вопрос: что заменит  веру? Жизнь дала на это ответ - разум.

Ход исторического развития требовал разрешения проблем международных  отношения. В этот период возникает  теория европейского равновесия, получившая свое развитие в трудах Макиавелли. Он предлагал баланс сил между  пятью итальянскими государствами. Теорию европейского равновесия со временем воспримет вся Европа, и она  будет работать, по мнению Киссинджера, до настоящего времени. Теория европейского равновесия - основа большей части  международных союзов, коалиций, государств.

Суть теории европейского равновесия заключается в том, что  все страны должны сгруппироваться  таким образом, чтобы не допустить  воин и разногласий, агрессии, межгосударственных конфликтов.

Возвышение Германии. Преодоление  раздробленности. Отто Фон Бисмарк.

Следующим весомым событием в истории международных отношений  Европы стала франко-прусская война.

В последней трети ХІХ века в международных отношениях сложились три главных направления противоречий. Во-первых, франко-германский антагонизм (из-за Франко-прусской войны). Во-вторых, восточное направление. Раздел земель Турции, которая ослабла и целый ряд противоречия на Балканах. И, в-третьих, противоречие в колониях, регион - Азия, Африка.

 

 

 

41. Структура и  виды международных отношений.  Основные международные отношения.

Виды. (Классификация).

на основе классового критерия:

отношения господства и подчинения (отношения в эпоху феодализма и капитализма)

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"